Сегодня: 24.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Технология » Уроки, конспекты


Разработка занятия кружкового объединения «Модница» "Народное декоративно - прикладное искусство Башкортостана. Башкирский орнамент" 7-9 лет

СКАЧАТЬ (47.1 Kb) 24.06.2015, 23:20
Спевак Мария Викторовна
Педагог дополнительного образования, МОБУ ДОД ДДТ "Радуга" с. Большой Куганак, Стерлитамакский район, Республика Башкортостан
Разработка занятия кружкового объединения «Модница»
Возрастная группа детей – 7-9 лет.

Тема занятия: Народное декоративно - прикладное искусство Башкортостана. Башкирский орнамент. Декорирование башкирского детского сапожка.
Цели занятия: Познакомить с элементами башкирского орнамента.
Развивать художественный вкус, творчество, фантазию.
Воспитывать чувство гордости за свой край, свою родину.
Воспитывать уважение к труду народных умельцев.
Оборудование:
предметы быта башкирского народа, украшенные орнаментом,
таблицы с изображением элементов башкирского орнамента,
альбом «Башкирские узоры»,
записи башкирских мелодий,
куклы в русском и башкирском костюмах,
заготовки башкирского детского сапожка,
краски,
карандаш,
баночки с водой,
салфетки,
кисточки.

Ход занятия:
1. Орг, момент.
2. Сообщение темы занятия.
- Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Все вместе мы отправимся в мир искусства, в мир красоты и творчества народных умельцев нашего края.
(звучит башкирская мелодия, исполняемая на курае,
на фоне музыки педагог читает стихотворение).
«Башкирия! Моя земля и небо!
Моя любовь, мой соловьиный край.
Мне жаль того, кто здесь ни разу не был.
Мне жаль того, кому не пел курай.
Башкирия, мое второе сердце.
Второе солнце у меня в окне!
А в пору рос –
Серебряные бусы
Девчонкам сами падают с берез.
Шумят хлеба,
Струится нефть густая,
Растут и хорошеют города.
Звучит над Белой дивный стих Мустая
О радости свободного труда!»
- Скажите, ребята, звук какого музыкального инструмента вы услышали?
- Какому народу принадлежит этот инструмент с дивным звучанием?
Да, курай - это народный музыкальный инструмент башкирского народа. Сколько прекрасных мелодий можно исполнить на курае, настоящие музыкальные узоры. Но мы сегодня будем говорить о других узорах, узорах, создаваемых руками народных мастеров. У каждого народа своя культура, свое искусство, свои музыкальные инструменты, песни, танцы, свои национальные костюмы, свои узоры. Башкирское искусство зарождалось в глубокой древности и развивалось под влиянием дружбы с другими народами, особенно русским. Уже более 450 лет башкирский народ живет и трудится в единстве и согласии с русским народом.
Послушайте, пожалуйста, стихотворение в исполнении наших детей.
(двое детей читают стихотворение М.Карима на русском
и башкирском языках)
Взгляни на глобус:
Вот он, шар земной!
На нем Башкирия
С березовый листок величиной.
Всего лишь навсего
Не больше
Обыкновенного листка
Береза же - великая Россия –
Так зелена, так высока.
Так народный поэт Башкортостана Мустай Карим пишет о родном крае, история которого неразрывно связана с Россией. Раньше башкиры жили в юртах —.тирмэ. Делали ее из войлока и украшали орнаментом.
- Скажите, ребята, из каких элементов состоит узор?
А теперь посмотрим, что было в юрте. Здесь и ковры, и полотенца, сундук, чаши, кадушки.
- Как они украшены? Какие цвета преобладают?
А вот какую одежду носили башкирские женщины. Это елэн- женская верхняя одежда. Расскажите, какой на ней узор? А теперь посмотрим на изделия современных мастеров.
(рассматривают изделия из дерева, одежду и др.).
- Какие узоры вы видите?
- Есть что-либо общее со старинными узорами?
- Где вы видели такие изделия?
- Ребята, нравятся они вам? Почему?
Многие изделия башкирских мастеров известны во всем мире и даже были награждены золотой медалью на выставке в Германии. А вот в наши дома они приносят красоту и радость.
Ребята, вы должны бережно обращаться со всеми предметами народных умельцев. Ведь в них мастера вкладывают свой ум, свое сердце, свои знания, свою любовь к родному краю.
- У кого из вас дома есть такая посуда?
- А у кого дома есть пиалы, украшенные башкирским узором? Давайте посмотрим танец с пиалами в исполнении девочек.
(группа девочек исполняет танец с пиалами).
3. Объяснение нового материала.
Украшая свои изделия, башкирский народ рассказывал элементами орнамента о своей жизни, о природе, традициях. Мусульманская религия запрещала рисовать живые существа, поэтому в орнаментах использовали различные символы природы. В башкирском орнаменте существуют следующие группы символов.
(педагог показывает по таблице).
Кускар - символ завитых бараньих рогов и символ трав.
Скажите, ребята, что означает этот символ?
Позднее появились различные виды кускара:
- спиралевидные завитки.
- S образные завитки.
И еще один мотив в башкирском орнаменте – это ромб - символ земли и плодородия. А также разные виды этого элемента.


Интересно знать, ребята, что башкирский орнамент никогда не повторяется. Мастера изменяют узор, добавляют другие элементы, превращая кускарные и ромбовидные элементы в причудливый узор. Башкирский орнамент очень яркий, красочный.
- Скажите, ребята, какие цвета используются в башкирском орнаменте?
Фон изделий чаще всего красный, черный. Узор состоит из красного, желтого, черного, зеленого цветов. Эта цвета земли и солнца. Реже цвет бывает синим, голубым, оранжевым.
4. Физминутка.
Давайте, ребята, поиграем в башкирскую игру «Улетели - улетели».
5. Рисование орнамента.
Сегодня, ребята, вы сможете почувствовать себя мастерами башкирской росписи. Нашим девочкам - танцорам нужны сапожки - ситек. Сегодня мы проведем конкурс на лучшее оформление сапожка. На партах у вас лежат заготовки сапожек, которые вы и будете украшать.
- Какой фон лучше выбрать для детского сапога?
Конечно же красный. Возьмите кисточки, намочите, наберите красной краски и покрасьте сапог. Вымойте кисточки, протрите салфеткой.
Отложим сапог и, пока он сохнет, подумаем, как его можно украсить.
- Какие элементы башкирского орнамента вы хотите использовать для украшения верха сапожек?
- Какой узор будет в середине?
(дети обмениваются своими мыслями, задумками).
А вот посмотрите, как украсили сапожки художники. Теперь возьмите подсохшие сапожки и украсьте их элементами башкирского орнамента по своему вкусу.
( дети работают самостоятельно)
6. Подведение итогов занятия.
- Ребята, как называется наша республика?
- Чем раньше занимались башкиры?
- Из чего делали свои вещи, одежду?
- С какими элементами башкирского орнамента вы познакомились?
- Какие цвета преобладают?
Как видите, ребята, башкирское народное искусство говорит о великом таланте башкирского народа, его нескончаемой любви к Родине.


Категория: Уроки, конспекты | Добавил: spevak
Просмотров: 3465 | Загрузок: 102 | Рейтинг: 4.0/2

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 24.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог