Сегодня: 04.12.2016
6+
Регистрация
Вход на сайт




Главная » Методическая копилка » Технология » Уроки, конспекты


Разработка занятия кружкового объединения «Модница» "Народное декоративно - прикладное искусство Башкортостана. Башкирский орнамент" 7-9 лет

СКАЧАТЬ (47.1Kb) 24.06.2015, 23:20
Спевак Мария Викторовна
Педагог дополнительного образования, МОБУ ДОД ДДТ "Радуга" с. Большой Куганак, Стерлитамакский район, Республика Башкортостан
Разработка занятия кружкового объединения «Модница»
Возрастная группа детей – 7-9 лет.

Тема занятия: Народное декоративно - прикладное искусство Башкортостана. Башкирский орнамент. Декорирование башкирского детского сапожка.
Цели занятия: Познакомить с элементами башкирского орнамента.
Развивать художественный вкус, творчество, фантазию.
Воспитывать чувство гордости за свой край, свою родину.
Воспитывать уважение к труду народных умельцев.
Оборудование:
предметы быта башкирского народа, украшенные орнаментом,
таблицы с изображением элементов башкирского орнамента,
альбом «Башкирские узоры»,
записи башкирских мелодий,
куклы в русском и башкирском костюмах,
заготовки башкирского детского сапожка,
краски,
карандаш,
баночки с водой,
салфетки,
кисточки.

Ход занятия:
1. Орг, момент.
2. Сообщение темы занятия.
- Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Все вместе мы отправимся в мир искусства, в мир красоты и творчества народных умельцев нашего края.
(звучит башкирская мелодия, исполняемая на курае,
на фоне музыки педагог читает стихотворение).
«Башкирия! Моя земля и небо!
Моя любовь, мой соловьиный край.
Мне жаль того, кто здесь ни разу не был.
Мне жаль того, кому не пел курай.
Башкирия, мое второе сердце.
Второе солнце у меня в окне!
А в пору рос –
Серебряные бусы
Девчонкам сами падают с берез.
Шумят хлеба,
Струится нефть густая,
Растут и хорошеют города.
Звучит над Белой дивный стих Мустая
О радости свободного труда!»
- Скажите, ребята, звук какого музыкального инструмента вы услышали?
- Какому народу принадлежит этот инструмент с дивным звучанием?
Да, курай - это народный музыкальный инструмент башкирского народа. Сколько прекрасных мелодий можно исполнить на курае, настоящие музыкальные узоры. Но мы сегодня будем говорить о других узорах, узорах, создаваемых руками народных мастеров. У каждого народа своя культура, свое искусство, свои музыкальные инструменты, песни, танцы, свои национальные костюмы, свои узоры. Башкирское искусство зарождалось в глубокой древности и развивалось под влиянием дружбы с другими народами, особенно русским. Уже более 450 лет башкирский народ живет и трудится в единстве и согласии с русским народом.
Послушайте, пожалуйста, стихотворение в исполнении наших детей.
(двое детей читают стихотворение М.Карима на русском
и башкирском языках)
Взгляни на глобус:
Вот он, шар земной!
На нем Башкирия
С березовый листок величиной.
Всего лишь навсего
Не больше
Обыкновенного листка
Береза же - великая Россия –
Так зелена, так высока.
Так народный поэт Башкортостана Мустай Карим пишет о родном крае, история которого неразрывно связана с Россией. Раньше башкиры жили в юртах —.тирмэ. Делали ее из войлока и украшали орнаментом.
- Скажите, ребята, из каких элементов состоит узор?
А теперь посмотрим, что было в юрте. Здесь и ковры, и полотенца, сундук, чаши, кадушки.
- Как они украшены? Какие цвета преобладают?
А вот какую одежду носили башкирские женщины. Это елэн- женская верхняя одежда. Расскажите, какой на ней узор? А теперь посмотрим на изделия современных мастеров.
(рассматривают изделия из дерева, одежду и др.).
- Какие узоры вы видите?
- Есть что-либо общее со старинными узорами?
- Где вы видели такие изделия?
- Ребята, нравятся они вам? Почему?
Многие изделия башкирских мастеров известны во всем мире и даже были награждены золотой медалью на выставке в Германии. А вот в наши дома они приносят красоту и радость.
Ребята, вы должны бережно обращаться со всеми предметами народных умельцев. Ведь в них мастера вкладывают свой ум, свое сердце, свои знания, свою любовь к родному краю.
- У кого из вас дома есть такая посуда?
- А у кого дома есть пиалы, украшенные башкирским узором? Давайте посмотрим танец с пиалами в исполнении девочек.
(группа девочек исполняет танец с пиалами).
3. Объяснение нового материала.
Украшая свои изделия, башкирский народ рассказывал элементами орнамента о своей жизни, о природе, традициях. Мусульманская религия запрещала рисовать живые существа, поэтому в орнаментах использовали различные символы природы. В башкирском орнаменте существуют следующие группы символов.
(педагог показывает по таблице).
Кускар - символ завитых бараньих рогов и символ трав.
Скажите, ребята, что означает этот символ?
Позднее появились различные виды кускара:
- спиралевидные завитки.
- S образные завитки.
И еще один мотив в башкирском орнаменте – это ромб - символ земли и плодородия. А также разные виды этого элемента.


Интересно знать, ребята, что башкирский орнамент никогда не повторяется. Мастера изменяют узор, добавляют другие элементы, превращая кускарные и ромбовидные элементы в причудливый узор. Башкирский орнамент очень яркий, красочный.
- Скажите, ребята, какие цвета используются в башкирском орнаменте?
Фон изделий чаще всего красный, черный. Узор состоит из красного, желтого, черного, зеленого цветов. Эта цвета земли и солнца. Реже цвет бывает синим, голубым, оранжевым.
4. Физминутка.
Давайте, ребята, поиграем в башкирскую игру «Улетели - улетели».
5. Рисование орнамента.
Сегодня, ребята, вы сможете почувствовать себя мастерами башкирской росписи. Нашим девочкам - танцорам нужны сапожки - ситек. Сегодня мы проведем конкурс на лучшее оформление сапожка. На партах у вас лежат заготовки сапожек, которые вы и будете украшать.
- Какой фон лучше выбрать для детского сапога?
Конечно же красный. Возьмите кисточки, намочите, наберите красной краски и покрасьте сапог. Вымойте кисточки, протрите салфеткой.
Отложим сапог и, пока он сохнет, подумаем, как его можно украсить.
- Какие элементы башкирского орнамента вы хотите использовать для украшения верха сапожек?
- Какой узор будет в середине?
(дети обмениваются своими мыслями, задумками).
А вот посмотрите, как украсили сапожки художники. Теперь возьмите подсохшие сапожки и украсьте их элементами башкирского орнамента по своему вкусу.
( дети работают самостоятельно)
6. Подведение итогов занятия.
- Ребята, как называется наша республика?
- Чем раньше занимались башкиры?
- Из чего делали свои вещи, одежду?
- С какими элементами башкирского орнамента вы познакомились?
- Какие цвета преобладают?
Как видите, ребята, башкирское народное искусство говорит о великом таланте башкирского народа, его нескончаемой любви к Родине.
Категория: Уроки, конспекты | Добавил: spevak
Просмотров: 1476 | Загрузок: 83 | Рейтинг: 4.0/2

Нравится
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Новый год - сценарии, презентации, плакаты, стенгазеты, поделки

Я - Учитель!



Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки

Дидактическое пособие для занятий с детьми дошкольного возраста "Вкусная корзина"


Осенняя аппликация для детского сада на тему «Угощение для куклы Маши» для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста


Дидактическая игра на развитие внимания для детей от 3х лет «Наблюдатель»


Внеклассное мероприятие на тему: «Осенний урожай 2016»


Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста “Осень в гости к нам пришла”



© 2012 - 2016 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.

Рейтинг@Mail.ru
Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Мы в соцсетях:


Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧкА"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал