Для решения задачи первого этапа обучения аудированию — развития механизмов слушания (речевого слуха, вероятностного прогнозирования, памяти) — Н.И. Гез разработаны упражнения, развивающие механизмы вероятностного прогнозирования и памяти. В методике обучения аудированию родной речи с успехом могут быть использованы следующие задания:
1) прослушайте текст, выберите из предложенных заголовков такие, которые подходят к содержанию текста;
2) прослушайте текст дважды, после второго прослушивания назовите пропущенный фрагмент;
3) скажите, о чем может идти речь в тексте со следующим заголовком;
4) прослушайте текст, проверьте свои предположения.
В начале обучения целесообразно использовать опоры (картинки, рисунки, план, ключевые слова и т.д.) для слушания;
Затем обучение слушанию должно осуществляться без каких-либо опор.
Наконец, предлагаются упражнения, направленные на развитие умения смысловой переработки и фиксации воспринятой информации.
Рассмотрим примеры таких упражнений:
сгруппируйте прослушанный материал по степени важности;
прослушайте описание ситуации, изобразите воспринятое на схеме, рисунке;
сопоставьте прослушанный текст с графическим текстом, посвященным аналогичной теме, сравните содержание по сходству / различию, дайте аргументированную оценку прослушанному.
Отмечая связь работы в области обучения слушанию с работой в области обучения невербальному общению, методисты (Т.В. Атапина, Е.Г. Бегунова, Н.Н. Валькова, Н.В. Кулакова и др.) приводят группы упражнений, направленные на развитие умений невербального общения при обучении слушанию:
различение смысла речевого высказывания, сказанного с различной интонацией / мимикой /, сопровождаемого различными жестами;
оценку уместности использования отдельных невербальных средств общения в разных ситуациях;
название невербальных средств общения и объяснение их значения в различных речевых ситуациях при устном общении;
применение несловесных средств в различных повседневных речевых ситуациях;
оценку степени вежливости собеседников соблюдения речевого этикета.
В упражнениях для обучения аудированию, особенно на начальном этапе, должно учитываться тесное взаимодействие аудирования с говорением как двух форм устной речи и аудирования с чтением как двух видов рецептивной деятельности. Приведем в качестве примера некоторые разновидности подготовительных и речевых упражнений:
1) Упражнения для развития фонематического слуха и механизма внутреннего проговаривания (языковые):
- прослушайте и повторите несколько пар слов: нос/нёс, мал/мял, быть/пить, дом/том, жар/шар.
2) Упражнения на развитие интонационного слуха и механизма сегментации речевой цепи (языковые):
- прослушайте предложение, разбейте его в графическом ключе на синтагмы.
- прослушайте пары предложений, поставьте знак «+», если они одинаковы, и «-» если они разные (Сегодня понедельник. Сегодня понедельник?).
3) Упражнения на развитие механизма оперативной памяти (предречевые):
- прослушайте ряд слов. Повторите их в данной последовательности;
- слушайте и повторяйте;
- прослушайте фразы, соедините их в одно предложение;
4) Упражнения на развитие языковой догадки и механизма вероятностного прогнозирования (предречевые):
- прослушайте ряд глаголов, образуйте от них существительные с суффиксом - ени(е);
- вам знакомо слово учитель. Постарайтесь понять значение слова строитель.
5) Упражнения с использованием текста (речевые):
- прослушайте название и скажите, о чём пойдёт речь в тексте;
- назовите персонажей текста;
- каким вы видите окончание текста? [25, с.1-6]
При обучении слушанию на уроках литературного чтения необходимо ознакомить младших школьников с правилами и приёмами слушания. Рассмотрим некоторые виды заданий на основе использования пословиц и поговорок для усвоения учащимися правил слушания.
Послушайте несколько русских народных пословиц. Каков их общий смысл? В чужой беседе всяк ума купит. Поменьше говори, побольше услышишь. Кто говорит, тот сеет, а кто слушает — собирает. В ходе обсуждения содержания пословиц дети приходят к выводу о том, что необходимо учиться слушать: чем внимательнее ты будешь слушать, тем больше узнаешь.
Послушайте еще несколько пословиц и скажите, о каком правиле слушания говорится в них. Красна речь слушаньем, а беседа смиреньем. Петь хорошо вместе, а говорить пороть. Один говорит - красно, двое - пестро. Учащиеся делают вывод о том, что нужно внимательно слушать собеседника, не перебивать его, пока он не закончит свой рассказ.
Послушайте пословицы. Как вы понимаете их смысл? Мелет день до вечера, а слушать нечего. Красно говорит, а слушать нечего. Хорошую речь и хорошо и слушать. Упражнения необходимы на уроках литературного чтения, т.к. у обучающихся важно сформировать умение слушать и слышать, определять интонационные особенности высказываемых предложений, воспринимать текст, отвечать на поставленные вопросы.
Послушайте скороговорки. Какие звуки в них повторяются? Научитесь быстро произносить одну из них (скороговорки читаются дважды). Все бобры добры до своих бобрят. Не любила Мила мыло, мама Милу с мылом мыла. Везет Сеня Саню с Соней на санках.
Послушайте стихотворение. Какие звуки в нем повторяются часто? Как изменяется громкость чтения стихотворения и почему?
Послушайте стихотворение - разговор двух лиц. Обратите внимание на интонацию произнесения каждой реплики. Что она выражает? Теперь я буду произносить первую реплику, а вы вторую, правильно интонируя.
Послушайте текст...(любой) и скажите, почему его так назвали. Важно научить детей при слушании речи понимать интонацию, жесты, мимику говорящего, составлять план, тезисы, формулировать вопросы.
Для организации систематической работы на уроках литературного чтения по обучению аудированию младших школьников можно воспользоваться классификацией упражнений, предложенной Т.А. Ладыженской:
Упражнения аналитического характера по готовому тексту, направленные на совершенствование умений вслушиваться в название текста, определять основную мысль, воспринимать и понимать интонационные средства выразительности устной речи:
- послушайте несколько заглавий текстов. Определите по ним тип текста (повествование, описание, рассуждение). «Как я учился удить рыбу», «Озеро осенью», «Рыбалка - мое любимое занятие», «Почему я люблю читать книги?», «Чтение - лучшее учение», «Как мы читали книгу об Электронике»;
- понаблюдайте за своей речью, речью товарищей, родителей, знакомых. Какие лишние слова вы заметили в речи? Постарайтесь сами не употреблять таких слов без надобности;
- послушайте устный ответ своего товарища и проанализируйте его: полно ли раскрыта тема, последовательно ли изложен материал, какова интонационная выразительность сообщения (тон, громкость, темп, паузы, логические ударения), как держался говорящий (поза, мимика, жесты). Удалось ли докладчику заинтересовать слушателей? Как? Все ли понятно вам было, когда слушали? Следил ли говорящий за тем, как его понимают слушание?
Упражнения аналитико-речевого характера по готовому тексту, направленные на формирование умений воспринимать текст, осознавать его структурные элементы (начало текста, основная часть, концовка), самостоятельно создавать на основе прослушанного части высказывания;
- послушайте начало высказывания. О чем вы из него узнали? Определите по началу, о чем может говориться в тексте. А теперь послушайте весь текст и сравните со своим предполагаемым высказыванием;
- послушайте тексты, произнесенные разным тоном, в разном темпе, с разной громкостью. Какие средства выразительности больше подходят для выражения содержания и основной мысли этого высказывания?
Упражнения на переработку прослушанного текста, способствующие выработке умения вслушиваться в воспринимаемый текст, замечать недочеты в его содержании и структуре, вносить изменения или дополнения в прослушанные высказывания:
- послушайте текст. Какова его тема, мысль? Проследите порядок следования частей (слушая, попытайтесь составить план). Измените порядок следования частей;
- послушайте текст. Все ли части в нем присутствуют? Закончите высказывание;
упражнения, требующие создания нового текста, на основе прослушанного: послушайте текст и подготовьтесь к подробному его пересказу; постарайтесь представить себе то, что вы слушаете в музыкальном сопровождении.
- послушайте текст (стихотворение) о весне. Что вы представляли во время слушания?
Словесно нарисуйте. А теперь этот же текст послушайте в сопровождении музыкальной записи. Запиши свои впечатления. [33, с. 255]
На уроках литературного чтения целесообразно использовать такие упражнения на всех этапах, перед работой с произведением и восприятием произведения на слух.
|