Сегодня: 29.03.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Статьи » Воспитание и развитие

Организация деятельности по индивидуальной подготовке воспитанника к проживанию в семье кандидатов в замещающие родители

Манская Валентина Николаевна
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ «АЧИНСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ»

Автор: МАНСКАЯ ВАЛЕНТИНА НИКОЛАЕВНА
Заместитель директора
Соавтор: КУРМЫШОВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА
Воспитатель

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВОСПИТАННИКА К ПРОЖИВАНИЮ В СЕМЬЕ КАНДИДАТОВ В ЗАМЕЩАЮЩИЕ РОДИТЕЛИ

Аннотация
В статье описан опыт работы воспитателя детского дома по подготовке ребенка к проживанию в замещающей семье. Представлены содержание, методы и результаты деятельности воспитателя, направленной на установление добрых взаимоотношений ребенка с кандидатами в приемные родители. Статья может быть полезна педагогам, устраивающим детей, оставшихся без попечения родителей, на семейные формы воспитания.
В нашем учреждении успешно реализуется программа психолого-педагогического сопровождения замещающей семьи и ребенка «Здравствуйте, мама и папа!». Программа охватывает два направления деятельности: «Работа с кандидатами в замещающие родители по подготовке их к приему ребенка в семью» и «Работа с воспитанниками по подготовке их к проживанию в семье». В данной статье мы представим деятельность воспитателя по подготовке ребенка к проживанию в замещающей семье.
В учреждение поступают дети, оставшиеся без попечения родителей в раннем и дошкольном возрасте. Чем ранее ребенок испытал материнскую депривацию, тем отчетливее видны проблемы в его психическом развитии: разной степени нарушения общения, снижение социальной активности, повышенная агрессивность.
Наш опыт работы по устройству воспитанников на семейные формы воспитания показывает, что жизненные потребности ребенка лучше всего удовлетворяет хорошая семейная обстановка. В большинстве случаев у ребенка, помещенного в семью, наблюдается положительная динамика состояния здоровья, как соматического, так и психического; повышается уровень социальной адаптации.
Но, к сожалению, приобретение новой семьи связано для ребенка с проблемами, справиться с которыми, у него порой не хватает психологических возможностей: надо привыкать к новым условиям жизни в семье, приспосабливаться, строить новые взаимоотношения, переживать изменения в уже сложившемся образе жизни. Ребенку-дошкольнику, пережившему материнскую депривацию, в такой ситуации просто необходима помощь специалистов.
Данная проблема и побудила наш педагогический коллектив разработать собственную модель психолого-педагогического сопровождения воспитанника в процессе установления контакта с кандидатами в приемные родители. Наша деятельность по подготовке ребенка к проживанию в замещающей семье – это комплекс мер психолого-педагогического характера, направленных на формирование у ребенка адекватного представления о семье, ее членах и их взаимоотношениях, возникающих проблемах и трудностях, а также на формирование умений и навыков, помогающих в преодолении этих трудностей.
Практическая работа с детьми, в рамках подготовки их к проживанию в замещающей семье, основана на положениях личностно-деятельностного подхода, заложенных в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.В. Петровского, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, И.С. Якиманской. А также, на трудах коллектива кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена (Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др.), ориентирующих воспитателя на целостное развитие воспитанника, в том числе, на обеспечение единого процесса социализации-индивидуальности личности дошкольника, на перевод его в позицию субъекта собственной деятельности, а в перспективе и собственной жизни.
Содержание работы направлено на освоение детьми первоначальных представлений социального характера и включение их в систему социальных отношений: освоение и выполнение элементарных общепринятых норм и правил взаимоотношений, формирование чувства гендерной и семейной принадлежности.
Цель деятельности воспитателя: подготовить ребенка к адаптации и жизни в принимающей семье.
Задачи:
1. Развитие социальной компетентности воспитанника.
2. Формирование образа будущей семьи, а также представлений о жизни в ней.
3. Формирование представлений о формах взаимодействия с членами будущей семьи.
4. Формирование представлений о социальном окружении, в котором будет проживать ребенок (родственники, соседи).
5. Формирование представлений о семейных традициях и праздниках принимающей семьи.
6. Формирование представлений о доме и предметном окружении, в котором, будет проживать ребенок (комнаты, мебель, домашние животные).
7. Подготовка к расставанию с детьми в группе.
При планировании работы воспитатель конкретизирует задачи, также могут быть поставлены дополнительные задачи с учетом индивидуальных качеств ребенка, социальной ситуации семьи кандидатов, их условий жизни и оправданных ожиданий.
Содержание подготовки ребенка обусловлено его возрастными и индивидуальными особенностями. Так, детей младшего дошкольного возраста мы учим узнавать и называть на фотографиях будущих родителей и членов семьи. С помощью воспитателя на картинках и в играх дети выделяют конкретные действия и поступки взрослых членов семьи, в которых проявляется их забота о других, а также доброе отношение детей к родителям. Важно, чтобы младший дошкольник умел отвечать на вопросы о семье, о семейных праздниках, о том, как в семье помогают друг другу, как проявляют любовь и заботятся друг о друге.
В средней группе важно знать всех членов будущей семьи, их занятия, особенности внешности будущих родителей (прическа, одежда, обувь). Нужно побуждать ребенка спрашивать будущих родителей о том, что происходит в их семье, о здоровье родственников (бабушки, дедушки).
В старшем дошкольном возрасте дети узнают о многообразии социальных ролей, выполняемых взрослыми (женщина мама и умелая труженица); о разнообразии эмоциональных состояниях людей, выраженных в мимике, пантомимике, действиях, интонации речи; о способах эмоциональной поддержки, о недопустимости проявления равнодушия к близкому человеку.
От будущих родителей ребенок узнает о ближайших родственниках и соседях, о родственных связях в будущей семье, их на фотографиях. Понимает, как поддерживаются родственные связи (переписка, разговор по телефону, посещения, электронная почта). Как проявляется в семье любовь, забота и уважение друг к другу. Знает некоторые традиции будущей семьи, досуг, любимые занятия членов семьи, правила общения в семье. Также воспитатель учит детей проявлять заботливое отношение к малышам и старикам, людям с физическими недостатками. Дети учатся понимать ожидания взрослых относительно детей: их поведения, действий, знаний, обучения в школе (каким меня хотят видеть родители).
Работа по подготовке ребенка к проживанию в семье начинается с беседы с кандидатами в приемные родители, в ходе которой, мы подробно знакомимся с жизнью семьи: её составом, социальным окружением, жилищными условиями, интересами и увлечениями кандидатов в приемные родители, их семейными правилами, а также даем кандидатам информацию о ребенке. Основываясь на информации, полученной в беседе, составляем индивидуальную программу по подготовке ребенка к проживанию в данной семье. Воспитатель организует деятельность в процессе повседневной жизни ребенка, интегрирует ее в воспитательно-образовательный процесс в группе: решая общеобразовательные задачи, одновременно решает и индивидуальные задачи подготовки ребенка к проживанию в семье.
Поскольку основным видом деятельности дошкольников является игра, то основная часть работы по подготовке ребенка к проживанию в семье проходит через все виды игр. В частности в сюжетно-ролевой игре мы учим ребят понимать, что такое семья, какие обязанности бывают у каждого в семье, принимать на себя роль и действовать в соответствии с принятой на себя ролью, соблюдать правила, владеть элементарными навыками самоконтроля. Важными методами являются составление, рассматривание семейного альбома и беседа по семейным фотографиям; обсуждение бытовых ситуаций, продуктивная деятельность, экскурсии.
Но основной и очень эффективный метод подготовки ребенка к проживанию в семье – это ВЕДЕНИЕ ДНЕВНИКА. Форма дневника может быть любой, на усмотрение и проявление фантазии и творчества воспитателя. Мы часто используем форму календаря.
Ежедневно, во второй половине дня в группе проходит вечерний сбор, где ребята вместе с воспитателем обсуждают дела и события, произошедшие в течение дня. После общего обсуждения, воспитатель индивидуально беседует с ребенком, готовящимся к проживанию в приемной семье. Разговор идет о том, что можно отметить в дневничке, как важное событие дня, о котором он при встрече расскажет маме и папе.
Затем ребенок заполняет схематически вместе воспитателем клетку дневника, соответствующую текущему дню. Ребенок схематично изображает то событие, о котором он будет рассказывать родителям, а воспитатель может сделать соответствующую короткую подпись. На встречу с родителями воспитанник обязательно берет с собой дневник. Так как встречи не всегда проходят ежедневно, то, обычно, рассказы ведутся за несколько прошедших до свидания дней.
Заполнить дневник ребенок может и с будущими родителями. Например, они договариваются о встрече рез несколько дней, родители пишут в соответствующей клетке дневника примерно такую запись: «Мы к тебе придем», а ребенок может изобразить встречу мини рисунком «Мама, папа, я!». Также важно брать дневник с собой, если ребенок временно посещает семью кандидатов по выходным дням. Вместе с родителями он делает соответствующие записи и зарисовки в клетках тех дней, когда он был в гостях. Затем, вернувшись в группу – рассказывает детям и воспитателю чем он занимался с родителями дома.
Деятельность по ведению дневника носит рефлексивный характер, позволяет активизировать мыслительные операции ребенка и развивает речь. Между кандидатами и ребенком рождается общее понимание прожитых событий, происходит единение чувств и переживаний. А перед ребенком ежедневно стоит задача выбрать самое яркое, запоминающееся событие, чтобы потом, опираясь на картинку или подсказку, рассказать о нем родителям.
В процессе подготовки ребенка к проживанию в семье обязательным является взаимодействие всех участников этого процесса. Воспитатель, взаимодействуя с ребенком, вовлекает его во все виды детской деятельности, организует работу в процессе повседневной жизни воспитанника и интегрирует в воспитательно-образовательный процесс в группе решение индивидуальных задач подготовки ребенка к проживанию в семье. Кандидатов в приемные родители информирует семью о характерологических особенностях ребенка, анкетирует кандидатов с целью сбора информации о семье, консультирует будущих родителей. С коллегами участвует в организационном совещании педагогов, в планировании деятельности, отчитывается о процессе и результатах подготовки ребенка к проживанию в семье; инициирует обсуждение промежуточных результатов в работе с ребенком и, в зависимости от результатов, способы работы с ним.
Результативность деятельности по подготовке ребенка к проживанию в семье воспитатель отслеживает в процессе мониторинга по следующим показателям.
Младший дошкольный возраст
- имеет желание жить и воспитываться в семье;
- имеет представление о предметном окружении в будущей семье (домашнее хозяйство, устройство дома, своя комната);
- знает состав будущей семьи, из игрушек составляет семью (это папа, это мама, это дети);
- имеет представление о правилах культуры поведения и старается их выполнять;
- внимателен к эмоциональному состоянию других людей, проявляет сочувствие;
- имеет желание как можно больше времени проводить с будущими родителями;
- выполняет просьбы взрослого.
Средний дошкольный возраст
- имеет желание жить и воспитываться в семье, а не в детском учреждении;
- знает название населенного пункта, где будет проживать;
- чутко реагирует на оценку своих действий и поступков, воздерживается от повторения действий, отрицательно оцененных взрослыми;
- внимателен к эмоциональному состоянию других людей, проявляет сочувствие;
- проявляет симпатию к будущим родителям, не испытывает по отношению к ним негативных чувств;
- с удовольствием готовит для родителей сюрпризы (стихотворение, песню, рисунок…);
- выделяет особенности младенцев, детей-дошкольников, школьников.
Старший дошкольный возраст
- позитивно относится к жизни в данной принимающей семье;
- имеет представления о том, как будут организованы его контакты со значимыми для него людьми (кровные родственники, друзья);
- может осмысленно выразить свои переживания, настроения, чувства («Я мечтаю о..» «Я жду когда..»)
- рассказывает о себе, о событиях своей жизни, о планах на будущее, о своих занятиях, впечатлениях;
- осуществляет элементарный самоконтроль;
- установлены доверительные, близкие отношения с будущими родителями;
- имеет представления о членах семьи, ближайших родственниках, родственных связях;
- имеет со всеми членами семьи положительно сложившиеся отношения;
- стремится разделить с будущими родителями свои успехи и неудачи, согласовывать с ними свои действия;
- имеет представление об общем ходе возрастного развития человека: младенец, дошкольник, школьник, молодой человек, пожилой человек;
- знает некоторые культурные традиции семьи;
- старательно изготавливает для родителей подарки своими руками, доводит начатое дело до конца;
- имеет представление о многообразии социальных ролей, выполняемых взрослыми;
- знает, в чем проявляется забота старших о младших;
- умеет с помощью взрослого в новой обстановке и самостоятельно в привычных условиях выбирать правильную линию поведения по отношению к людям разного возраста.
Наш опыт психолого-педагогического сопровождения воспитанников в ходе подготовки их к проживанию в замещающей семье имеет положительные результаты. Наблюдается динамика общего развития детей, готовящихся к переходу в замещающую семью:
- улучшаются показатели психического развития: общий эмоциональный фон, повышение социальной активности, снижение агрессивности;
- улучшаются показатели развития социальной компетентности;
- формируется образ будущей семьи, представление о жизни в ней, о семейных традициях и праздниках принимающей семьи, о доме и предметном окружении;
- установлены доверительные, близкие отношения с будущими родителями;
- ребенок подготовлен к расставанию с ребятами из группы.
Перечисленные положительные изменения в развитии ребенка позволяют преодолевать первоначальные трудности в общении и во взаимоотношениях с новой семьей. Отзывы приемных родителей свидетельствуют о достаточно легкой адаптации к жизни ребенка в принимающей семье, об установлении благополучных взаимоотношений ребенка с членами семьи.
За 2 последние года в учреждении не было случаев возврата детей из замещающих семей, а количество воспитанников, устроенных на семейные формы воспитания с каждым годом увеличивается. За неполный 2013 год в семью устроено 15 человек из 32.

Список литературы
1. Адаптация ребенка в приемной семье. – Красноярск: Краевое государственное учреждение «Центр развития семейных форм воспитания», 2006. – 32 с.
2. Воскобойникова С.А. Нет чужих детей: Раздумья о проблемах современного сиротства. – М.: Просвещение, 1989. – 175 с.
3. Дошкольник в семье / Сост. В.И. Чудакова, В.Р. Добкин. – Мн.: Нар асвета, 1984. – 80 с.
4. Иванова Н.В., Бардинова Е.Ю., Калинина А.М. Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.
5. Ладыгина Л.В. Воспитатель в детском доме: организация и методика работы по формированию нравственно-волевых качеств у детей 3-7 лет / Л.В. Ладыгина. – М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2006. – 120 с.
6. Е.И. Николаева Диагностический инструментарий в помощь специалистам, работающим по семейному устройству детей-сирот. – М.: ООО «Издательство «Проспект», 2011.–188 с. – (Семья для ребенка).
7. Подготовка ребенка к устройству в принимающую семью: Методическое пособие / Г.Т. Базарова и др. – М.: Изд-во «Проспект», 2009. – 232 с.
8. Семейное воспитание. – Красноярск: Краевое государственное учреждение «Центр развития семейных форм воспитания», 2005.
Категория: Воспитание и развитие | Добавил: valentina1965 | Дата: 03.12.2013
Просмотров: 3462 | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:


Я - Учитель!


Конкурсы
X Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Весна идёт - Весне дорогу!"
III Всероссийский творческий конкурс "8 марта - праздник весны, цветов и любви"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Моя мама - принцесса!"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 29.03.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог