Сегодня: 20.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Русский язык и литература » Уроки, конспекты


Урок внеклассного чтения. Стихотворения С. А. Есенина. 6 класс.

СКАЧАТЬ (284.9 Kb) 18.05.2015, 02:41
Требтау Юлия Александровна
учитель, МБОУ " СОШ№24"
Требтау Юлия Александровна
Урок внеклассного чтения. Стихотворения С. А. Есенина.
Литература (развитие речи)
6класс (11-12 лет)
1) Овладение грамотным выразительным чтением.
2) Способность проявить себя в коллективе.
3) Возможность общения со сверстниками во время учебного процесса.
Задачи:
1) Познакомиться с творчеством поэта.
2) Научиться распознавать выразительные средства
3) Анализировать стихотворное произведение.

На уроках внеклассного чтения, я стараюсь пользоваться интересными и разнообразными методами. Ребятам, как правило, нравится такой подход, они с удовольствием читают, пересказывают, развивая речь. Кроме того, атмосфера в классе более «мягкая», это связано с тем, что у многих появляется возможность раскрыться, показать на что способны.
Данный урок спланирован для обучающихся 6 классов. Продолжительность занятия-45 минут. Стараюсь учитывать не только возрастные особенности ребят, но также не оставляю без внимания индивидуальные способности, а также черты характера. Ведь темперамент, на мой взгляд, играет весомую роль в развитии личности школьников, а также помогает им в решении разного рода задач. Например, холерики-дети активные, следовательно, могут выступать в роли ведущих и направлять в нужное русло сверстников. Более спокойные-сангвиники
( меланхолики), способны наиболее точно и скрупулёзно ответить на вопрос, требующий усидчивости и «взвешивания» информации. А вкупе-это замечательный тандем, учитель-лишь помощник, старший (по возрасту) товарищ.
Запоминая материал, школьники самоутверждаются в коллективе, проявляя свои таланты: (выразительное чтение, красочное выступление, высказывание своей точки зрения). И, безусловно, запоминают материал необычным, интересным способом.

1. В начале урока озвучиваются цели, учащиеся пробуют сформулировать задачи.
Учитель рассказывает интересные факты биографии Сергея Александровича Есенина. Такие, о которых не говорили на уроках литературы.
Например, о том, что Есенин принадлежал так называемым имажинистам, которые главным выразительным средством любого произведения считали метафору.
Имажинизм-от латинского - образ, направление в литературе XXвека. Отсюда и такое количество метафор в каждом стихотворении С. А. Есенина.
Безусловно, семья не могла не повлиять на желание поэта творить. Бабушка много рассказывала о фольклоре, знакомила маленького Есенина со сказками, частушками, стихами. Любовь поэта к литературе возникла в раннем детстве, и не только бабушка «помогла» в этом, но и дедушка-читал Есенину Церковные книги. Чтение было главным занятием Есенина в детские годы.
Обязательно продемонстрировать слайды с фотографией поэта, а также показать картинки исторических мест, и того места, где родился Великий Поэт. Необходимо, также упомянуть о том, какие важные исторические события происходили в то время в России, и каким образом могли повлиять они на творчество поэта, на его судьбу, личную жизнь.
Мои мечты стремятся вдаль,
Где слышны вопли и рыданья,
Чужую разделить печаль
И муки тяжкого страданья.

Я там могу найти себе
Отраду в жизни, упоенье,
И там, наперекор судьбе,
Искать я буду вдохновенья.

2. Выразительное чтение стихотворения « Мои мечты», его анализ.
На доске расположен лист бумаги с надписью «Мечта». Ребята по одному выходят к доске и приклеивают к этому листу-эпитеты слову. Учащиеся озвучивают все выразительные средства стихотворения « Мои мечты». Мечты стремятся-олицетворение; Разделить печаль-сравнение и т.д.
Из данного стихотворения можно понять, как трудно складывалась его судьба. Были моменты в жизни очень тяжелые. Душа и сердце Есенина рвались туда-где, по его мнению, он мог найти радость. Переживал поэт разрывы с женщинами, страдал, и потому столько горечи в строках. И в то же время-надежды, от возможно скорого успокоения.
Ответить на вопрос: Что чувствовал Есенин, когда писал эти строки?

3. Ребята делятся на группы, и пишут синквейн на тему Мечта.
учитель-помощник распределяет детей, опираясь на индивидуальные особенности учащихся. Самые активные ученики работают в команде наряду с менее активными, это даст возможность всем реализовать себя. Дети, чуть слабее остальных, выполняют задание в парах. Более спокойные, уравновешенные ученики, помимо синквейна, рисуют «МЕЧТУ». Обучающиеся, у которых возникают сложности с развитием речи, могут вместо синквейна, охарактеризовать Мечту, подобрав к этому слову «правильное» на их взгляд определение, составить словосочетание.

Мечта
Долгожданная, желанная
Хочу, добьюсь, выстрадаю
Моя самая заветная мечта.
Грезы.

Розовая мечта, любимая мечта, моя мечта ….

4. Прослушивание стихотворения «Черемуха» в исполнении М. Козакова (аудиозапись).
5. Продолжаем работать в группах. На цветных листах распечатан текст произведения. Ребятам необходимо проанализировать его. Найти изобразительно-выразительные средства. Охарактеризовать настроение поэта, в момент написания стихотворения. Попытаться представить его выражение лица, жесты.

Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.

Черемуха душистая
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.

Подчеркнуть в тексте все возможные изобразительные средства. Использовать разного цвета фломастеры. Метафору-красным, эпитет-зеленым, сравнение-синим….Почему в нашей работе мы не используем темные цвета? Объяснить.
Потому что черемуха-символ весны. В это время года все оживает, расцветает, зеленеет, пестреет. Радует нас многообразием цветов и звуков.

Индивидуальное задание. Описать свое настроение одним словом, от прослушанных, прочитанных, проанализированных стихотворений. Написать ярким фломастером это слово на листе бумаги.



6. Подведение итогов также как и предыдущие этапы урока, должно запомнится.
Необходимо уточнить что нового интересного узнали, что хотели бы выяснить еще? Перечислить все художественные средства и их особенности (с примерами).

Предлагается учащимся ответить на два вопроса (анонимно)
- что понравилось на уроке?
- что не понравилось?

Запоминая материал, школьники утверждаются в коллективе, проявляя свои таланты: (выразительное чтение, красочное выступление, высказывание своей точки зрения). И, безусловно, запоминают материал необычным, интересным способом.
Практика показывает, что ребятам весьма комфортно обучаться в предложенных учителем условиях. Они более активны, эмоциональнее. Немаловажным, на мой взгляд, еще является и то, что дети дружелюбнее и внимательнее относятся к друг другу, считаются с мнением товарищей. Не только на уроках, но и в жизни такая линия поведения поможет уже состоявшимся личностям. А самое главное для учителя-это не только знающие, ответственные и толковые ученики, но и отзывчивые, добрые, думающие…
7. http://samlib.ru/a/as_w/yesen.shtml

Категория: Уроки, конспекты | Добавил: YuliyaTrebtau
Просмотров: 3391 | Загрузок: 68 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/2

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 2
+1   Спам
Юлия Александровна, очень интересный урок. Работа детей в парах или группах, всегда очень продуктивна, помогает раскрыться застенчивым ребятам! Успехов! Отличное начало!

+1   Спам
Спасибо большое!

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 20.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог