Сегодня: 20.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Русский язык и литература » Уроки, конспекты


Урок внеклассного чтения в 8 классе "Память противостоит уничтожающей силе времени"(Д.Лихачев) по повести В.Быкова "Обелиск"

27.04.2014, 11:02
Меркушева Татьяна Леонидовна
учитель русского языка и литературы, Лицей №9 г.Перми

Тема: «Память противостоит уничтожающей силе времени» (Д.С.Лихачев)

Класс: 8

Подготовка урока:
самостоятельное прочтение учащимися повести В.Быкова «Обелиск»; просмотр кинофильма по повести; работа со школьным сайтом «Опера» («Оперативные архивариусы»), на котором ученики выложили информацию о том, в честь каких военных событий поставлены памятники в нашем городе, рассказали о состоянии этих памятников; электронная презентация о В.Быкове; письменный ответ на вопрос: правильно ли поступил Мороз, добровольно сдавшись немцам?

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели и задачи урока
предметные:
проанализировать повесть В.Быкова «Обелиск», осмыслить поступки героев повести;
метапредметные:
учиться аргументированно высказывать свое мнение, учиться слушать друг друга, анализировать, выделять главное и обобщать, работать со справочным материалом (словарями);
личностные:
воспитывать уважение к памяти людей, погибших в годы Великой Отечественной войны, формировать активную гражданскую позицию.

Оборудование урока:
текст повести В.Быкова «Обелиск», выставка книг писателя о войне, портрет В.Быкова, медиапроектор, экран.

Словарь урока:
обелиск, подвиг.

Ход урока

I.Вводная мотивация
-Каждый год наша страна отмечает День Победы. Свершилась она в далеком
1945-м.
-Тема урока - «Память противостоит уничтожающей силе времени». Эти слова принадлежат Д.С.Лихачеву.
-Найдите ключевые слова темы, объясните, почему они важны.
-Почему сила времени названа уничтожающей?
-Как память может противостоять силе времени?
II. Выявление читательского восприятия
Василь Быков — белорусский писатель, лауреат Государственной премии СССР.
(Презентация о В.Быкове).
Он прошел войну и вернулся в эту войну в своих произведениях. Зачем? Может быть, он делает это ради погибших, воскрешая их в памяти, а может, он делает это ради живых?
Главный герой повести «Обелиск», написанной в 1971 году и удостоенной Государственной премии вместе с повестью «Дожить до рассвета» (1973), - сельский учитель Алесь Иванович Мороз. Он добровольно сдался немцам, понимая, что в живых его не оставят, не спасет он и своих учеников. Правильно ли он поступил?
(Проверка домашнего задания).
III. Осмысление и анализ поступков героя
-Мнения ваши разделились. Спорят об этом и сами герои повести.
Какую оценку дают они поступку Мороза, кто они?

Ксендзов Ткачук
«Что он такое совершил? Убил он хоть одного немца?
Особого подвига за этим Морозом не вижу...» «Он сделал больше, чем убил бы сто. Он жизнь положил на плаху. Сам. Добровольно».

-Как объясняет Ткачук свою позицию?
-Как аргументирует свою точку зрения Ксендзов?
-Мог ли поступить иначе Алесь Мороз?
-Повлияла ли власть на решение учителя сдаться немцам?
-Почему вы так считаете?
--Можно ли поступок Мороза назвать подвигом? Что такое подвиг?
--В «Большом толковом словаре русского языка» РАН под редакцией доктора филологических наук Кузнецова С.А. дается такое определение : «Подвиг — героический, самоотверженный поступок, совершенный в опасных условиях, связанных с риском. Самоотверженный, тяжелый труд; важное дело, начинание».
Опираясь на определение, аргументируйте свою точку зрения.
-Достоин ли Мороз обелиска?
-Почему власти не хотят вписать его имя?
К-то ухаживает за памятником? Почему?

IV. Обобщение и осмысление данной проблемы в современной жизни.
-Согласны ли вы с академиком Лихачевым, что «память противостоит уничтожающей силе времени»? От кого или от чего это зависит?
-С какими проблемами столкнулись вы, когда знакомились с памятниками и обелисками нашего города?
-Нужны ли вообще памятники, обелиски? Как можно по-другому сохранять память о прошлом?
-Как память о войне сохраняется в вашей семье?

V. Домашнее задание.
Домашнее задание: написать сочинение- эссе ( по выбору учащихся) «Нужно ли хранить память о прошлом?», «Почему Василь Быков возвращает нас в Великую Отечественную?»



Категория: Уроки, конспекты | Добавил: merkusheva
Просмотров: 3498 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 1.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 2
-1   Спам
Этапов урока три. А здесь их пять?

+1   Спам
А у Вас образование педагогическое7

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 20.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог