Сегодня: 25.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Русский язык и литература » Уроки, конспекты


Урок развития речи по сказке Т.Рик "Бабочка Алина и мыльные пузыри" 6-7 класс

16.12.2014, 17:13
Сафронова Светлана Николаевна
Учитель русского языка и литературы, МБОУ "Кызыл-Озёкская СОШ"
Урок развития речи
Подготовка к написанию изложения с элементами сочинения
по сказке Т. Рик «Бабочка Алина и мыльные пузыри»
(Сказка, предупреждающая пассивность)
Дидактическая цель урока: создать условия для подготовки обучающихся к написанию изложения с элементами сочинения.
Задачи:
1. Организовать деятельность учащихся по восприятию, анализу и написанию текста изложения с элементами сочинения.
2. Способствовать развитию речи, внимания, памяти через разные приемы и виды работы с текстом на уроке.
3. В процессе анализа текста сказки Т. Рик способствовать предупреждению пассивности, формируя потребность в активной жизненной позиции.

Развиваемые УУД:
• умение работать с информацией (нахождение, отбор, анализ, переработка);
• составление плана;
• работа с текстом (выделение главной мысли, анализ);
• слушание;
• чтение;
• говорение;
• письмо;
• пересказ;
• умение составлять план;
• умение работать в сети Интернет;
• конструктивное общение;
• умение работать в группе, в команде, распределять функции.

Оборудование: проектор, компьютеры или ноутбуки, Интернет.
Структура урока
I. Вступительное слово учителя.
Цель этапа: подвести обучающихся к осмыслению, что знакомо, а что предстоит узнать.
Учитель предлагает осмыслить тему урока и выделить, что дети знают, а в чем затрудняются. Обучающиеся отмечают, что они знают, как писать изложение, как писать сочинение, но никогда не писали их вместе. После этого учитель предлагает сформулировать цель, наметить план работы. Дети высказывают предположения о том, что цель урока - передать содержание текста (написать изложение), узнать, каким должно быть сочинение и попробовать его написать. План: внимательно прослушать текст, побеседовать по содержанию, написать изложение с элементами сочинения. Совместная постановка целей урока и его планирование является важной составляющей системно-деятельностного подхода.
II. Операционно-мотивационный этап.
Цель этапа: заинтересовать обучающихся дальнейшим прочтением сказки.
-На уроках литературы мы познакомились не с одной сказкой. Вспомним, каковы главные функции сказки? (Развлекать и поучать).
-Сегодня мы будем не просто читать сказку и передавать ее содержание. Мы будем говорить о персонажах, обсуждать их поступки, проблемы, качества, которые мешают им добиться своей цели в жизни и осуществить мечты.
- Попробуйте из данного предложения, взятого из текста сказки, извлечь максимум информации о тексте.
Запись на доске: А бабочка Алина ничего этого не знала – она продолжала мечтать и смотреть цветные сны.
Обучающиеся предполагают, что бабочка Алина все время о чем-то мечтает, смотрит цветные сны. Есть что-то такое, чего она не знает. Возможно, это связано с ее мечтой. Поэтому ей хорошо. (Прием извлечения максимальной информации о тексте из одного предложения обучает отбору реально представленной в предложении информации с опорой на словесное выражение. Роль учителя заключается в том, чтобы помочь уйти от заблуждений, указывая на отсутствие той или иной информации. Безусловно, что такая работа формирует умение отличать реальное от домыслов, что необходимо человеку всегда).
Далее учитель предлагает детям составить предположительный текст сказки. Заслушивается несколько версий. (Такой прием работает на мотивацию, помогает увлечь детей последующим прочтением текста сказки, ведь обучающимся интересно, кто из них был ближе к истинному содержанию сказки).

III. Операционно-исполнительный этап. Цель этапа: создание условий для запоминания, последующего воспроизведения сказки и написания по ней сочинения.
1). Ознакомительное чтение текста изложения.
Цель: создать условия для наилучшего восприятия сказки всеми обучающимися.
В классе 43% детей-визуалов (по способу восприятия и презентации информации), поэтому текст изложение читается и проецируется на экран одновременно.
Т. Рик
Бабочка Алина и мыльные пузыри
На одном цветочном лугу жила бабочка. Звали ее Алина, а фамилия была – Шоколадница. Очень милая бабочка: рыженькая, синеглазая, с длинными ресницами. Правда, другие бабочки считали ее воображалой. Может быть, они были в чем-то правы, но история наша не об этом.
Однажды бабочка Алина влюбилась. Предметом ее страсти был жук Никодим, такой представительный, черный, с толстым брюшком и мохнатенькими усами. Он занимал весьма солидную должность в одной фирме, которая торговала цветными снами, розовыми мечтами и переливающимися мыльными пузырями.
Алина, как только влюбилась, сразу же отправилась в эту фирму и накупила там целый ворох снов, мечтаний и мыльных пузырей.
И вдруг оказалось, что пускать пузыри – ужасно приятное занятие, а уж смотреть цветные сны – и того приятнее. Каждый вечер Алина прибегала с работы домой и погружалась в свои розовые мечты, перемешанные с мыльными пузырями. Она мечтала, что скоро жук Никодим в черном фраке прилетит за ней на большой белой стрекозе и увезет в далекие луга, где растут огромные красные, желтые и синие цветы. Цикады будут петь им песни, а бабочки-подруги будут завидовать ее счастью и богатству.
Но пока она мечтала, жук Никодим женился на толстой жужелице Анфисе Степановне и увез ее в далекие луга. А бабочка Алина ничего этого не знала – она продолжала мечтать и смотреть цветные сны. Так она и прожила в мечтах всю жизнь, до самой осени.
Когда я вспоминаю бабочку Алину, я думаю, была ли она счастлива или несчастна? И никак не могу ответить на этот вопрос.
2). Беседа по тексту.
Цель: в процессе обсуждения сказки обратить внимание на детали, которые помогут восстановить содержание сказки и рассуждать о ней в сочинении.
Учитель предлагает задуматься над тем, для чего нужно ответить на вопросы по сказке?
Вопросы по содержанию сказки: Как выглядела бабочка Алина? А жук Никодим? Где работал жук Никодим? Чем занималась бабочка, придя с работы домой? О чем мечтала бабочка? Чего не знала Алина? Какой вопрос задает автор в конце сказки? (Вопросы по содержанию помогают запомнить детали сказки).
Вопросы для анализа сказки (помогают осмыслить, понять замысел автора):
• - Понравилась ли вам сказка? Какие чувства она пробуждает?
• - О чем эта сказка? (О любви, о мечте, о счастье и несчастье).
• - О каких качествах бабочки Алины идет речь в этой сказке? (Добрая, мечтательная).
• - В чем заключается проблема Алины? (Алина живет и счастлива в своих мечтах, реальная жизнь проходит мимо).
• - Чего недостает Алине для достижения своей цели? (Смелости, активности).
• - Это сказка только о бабочке? (Нет, это сказка о людях)
• -О каких людях? (О тех, кто для достижения своей цели боится действовать, не хочет быть активным).
• - Чему нас учит эта сказка? (Чтобы быть счастливым не только в мечтах, надо делать шаги навстречу счастью).
3). Повторное чтение текста. Составление плана в группах. Цель: создание условий для запоминания текста и его логического изложения по абзацам.
План (один на группу) составляется детьми самостоятельно. Сильные обучающиеся здесь помогают слабым, так как некоторые затрудняются самостоятельно составить план. Затем результаты работы групп озвучиваются.
Примерный план
1. Бабочка Алина жила на лугу.
2. Алина влюбилась.
3.Алина накупила ворох снов, мечтаний и мыльных пузырей.
4. Мечты Алины.
5. Жук Никодим женился.
6. Счастлива ли бабочка Алина?
4) Устный пересказ текста сказки по плану.
Учитель предлагает детям ответить на вопрос, для чего нужен устный пересказ текста по плану. Дети отвечают, что это помогает запоминать текст и последовательность происходящих событий. Далее 1-2 человека пересказывают текст, после этого учитель просит дополнить, исправить.
5) Работа по подготовке к написанию сочинения в группах.
Цель: создать условия для подготовки к написанию сочинения по тексту.
Учитель обращает внимание детей на тему и просит вспомнить, что из планируемого в начале урока не осуществлено. Дети вспоминают, что им предстоит написать не только изложение, но и сочинение. Учитель предлагает подумать, что нужно знать для того, чтобы написать сочинение? Дети отвечают, что надо знать тему, объем, подобрать языковой материал. Учитель сообщает темы сочинений и информирует, что по объему сочинение должно быть небольшим.
Темы:
• Счастлива ли бабочка Алина или несчастна?
• Чему научила вас сказка?
• Продолжите сказку Т. Рик так, чтобы было ясно, была ли счастлива бабочка Алина.
Для сбора материала к сочинению учитель предлагает поработать в группах.
Применение парных, групповых форм сотрудничества отвечает требованиям современной образовательной политики, формируя у учащихся такие качества, как самостоятельность, инициативность, способность к сотрудничеству, толерантность и мн. др. Заметим, что умение передавать полученные знания, делиться ими необходимо в дальнейшем каждому человеку в профессиональной деятельности, при воспитании и обучении собственных детей.
Частично-поисковая деятельность обучающихся с привлечением информационных ресурсов сети Интренет играет важную роль, так как способствует развитию ряда составляющих ключевых компетенций:
• умение найти, отобрать нужную информацию, проанализировать и представить ее другим;
• способность к сотрудничеству;
• умение обучить другого, отстаивать свою позицию.
Задание для 1 группы.
Попробуйте ответить на вопрос: была ли счастлива бабочка Алина?
Для этого обратитесь к поисковым системам и найдите определение счастья в Интернете. Проанализируйте его, выделите ключевые положения для доказательства вашей точки зрения.
В результате работы обучающиеся могут представить информацию следующего характера:
Счастье (философ.), понятие морального сознания, обозначающее такое состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения. С. является чувственно-эмоциональной формой идеала. Понятие С. не просто характеризует определённое конкретное объективное положение или субъективное состояние человека, а выражает представление о том, какой должна быть жизнь человека, что именно является для него блаженством (БСЭ).
Сча́стье — состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения (Википедия).
Примерный вывод: Бабочка Алина, конечно, счастлива, но только в мечтах. В ее реальной жизни счастья нет.
Задание для 2 группы.
Современный известный педагог Б.Т.Лихачев считал счастье целью жизни любого человека. Найдите в сети Интернет ответ на вопрос: «В чем, по мнению Б.Т. Лихачева, заключается подлинное счастье». Согласны ли вы с его мнением? Как вы думаете, захотел бы Лихачев бабочку Алину назвать счастливой или нет? Почему?
В результате работы обучающиеся могут представить информацию следующего характера: Б.Т. Лихачев утверждал, что подлинное счастье достигается умением организовывать свой внутренний мир – уметь ставить цель, строить планы и реализовывать их, иметь мечту и воплощать ее в жизнь. Следовательно, бабочка Алина не была подлинно счастливой.
Задание для 3 группы.
Найдите в сети Интернет несколько высказываний о счастье, укажите их авторов. Выберите из найденных афоризмов те, которые подошли бы для эпиграфа к уроку, к тексту изложения. Вспомните, как следует оформлять эпиграф.
В результате работы обучающиеся могут представить информацию следующего характера:
• Пока есть жизнь, есть и счастье.
Л.Н. Толстой
• Счастье дается тому, кто много трудиться.
Леонардо да Винчи
• Каждый кузнец своего счастья.
Саллюстий
• В царстве бытия нет блага выше жизни, -
Как проведешь ее, так и пройдет она…
Омар Хайям
• Умей мечтать, не став рабом мечтанья…
Р.Киплинг
• Добиться исполнения мечты – в этом величайший смысл жизни человека.
С.Я.Яковлев
• В мечте есть сторона, которая лучше действительности; в действительности есть сторона, которая лучше мечты. Полное счастье было бы соединение одного и другого.
Л.Н.Толстой
Задание для 4 группы.
Как вы думаете, какие слова могут вызвать затруднения при написании, запишите их на доске, прокомментируйте известные орфограммы.
В сети Интернет найдите толкование незнакомых слов: жужелица, цикады.
В результате работы обучающиеся могут представить информацию следующего характера:
1. Для орфографической работы: бабочка Алина Шоколадница, жук Никодим, жужелица Анфиса Степановна, мохнатенькие усы, синеглазая, солидная должность, бабочки-подруги, стрекоза и др.).
2. Для лексической работы: жужелицы – большие жуки; цикады – равнокрылые насекомые, обычно стрекочущие, а в тропических станах - поющие.
Задание для 5 группы.
В сети Интернет найдите информацию об авторе сказки.
В результате работы обучающиеся могут представить информацию следующего характера: Татьяна Геннадьевна Рик (род. 9 сентября 1967 года в Москве) — советский/российский автор детской обучающей и художественной литературы. Жанры, в которых Т. Рик работает: сказки, смешные страшилки, стихи, рассказы о животных, развивающие книжки для малышей, веселые учебники по русскому языку, занимательные задачники.
6). Выступление групп.
Каждая группа представляет найденную информацию. В случае необходимости учитель помогает наводящими вопросами.

IV.Рефлексивный этап
Цель: создание условий для осмысление результатов урока, его пользы.
- Подумаем, чем нам был полезен сегодняшний урок? (Познакомились с новой сказкой, подготовились к написанию изложения и сочинения, узнали новые слова, поговорили о счастье и т.п.)
- В какой ситуации эта сказка может пригодиться в жизни? Кому бы вы ее рассказали? (В ситуации, когда человек не решается на какой-то важный поступок). Данные вопросы имеют выход за рамки предмета. Учебный материал применяется к жизненной ситуации.
- Оцените работу друг друга в группе.

V. Заключительные выводы.
Я надеюсь, что мы сегодня убедились в том, что человек должен сам стремиться решать свои проблемы, а не уходить от них и помнить, что его предназначенье – «светить», «освещать», «быть заметным и нужным», творить судьбу своими руками. Только в этом случае он будет подлинно счастливым.
VI. Задание на последующий урок: написать изложение с элементами сочинения

Результативность.
Основная образовательная цель «Подготовить обучающихся к написанию изложения с элементами сочинения» успешно была реализована в ходе урока. Дети не испытывали трудностей при последующем выполнении задания в черновиках и чистовиках, за исключением отдельных слабоуспевающих ребят, которым охотно подсказывали при затруднении сами обучающиеся, работающие с ними в группах.
В процессе работы с текстом (слушание, осмысление, анализ) и в сети Интернет, в ходе выступлений с результатами работы групп и общении друг с другом происходило развитие речи, внимания, памяти, мышления.
Воспитательная задача реализована успешно, при этом попутно осуществлена психолого-педагогическая коррекция. Отследить это можно в сочинениях. 86 % детей отстаивали точку зрения, что бабочка на самом деле была несчастной, так как вся ее жизнь была лишь сном, мечтой. Два человека написали, что она была счастлива, аргументируя это тем, что она испытала высокое чувство любви. Одна девочка посчитала, что бабочка все-таки была счастлива, ведь она ничего не знала. Во многих сочинениях звучал осмысленный призыв к действию, к активной жизненной позиции.
Дети в группах поставили друг другу хорошие отметки, прокомментировав их. «5»- 6, «4» - 8, «3» -6, без оценок – 2 (присутствовали на уроке - 22 человека).
Кроме видимых результатов урока, можно говорить и о прогнозируемых: предупреждение пассивности, стремление к мечте через деятельность и т.п. О сказке и о Бабочке Алине можно вспоминать за рамками урока, разрешая затруднительные психолого-педагогические ситуации.
Можно говорить о выходе учебного материала за рамки урока. В конце занятия, когда дети отвечали на вопрос - «В какой ситуации эта сказка может пригодиться в жизни? Кому бы в ее рассказали?»- многие рассуждали о том, что эту сказку можно вспомнить в различных жизненных ситуациях:
• «когда нужно будет принимать важные решения»,
• «когда друг много мечтает, а мало делает»,
• «когда сестра захочет поучаствовать в конкурсе, но будет сомневаться»,
• «папе, он мечтает купить машину»
• и др.


Категория: Уроки, конспекты | Добавил: ssaf
Просмотров: 2335 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 1.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 25.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог