Совершенный учитель – может быть, это я?
Если ваша цель – совершенство, вы в конце
концов замечаете, что это движущаяся
мишень.
Джордж Фишер
Для того чтобы ответить на такой не простой вопрос, заглянем в словарь. Что же означает слово «учитель»? И читаем: «Учитель – это лицо, которое обучает чему-нибудь». Обучает. А обучать можно всему. Понятие довольно широкое. К нему же еще нужно добавить и совершенство. Совершенство в знаниях, в интеллекте, в поведении, в отношении ко всему, в объективной оценке происходящего, в высокой человеческой культуре… И надо не просто добавить всё это к профессии учителя, а соединить с ней, связать в чудодейственный педагогический узел , найти профессиональные точки соприкосновения «учитель - учитель», «учитель – ученик», «учитель - родители», умело какую-то внутреннюю, не видимую никем связь. Ибо она – основа совершенного учителя.
Обратимся опять к словарю С. Ожегова: совершенный - «полный, несомненный». У Т. Ефремовой «отличающийся совершенством». Ведущее – полнота, несомненность. Значит, совершенный учитель работает умно и эффективно, благодаря абсолютному соответствию сложной и высоко необходимой профессии учителя и своим качествам. Это, согласитесь, не просто. Не каждый сможет соединить в себе огромнейший потенциал нравственности, этики, эстетики, науки, вносить в этот союз свое, личное, «выстраданное и выношенное» в сердце, находиться в постоянном поиске путей решения учебных проблем эффективным способом. Не всем это под силу. А мне? Если пишу об этом, то, думается, под силу.
Как примерить это к себе? Смогу ли я объединить это в себе? Не растеряюсь ли? Соберу ли все свои знания, умения и навыки? Воспитаю ли в себе учителя XXI века? Если смогу, то дам современным детям, владеющими компьютерами и Интернетом еще больше навыков в самом сложном деле – учебе, потому что, согласно античному афоризму, «не для школы, а для жизни …. учимся». Стоит прислушаться к советам: «Довольствуйся настоящим, но стремись к лучшему» (Исократ.) В этом стремлении – рост умственный, нравственный, социальный, гражданский…
Стать совершенным - далеко не легкий вопрос. И для тоже. Что совершенствовать? С чего начинать? Когда? В каком классе? И понимаем: надо быть готовым ко всему, так как учитель работает в разных ученических коллективах. И они не похожи один на другой. Роль совершенного учителя – уметь адаптироваться в любой среде, устанавливать контакт с любыми детьми. Они должны чувствовать рядом интересного, талантливого педагога, с которым легко получать знания и становиться человеком. Большая роль здесь конечно отводиться личному примеру и уверенному убеждению: «Часто убеждение бывает действеннее, чем сила» (Эзоп.)
Введение инноваций в учебный процесс, рост интеллектуальной деятельности учителя, его творчества, помогут детям открыть урок как новую интересную книгу. Но в этой книге ведущее место отводится совершенному учителю и, как продукту деятельности, совершенному ученику, для которого провести виртуальный эксперимент, посмотреть фильм, посетить любую галерею мира, поговорить на любую тему будет легко и просто: он – дитя настоящего учителя. И ему ничего не будет стоить приоткрыть завесу старейших библиотек, попасть на любую планету, увлечься интереснейшим чтением. И это всё он взял у своего совершенного учителя. Дойду ли я до этих профессиональных высот? Сумею ли? Справлюсь ли? Надо верить и работать над собой.
И обучение у такого учителя должно быть убедительным, активным, разумным, ибо «подлинно разумное обучение изменяет и … ум, и … нравы» (М. Монтень). Поле совершенства широкое, безграничное. Простор фантазии пределов не имеет. И этой фантазии у совершенного учителя должно быть безмерно!
Разве все перечислишь, на что способен учитель, работающий, если можно так выразиться, в совершенном режиме. Думай, соображай, решай, мечтай, делай выводы – и у тебя, совершенного учителя, все получится. А получится у тебя – получится современный человек, коммуникативный, коммуникабельный, образованный.
Одним словом, сформируется совершенная личность двадцать первого века, ибо «в совершенствовании человека – смысл жизни» (М. Горький.) |