Сегодня: 24.09.2017
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Статьи » Обучение в школе

Статья "Индивидуальные образовательные траектории развития обучающихся в начальной школе"
Гаврилова Ольга Леонидовна, Кузьмина Елена Викторовна, учителя начальных классов
Авторы: Гаврилова Ольга Леонидовна,
Кузьмина Елена Викторовна,
ГБОУ СОШ п. Масленниково
муниципального района Хворостянский,
учителя начальных классов

Индивидуальные образовательные траектории развития обучающихся в начальной школе

Как на дереве нет двух одинаковых листьев, так нет двух школьников, обладающих одинаковым набором способностей, умений, поведенческих реакций и т. д.
Построение индивидуальной образовательной траектории обусловлено тем, что уровень подготовки и развития способностей к учению не у всех школьников одинаков.
Индивидуальная образовательная траектория – это персональный путь реализации личностного потенциала ученика в образовании. Под личностным потенциалом ученика здесь понимается совокупность его способностей: познавательных, творческих, коммуникативных. Индивидуальная образовательная траектория отражает идеи: индивидуализации и дифференциации.
Универсального рецепта создания индивидуальной образовательной траектории в настоящий момент нет. Невозможно определить этот маршрут на весь период обучения в начальной школе сразу. С помощью индивидуальных образовательных траекторий происходит своевременная коррекция педагогического процесса.
При поступлении в школу с родителями будущих первоклассников проводится анкетирование о наклонностях и способностях их детей. Контингент детей разный, и не все родители знают, какими способностями обладает их ребенок. Главная функция учителя – изучить своих учеников.
Со слов родителей и воспитателей дошкольного учреждения (если между данными образовательными учреждениями налажена преемственность) у преподавателя уже имеются первые сведения о каждом ученике.
На первом этапе необходимо определить так называемые стартовые возможности ребёнка, т.е. выявить его личностные особенности, в том числе стиль интеллектуально-творческой деятельности, индивидуальные познавательные стратегии, а также уровень обученности, предметной подготовки.
Анализ результатов педагогической диагностики позволяет определить так называемые «болевые точки» об уровне подготовленности детей к обучению. Перед учителем встает вопрос: как организовать обучение учеников по их собственным, но разным траекториям? Возникает необходимость применения разных форм, методов и технологий в урочной деятельности.
Одним из примеров применения индивидуальных образовательных траекторий является деление класса на сравнительно одинаковые по уровню обучаемости группы.
1 группа - ученики с высокими учебными способностями (высокий уровень развития и высокая работоспособность). Эти дети ведут работу с материалом большой сложности, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно творчески подходить к решению учебных задач.
2 группа – учащиеся со средними способностями (средний уровень работоспособности). Эта группа учащихся выполняет задания 1 группы, но с помощью учителя или опорных схем, или после разъяснения сильных учеников.
3 группа – учащиеся со способностями ниже среднего. Эта группа требует точного ограничения учебных заданий, большого количества тренировочных работ и дополнительных разъяснений на уроке. В работе с такими учащимися при дифференцированном подходе нет необходимости дополнительно заниматься после уроков. Тем самым решается проблема дефицита свободного времени у детей.
При процессе обучения возможен переход учащихся из одной группы в другую. Переход обусловлен изменением в уровне развития ученика, скоростью восполнения пробелов и повышением учебной направленности, выражающейся побуждением интереса к получению знаний в учебе.
Таким образом, при обучении осуществляется учет индивидуально – типологических особенностей личности в форме группировки учащихся и различное построение процесса обучения.
На следующем этапе проводится промежуточная диагностика, которая помогает учителю определить уровень достижений каждого ученика, установить, каковы успехи в формировании его учебной деятельности.
На примере анализа стартовой и промежуточной диагностики каждого учащегося в первом классе можно проследить уровень достижения и путь построения индивидуальной траектории по предметам. Если при этом выстроить диаграмму, то можно проследить, где уровень усвоения материала имеет рост, а где этот рост незначительный или западает. Таким образом, результаты промежуточной диагностики помогают сразу выявить пробелы и наметить индивидуальный путь преодоления трудностей, спланировать учителю дальнейшую работу с каждым учеником.
К ним относятся:
- индивидуальные и групповые методы обучения (Индивидуализация обучения применяется на каждом уроке, работу в группах реально использовать на любых уроках);
- помощь «сильного» «слабому» и наоборот (Детям нравится в игре обучать
друг друга);
- разноуровневые карточки;
- дистанционное обучение (Бывает, складывается такая ситуация, что дети пропускают уроки по каким-либо причинам. Учитель с данным ребенком проводит индивидуальное обучение на дому и дистанционное обучение с помощью сети интернет и веб-камеры.)
- дифференцированное домашнее задание;
- самостоятельное использование ресурса школьной и сельской библиотек;
- участие в олимпиадах и конкурсах;
- компьютеризация обучения.
Компьютеризация обучения дает возможность индивидуализировать работу на уроке в целом; внести игровую ситуацию в урок, что немаловажно для младших школьников; использовать яркую и красочную наглядность; применить навык самоконтроля; увеличить темп и плотность урока.
Следующий этап – итоговая диагностика в конце первого класса. На примере одного и того же ученика, можно сделать вывод о том, что построение индивидуальной образовательной траектории ученика позволяет мотивировать процесс обучения, ученик видит положительный результат своей работы.
Дети второго класса завершают этап безотметочного обучения. В третьем и четвертом классах используются традиционные формы оценивания учащихся по 5-бальной системе: текущая успеваемость, промежуточный контроль, контрольные и тестовые работы, диктанты. Также проводится мониторинг успешных в обучении детей: олимпиады, конкурсы, игры, исследования, проекты.
Систематическое отслеживание результатов из года в год позволяет увидеть динамику изменения развития ребенка, проанализировать соответствие достижений с запланированным результатом, помогает оценить успешность проведенных коррекционных мероприятий, а так же спланировать дальнейшее продвижение ребенка по своей индивидуальной траектории.
Не бывает одинаковых детей! Именно поэтому, исходя из возможностей ученика, учитель предлагает тот вид деятельности, который будет интересен конкретному ребенку, а соответственно и будет способствовать его развитию.
Система внеурочной деятельности в начальной школе позволяет сформировать интересы, раскрыть творческие способности учащихся и их индивидуальные наклонности. При выборе занятий по интересам у каждого ребенка появляется свой маршрутный лист, по которому он и родители точно знают, где ученик занят каждый день. Для систематизации работы в классе по внеурочной деятельности создается маршрутный лист класса, который позволяет проконтролировать посещаемость обучающимися занятий.
Все дети по-своему талантливы! У одних это проявляется в учебе, другие раскрывают свои способности в спорте, третьи - в искусстве, труде. Каждое внеклассное мероприятие тщательно продумывается, чтобы каждый ребенок смог реализовать себя, раскрыть свои индивидуальные способности. Активное участие в организации мероприятий совместно со своими детьми принимают родители.
Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста – создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей каждого ребенка.
И в заключении трудно не согласиться со словами выдающегося педагога Сухомлинского: «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».

Используемая литература

1. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – М.,2008
2. Индивидуальная образовательная траектория ученика //Начальная школа. - 2009. - №12
3. Крылова, Н.Б. Индивидуализация ребенка в образовании: проблемы и решения / Н.Б. Крылова // Школьные технологии.-2008. - №2
4. http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/individualnyy-obrazovatelnyy-marshrut-doshkolnika
5. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/sovremennye-metody-individualizatsii-v-obuchenii-mladshikh-shkolnikov
6. http://www.libsid.ru/individualnoe-obuchenie-i-organizatsiya-dosuga-detey/individualnoe-obuchenie/individualnaya-obrazovatelnaya-traektoriya-uchaschegosya
Категория: Обучение в школе | Добавил: Olga163 | Дата: 18.02.2014
Просмотров: 3433 | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]



Конкурсы для детей

Я - Учитель!


Хотите быть в курсе новых статей и конкурсов сообщества "Я - Учитель!"?

Подпишитесь на нашу рассылку!



Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2017 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.

Рейтинг@Mail.ru
Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Мы в соцсетях:


Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧкА"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал