Сегодня: 28.01.2023
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Блоги


Опыт реализации программ и методик в рамках оказания социально-педагогических услуг детям с тяжелыми и множественными нарушениями развития

СКАЧАТЬ (22.1 Kb) 22.12.2022, 12:52
Александрова Надежда Валерьевна
воспитатель, ГБСУСО ДДИ №1
Целью социальной политики нашего государства является повышение уровня жизни и самореализации каждого гражданина.

Одним из прогрессивных достижений нашего общества в последнее время можно считать постепенно меняющееся отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Гражданские права каждого человека, закрепленные нормативно-правовыми актами, гарантируют каждому ребенку, в том числе и с особенностями развития, право на развитие, воспитание и обучение в соответствии с его индивидуальными возможностями.

В Федеральном законе от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 05.12.2017) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» определены основные положения, принципы организации социального обслуживания, а также перечислены виды социальных услуг.

Социальная политика Санкт-Петербурга в отношении детей с инвалидностью направлена на развитие системы реабилитации, обеспечение комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей, предоставление социальных услуг с целью улучшения качества их жизни и интеграции в жизнь общества.

Педагоги СПб ГБСУСО ДДИ №1 работают в контексте реализации данных направлений. Опытом своей работы нам хотелось бы поделиться с коллегами.

Контингент наших воспитанников - это дети с тяжелыми множественными нарушениями развития (далее ТМНР). Это достаточно сложный, своеобразный контингент, так как нарушения развития затрудняют их жизнедеятельность, а также процесс их обучения. Как социальная категория людей эти дети нуждаются в постоянной помощи, поддержке и сопровождении. В рамках выполнения Закона Санкт-Петербурга «О социальном обслуживании населения Санкт-Петербурга» в нашем учреждении ведется учет предоставляемых услуг в программе "Электронный социальный регистр населения СПб" (ЭСРН СПб). Педагоги оказывают детям с ТМНР социально-педагогические услуги и услуги в целях повышения коммуникативного потенциала воспитанников, получателей социальных услуг. Воспитатели оказывают педагогическую помощь, которая стимулирует и активизирует детей. Для активной жизни воспитанников педагоги вовлекают их в бытовую и игровую деятельность, осуществляют развитие и поддержание их связей с социумом и здоровым окружением.

Качественное оказание социально-педагогических услуг, обучение и развитие детей с ТМНР в значительной степени зависит от качества условий, в которых они проживают, требует адекватной развивающей среды, а также достаточного уровня квалификации педагогов.

В настоящее время в нашем учреждении улучшены условия для проживания детей: произведены ремонтные работы в помещениях для проживания и обучения, пополнено и модернизировано необходимое оборудование, инвентарь для ухода за детьми и их реабилитации. Современные прогулочные площадки отвечают всем требованиям.

Одним из важных условий результативной деятельности мы считаем взаимосвязь и взаимодействие в работе всех специалистов. Работа в тесном контакте с медицинскими работниками, учителем-дефектологом, тифлопедагогом, педагогом-психологом, логопедом и другими специалистами, оказывающими социальные услуги и осуществляющими мероприятия по комплексной реабилитации воспитанников в соответствии с их ИПРА, ИППСУ. Взаимодействие с социальной службой позволяет обеспечить охрану прав детей, а также законодательно закрепленных льгот детям, наладить контакт с родственниками воспитанников, возможными усыновителями и обеспечить необходимыми индивидуальными средствами реабилитации, всем необходимым для жизнедеятельности детей, получателей социальных услуг.
Для качественной и эффективной работы педагогов в учреждении созданы специальные образовательные условия, предметно-развивающая среда адаптирована к уровню возможностей детей с ТМНР. Педагогами подобран соответствующий дидактический и игровой материал для оказания социально-педагогических услуг и реализации коррекционно-развивающей программы.

Особенности контингента воспитанников требуют тщательного отбора содержания, форм, методов и приемов работы, поскольку уровень возможностей у детей низкий и обусловлен спецификой нарушений развития.

Специальные подходы, которые сегодня востребованы в нашей работе с «особыми» детьми, разрабатывались еще основоположником российской коррекционной педагогики В. П. Кащенко, а также учеными М. С. Певзнер, Л. С. Выготским. Это следующие подходы: развитие специальных педагогических технологий, разработка «обходных путей» обучения для детей с отклонениями в развитии. Учение Л. С. Выготского о сложной структуре дефекта, о зоне ближайшего и актуального развития, о взаимосвязи психического развития и обучения, идея интегрированного обучения, мысль о компенсаторных возможностях аномального ребенка, разработка основ социальной реабилитации – эти идеи и сегодня не утратили своей актуальности, служат для нас необходимым инструментарием деятельности, развиваются и модернизируются в современных реалиях.

Выстраивая взаимодействие с детьми с ТМНР, мы опираемся на принципы специальной педагогики: педагогический оптимизм, ранняя помощь, коррекционно-компенсирующая и социально-адаптирующая направленность обучения, развитие способов альтернативной коммуникации, дифференцированный и индивидуальный подход в обучении и воспитании, необходимость специального педагогического руководства, структурирование содержания педагогической работы. Они отражаются в работах ведущих специалисты в области специальной педагогики: Баряева Л.Б., Бгажнокова И. М., Н. Н. Малофеев, Стребелева Е.А., А. М. Царев, Л. М. Шипицына.

Методы и приемы обучения, которые используют в работе педагоги: наглядные, словесные, практические и их разнообразные комбинации. Специфика их применения заключается в том, что среди них преобладают игровые и практико-ориентированные: игровые и практические упражнения, обследовательские действия, упражнения подражательно-исполнительского характера; игры с пальчиками и ладошками; моделирование (использование пиктограмм); коммуникативные и дидактические игры с использованием зрительного, слухового, вкусового, тактильного анализаторов и др. Важными для детей являются показ и подражание, совместные действия, сопровождающиеся речевым комментарием.

Используются современные технологии:
Традиционные: в работе с детьми, имеющими ОВЗ, широко используются игровые технологии. Через разумную организацию игровой деятельности осуществляется реализация важнейших учебных задач. Также обучение должно быть индивидуализированным и дифференцированным. Таким образом создаются оптимальные условия для реализации возможностей каждого ребенка.

Инновационные: в работе педагогами активно используются различные ИКТ - игры и приложения, аудиовизуальные технологии, элементы арттерапии, песочной и акватерапии, элементы кинезиологии.

Важнейшим направлением является применение технологии альтернативной и дополнительной коммуникации: системы жестов, пиктограмм, карточек, предметных символов, коммуникационных устройств.

Поскольку у подавляющего большинства детей с ТМНР отсутствует вербальная речь, они не могут осуществлять аналитико-синтетическую деятельность, ориентироваться во времени и в пространстве, в коррекционно-развивающей работе педагоги опираются на наиболее сохранные сферы – эмоциональную и двигательную. Проводится обучение с опорой на сохранные функции анализаторов (кинестетический, тактильный, вестибулярный, визуальный, аудиальный).

Вашему вниманию предлагается описание комплекса социально-педагогических услуг, которые оказывают педагоги. Это следующие услуги:
- проведение занятий в соответствии с разработанным планом (предметно-практическая деятельность, коммуникация, социально-бытовая ориентировка);
- проведение досуга, в том числе сопровождение на социокультурные мероприятия;
- чтение журналов, газет, книг;
- обучение навыкам социально-средовой ориентации;
- обучение навыкам (поддержание навыков) поведения в быту и общественных местах;
- организация коммуникативного пространства и коммуникативных ситуаций по месту проживания;
- консультирование ближайшего окружения ребенка по развитию игровой и продуктивной деятельности;
- консультирование по вопросам самообслуживания и социально-бытовой адаптации.

О некоторых социально-педагогических услугах хотелось бы рассказать более подробно. Для оказания данных услуг разработана коррекционно-развивающая воспитательная программа и составлено календарно-тематическое планирование по направлениям (разделам). Составлен план досуговых мероприятий, подобран перечень доступных для чтения материалов детской художественной литературы, журналов. В контексте обучения навыкам социально-средовой ориентации педагогами разработана адаптированная программа «Основы финансовой грамотности». В настоящее время вопросы финансовой грамотности необычайно актуальны для каждого из нас. Что такое бюджет, для чего нужны деньги, какие бывают профессии – эти и другие вопросы, казалось бы, непонятны для ребят с особенностями развития. Однако, через поучительные сказки, интересные стихи, через сюжетно-ролевые игры наши воспитатели формируют у детей элементарные представления о труде и его значимости, о профессиях, о том, что продаётся в магазине и какие продукты нужны для приготовления знакомого блюда.

А самая простая, интересная реклама – это, когда ребенок с помощью взрослого может продемонстрировать себя: «Это – Я! Самый красивый, самый добрый, самый весёлый, самый любимый».

Работа с особыми детьми нацеливает педагогов на поиск интересных и содержательных форм работы. Одна из самых любимых детьми – досуговая деятельность. Досуг – это отдых, творчество и развлечение. Организуя досуг, воспитатели стараются наполнить его самым разнообразным и интересным содержанием.

Ребята не только играют с любимыми игрушками, придумывают ролевые игры, делают постройки из конструкторов, но и с удовольствием включаются в театрализованные представления, спортивные игры, создают свои мини-оркестры в музыкальных играх.

А подчинена эта работа решению важнейшей задачи для сохранения здоровья детей: доставить радость ребятам, насытить эмоциями, снять усталость и напряжение; восстановить эмоциональные и физические ресурсы особого ребенка.

В своей работе педагоги часто задаются вопросом, какую роль общение играет в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья? Насколько оно важно для ребёнка? Возможно, удовлетворение повседневных потребностей это и есть главная задача? Общение - это возможность донести другому свои мысли, желания, выразить просьбу.

Умение общаться с окружающими для детей с ОВЗ – дело нелегкое. Потому что не каждый ребенок с особенностями может выразить свои потребности, желания. И не каждый взрослый может понять такого ребенка. Поэтому одной из важнейших задач для нас является обучение особого ребенка позитивному взаимодействию, общению со взрослыми и сверстниками.

Первый шаг – это установление эмоционального контакта, используя при этом взгляд глаза в глаза, добрую улыбку, мягкий голос, ласковые руки. Дети очень любят коммуникативные игры с платочком, с зеркалом, а также фольклорные песенки, потешки, пестушки. И, когда ребенок эмоционально откликается, прислушивается, вступает в игру, тогда и формируются основы взаимопонимания, позитивного общения.

Очень важным является обучение детей пониманию речи, названий предметов, действий. Здесь на помощь приходят игры с картинками, с планшетом. Многие ребята хорошо понимают речь взрослого, пользуются жестами, соотносят слова, жесты, символы. А вот вступить в диалог пока еще не могут. В этом случае на помощь приходит методика работы с визуальным расписанием. Воспитатель показывает детям фотографии, картинки, пиктограммы и обсуждает предстоящий распорядок дня, спрашивает, чем хотели бы заниматься. А ребята с помощью этих символов с удовольствием выражают свои желания. Из специальных устройств для обучения коммуникации педагоги используют коммуникатор. Знакомят с содержанием картинки, нажимая на кнопку коммуникатора, прослушивают звучание картинки, учат выбирать нужный предмет из нескольких.

Работа по обучению коммуникации требует ежедневного кропотливого труда. Зато в результате этой работы появляются результаты, улучшается качество жизни. Мы видим, что дети вступают в общение, выражают свои желания, учатся делать выбор. А взрослые научаются их понимать.

Ведь все мы помним известную фразу: «Счастье – это когда тебя понимают!»

Многие дети, помимо общения, любят помогать взрослым. А обучают их трудовым действиям заботливые воспитатели. Понимание того, что труд – это основа жизни человека, побуждает наших педагогов находить для ребят разнообразные, интересные и посильные дела. Самые маленькие учатся самообслуживанию. Ведь это жизненно необходимо уметь самостоятельно принимать пищу, умываться, следить за своей прической, ухаживать за полостью рта, видеть и исправлять непорядок во внешнем виде. Маленькие хозяюшки знают, как содержать свои вещи в порядке, аккуратно раскладывать по местам одежду, чистить обувь, мыть игрушки. Кто-то из ребят уже научился дежурить по столовой и может правильно сервировать стол: расставить тарелки, чашки, хлебницы, разложить ложки, и, конечно же, не забыть салфетки. Кстати, такая работа очень нравится ребятам, потому что этот труд – для всех: обедать будут вместе! Есть в каждой группе комнатные растения. Они не только радуют своей красотой, но и очищают воздух в помещении. А чтобы растения были ухоженными, красивыми, наши ребята учатся за ними ухаживать: поливают, опрыскивают, протирают от пыли листья. Чтобы в помещении было чисто, нужно тоже немало потрудиться. Эту работу выполняют взрослые, а дети могут помочь: протереть пыль влажной тряпочкой. Общее дело объединяет детей и взрослых. Когда вокруг кипит работа, каждому находится полезное занятие, тогда и каждый маленький человечек чувствует свою значимость, становится немного самостоятельнее, активнее, увереннее в своих силах. День за днем – ребятам находится дело по душе, дело полезное, нужное для всех. И каждый день становится интересным, насыщенным, запоминающимся.

К результатам проводимой работы можно отнести следующее:
Развиваются и закрепляются функционально важные навыки у детей, необходимые для использования в повседневной жизни, улучшается тактильно-двигательное, слуховое и зрительное восприятие, развивается внимание, появляется уверенность в движениях, в своих силах. Дети становятся более самостоятельными; меняется их роль в обучении: они становятся более активными участниками процесса; появляется элементарная игровая и учебно-практическая деятельность, что свидетельствует о наличии положительных результатов работы.

По итогам мониторинга дети показали различный уровень освоения программного материала.

В ходе мониторинга определялась зона актуального уровня усвоения программного материала, проводился анализ динамики развития каждого ребенка, осуществлялось планирование и, при необходимости, индивидуальная коррекция образовательной траектории воспитанников.

Оценка актуального уровня развития осуществлялась по 3-х уровневой шкале:
Низкий уровень (1-2 балла) отражает частичное усвоение с организующей и поддерживающей помощью педагога.
Средний уровень (3-4 балла) отражает усвоение программного материала на уровне действий с помощью и под контролем педагога.
Высокий уровень (5-6 баллов) отражает усвоение на уровне самостоятельных действий и возможности переноса усвоенных навыков на другую ситуацию.

У всех воспитанников отмечена положительная динамика разной степени выраженности, что обусловлено нарушениями развития, а также, разным уровнем возможностей детей.
Качественно оказанные социально-педагогические услуги дают положительный результат в обучении детей. У воспитанников наблюдается положительная динамика в освоении программного материала, формируются жизненно необходимые навыки, развиваются коммуникативные способности, появляются возможности социальной адаптации, а значит, повышается качество жизни.

Литература
Дополнительные общеобразовательные программы для детей и подростков с ТМНР /Под ред. В.Н. Асикритова, Т.А. Алексеевой, Е.Ю. Коржовой. – СПб.: ЛЕМА, 2015.
Сборник программ коррекционных курсов для детей и подростков с глубокой умственной отсталостью /Т.А. Алексеева, Л.Б. Баряева, Л. И. Кайкина и др.; под ред. Н.Н. Яковлевой. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2015.
Артамоненкова С.И., Вялитов Р.Р., Долотова И.А. и др. Модель психолого-педагогической помощи детям школьного возраста с ТМНР /под ред. Рязановой А.В., Ермолаева Д.В.- М.: Теревинф, 2011.


Категория: Блоги | Добавил: Naleksandro
Просмотров: 64 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
V Всероссийский творческий конкурс "Зимняя сказка"
II Всероссийский творческий конкурс "Жил да был Снеговичок"
II Всероссийский творческий конкурс "Рождественское чудо"
VII Всероссийский творческий конкурс "Вальс снежинок"
XI Всероссийский творческий конкурс "Умелые ручки"
VII Всероссийский творческий конкурс "Путешествие в зоопарк"
V Всероссийский творческий конкурс "Птицы вокруг нас"
III Всероссийский творческий конкурс "Волшебный мир сказок"
XXIII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
XI Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"


© 2012 - 2023 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 28.01.2023

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог