Сегодня: 20.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Русский язык и литература » Уроки, конспекты


Конспект урока по литературе "Великий сеятель «разумного, доброго, вечного»(Д.И.Фонвизин)" в 8 классе

СКАЧАТЬ (10.7 Kb) 17.12.2012, 22:48
Черпакова Галина Владиславовна
учитель русского языка и литературы, Государственное учреждение "Средняя школа №6" г.Кокшетау
Тема: Великий сеятель «разумного, доброго, вечного»

Волшебный край! Там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы…
А.С.Пушкин «Евгений Онегин», гл. 1

Цель: познакомить учащихся с сатирическим дарованием Фонвизина на примере комедии «Недоросль»; выявить своеобразие конфликта и композиции; показать наибольшую значимость для автора проблем воспитания, образования и нравственности, их диалектическую связь. Актуальность пьесы; формировать умение анализировать драматическое произведение.

Ход урока:
1. Организационный момент
2. Слово учителя.
-На литературном небосклоне 18 века вспыхнет особая звезда - «сатиры смелый властелин», блеснёт Фонвизин «друг свободы». Всей душой любивший родину, он свой девиз определит так:
Ты должен посвятить Отечеству свой век.
Коль хочешь навсегда быть честный человек.
-Образованный, смелый, живой человек. Он восхищает нас своим остроумием.
3. Сообщение ученика.
Биографическая справка (индивидуальное задание даётся заранее).
4. Рассказ учителя о создании и первом представлении комедии.
Время создания: 1779-1781 гг.
Во второй половине 18 века, в самую мрачную пору царствования Екатерины II , Д.И. Фонвизин пишет свою замечательную комедию. Первая постановка состоялась 24 сентября 1782 года в деревянном театре на Царицыном лугу силами актёров придворного театра. Фонвизин сам принимал участие в разучивании актёрами ролей. Успех был полный. О первом представлении комедии один из современников вспоминал так: «…Театр был наполнен, и публика аплодировала пьесе метанием кошельков».
Первая публикация- 1783 год.
5. Учитель:
-Нашему вниманию представлена комедия «Недоросль».
-А что же обозначает это слово? Слово представляем его Величеству Словарю.
6. Ученик даёт толкование слову «недоросль».
7. Учитель:
-Кого можно назвать недорослем в комедии? (Ответы учащихся).
-Давайте поприсутствуем на уроке у Митрофанушки. (Выразительное чтение по ролям, действие III, явление 7).
8. Риторические вопросы:
-Вы почувствовали иронию автора?
-Разве не приходится вам и сегодня встречать подобное?
-Чем же интересна комедия Фонвизина сегодня?
9. Учитель:
Это произведение актуально, прежде всего, проблемой воспитания, образования.
-Как же решает её сам автор? Какой даёт ответ?
Само название комедии «Недоросль» говорит о том. Что её основная тема- вопрос о ложном и истинном воспитании. Герои комедии. Согласно принципам классицизма, делятся на отрицательных и положительных.
Положительные герои верят в силу воспитания. Софья в начале IV акта появляется с книгой французского епископа Фенелона.
- Как называется эта книга? («О воспитании девиц»)
- Стародум в беседе со своей племянницей высказывает мудрые мысли о службе, о человеческом предназначении, о богатстве и знатности, о воспитании. ( Для учащихся заранее даются индивидуальные задания, чтобы они подготовили выступления по данным вопросам и чтобы в нужный момент урока выступили).
- Порочные последствия дурного воспитания открываются в образе недоросля Митрофанушки.
- Где в первую очередь формируется характер человека, по вашему мнению? ( в родительском доме)
- Что вы можете сказать об обстановке, которая царит в доме Простаковой (невежественность, грубость, неуважение и презрение к окружающим , жадность, жестокость).
Домашняя обстановка, где властвует не сдерживаемая никакими нравственными законами, полная сознания своей безграничной власти и безнаказанности мать, уродливое влияние крепостного права духовно погубили и развратили Митрофанушки.
Простакова видит в образовании лишь один из способов «вывести в люди любимого сына». Она убеждена, что « без наук люди живут и жили», но, подчиняясь требованиям времени («ныне век другой»), нанимает сыну учителей. Недоучившийся семинарист Кутейкин и отставной солдат Цыфиркин стараются честно выполнять свою работу, поэтому им Простакова предпочитает немца Вральмана за то, что он «дитя не неволит». В результате такого воспитания Митрофан оказался не просто невеждой, но и образцом бессердечия.
10. Экзамен Митрофанушки. (Чтение по ролям Д.IV,явл.5)
11. Вывод: Эта сцена как нельзя лучше подтверждает то, что Митрофанушка- полный невежда, да к тому же ещё и бессердечный. Он предаёт свою мать, отталкивает её: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…» А Стародум подводит итог в финале пьесы: «Вот злонравия достойные плоды».
12. Рефлексия. – Как вы думаете, почему Фонвизина можно назвать сеятелем «разумного, доброго, вечного»? И что такое разумное. Доброе, вечное? (знания, благонравие, воспитанность, вежливость).
13. В заключение проводится игра «Чёрный ящик» (Учитель готовит ящик с предметами)
1. Эту сумму кому-то платили в год да ещё в придачу столько же давали,но каждый день (5 рублей).
2.Это предмет, куда Простакова собиралась класть Софьюшкины денежки.(кошелёк)
3.Предмет, с которым Софья дожидалась дядюшку? (книга «О воспитании»)
4.Этот предмет круто изменил жизнь Софьи (письмо).
5. От этого Митрофанушка не мог спать, всё хотелось пить. ( Булочки)
6.До этого Скотинин был охоч и для них у него готов отдельный «клевок» (поросёнок – игрушка).
14. Всем спасибо!


Категория: Уроки, конспекты | Добавил: Галина1965
Просмотров: 4745 | Загрузок: 375 | Рейтинг: 2.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 20.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог