Проблема обучения чтению – одна из центральных в сурдопедагогике. Практика обучения показывает, что обучающиеся начальных классов с различными нарушениями слуха испытывают трудности как в формировании навыка чтения, так и в осмыслении прочитанного. Поэтому проблема преодоления трудностей в обучении чтению как составляющая проблемы развития речи детей с нарушениями слуха остается актуальной.
Для неслышащих детей чтение имеет исключительно большое значение. Чтение вводит их в жизнь, помогает понять и правильно оценить общественные явления, осознать себя как личность, найти своё место в жизни. Книга сближает глухих и слабослышащих детей с миром слышащих людей, и таким образом играет значительную роль в процессе реабилитации людей с нарушениями слуха. Книга, открывая удивительный мир мыслей и чувств, имеет особое значение для развития ребёнка. Именно книга расширяет знания детей с недостатками слуха об окружающем мире, уточняет и исправляет имеющиеся представления.
Процесс формирования навыков чтения и письма у слабослышащих протекает в условиях глубокого речевого недоразвития. Поэтому, мы, начиная обучать слабослышащего ученика чтению, сталкиваемся с гораздо большими сложностями, чем учителя массовой школы.
При поступлении в школу дети оказываются в новой «социальной ситуации развития», игровая деятельность сменяется учебной, что отрицательно сказывается на развитии ребенка. Переходной формой от игры к учебе является дидактическая игра, органично соединяющая обучение с игровой формой его организации. Именно она позволяет «размыть» грань между игрой и учебой, сделать смену ведущих видов деятельности менее ощутимой для ребенка.
Отличительная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Но детей привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, получить результат, выиграть. Игра должна строиться таким образом, чтобы каждый ребенок был активен, выполнял посильные игровые действия, не стеснялся того, что он не услышит, умел попросить, чтобы учитель повторил инструкцию.
Дидактическая игра дарит настроение и положительные эмоции, так как она доступна, понятна, интересна ребенку. Позитивное настроение, возникающее во время игры, активизирует деятельность школьника, обеспечивает решение задач, которые связаны с развитием произвольного внимания, памяти.
Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Ре.че.во.й мате.ри.ал, ис.по.ль.зуем.ый в ди.да.кт.ичес.ки.х иг.ра.х, до.лжен быть св.яз.ан с со.де.рж.ан.ие.м уроков.
Развитие диалогической речи школьников с нарушениями слуха может успешно осуществляться в процессе различных дидактических игр. Особенно эффективны в этом плане игры с «маленьким учителем», когда роль учителя выполняет ученик. В процессе такой игры дети стремятся го.во.рить лу.чше, вн.ят.нее, учатся смот.реть друг на друг.а в мо.ме.нт го.во.ре.ни.я, чу.вствуют потребность в бо.лее вн.ят.но.м, четком прои.знесен.ии слов, чтобы быть по.няты.м. Це.нность этой иг.ры со.стоит в то.м, что ребята уч.ат.ся за.да.вать во.прос.ы вз.ро.слому и друг другу. Не.сл.ыш.ащ.ие ма.ло.летн.ие дети не за.да.ют во.просов бе.з спец.иа.ль.но.го обучен.ия. А в этой иг.ре эт.а за.да.ча ре.че.во.го ра.зв.ит.ия ре.шает.ся в моти.ви.ро.ва.нн.ых ус.ло.ви.ях. Друг.им.и слов.ами, у школьников в иг.ре во.зн.ик.ает есте.ст.ве.нное же.ла.ние, потреб.но.ст.ь в об.ще.ни.и с педагогами ил.и друг.им.и деть.ми. Ему хо.четс.я вы.ск.аз.ат.ь свою то.чку зрен.ия, за.да.ть во.прос.
В на.ше врем.я уже ни у ко.го не вы.зы.вает со.мнен.ия то, что эффективное пр.именен.ие интерактивных те.хнолог.ий де.лает урок бо.лее ин.фо.рм.ат.ив.ны.м, об.стояте.ль.ны.м, яр.ки.м, по-на.стоя.ще.му со.времен.ны.м. Се.йч.ас, ко.гд.а во.змож.но.ст.и пр.именен.ия ко.мп.ьюте.рн.ых те.хнолог.ий на урок.ах ве.ли.ки, ра.зноо.бр.аз.ны и до.ступ.ны, препод.ав.ател.ь ст.ре.мить.ся по.ст.ро.ит.ь свой урок та.к, чтоб.ы его ко.ммун.ик.ац.ия с уч.ащ.им.ис.я бы.ла ув.ле.кате.ль.ной, инте.ре.сн.ой, эмоц.ио.на.ль.ной.
Для формирования навыков словесного общения школьников с нарушенным слухом на уроках чтения и обучения грамоте предлагаем использовать дидактические игры, начиная с первого дополнительного по 5 класс.
В первом дополнительном классе создаются игровые ситуациии, в кото.ры.х ис.по.ль.зует.ся звукопод.ра.жа.ние. Звуков.ые треннинги в та.ки.х иг.ро.вы.х ситу.ац.ия.х со.чета.ют.ся с фи.зи.че.ск.им.и де.йств.ия.ми, многоо.бр.аз.ны.ми дв.ижен.ия.ми, что особен.но ва.жно в пе.рв.ые ме.ся.цы обучен.ия. Та.ки.х иг.ро.вы.х моментов с це.ль.ю зн.аком.ст.ва с от.де.ль.ны.ми звук.ам.и мо.жно по.до.бр.ат.ь достаточно:
«А-а-а!» - пл.ачет ре.бе.но.к; ма.ма ук.ач.ив.ает дитя;
«У-у-у!» - воет филин; гу.дит па.ро.во.з;
«Ш-ш-ш!» - осен.ние ли.ст.ья ше.ле.ст.ят по.д но.га.ми; ле.с шу.мит;
«Ж-ж-ж!» - жу.к жу.жж.ит; пчел.ы летят;
«С-с-с!» - па.р вы.хо.дит из но.си.ка ча.йн.ик.а с ки.пя.ще.й во.до.й.
Ук.аз.ан.ные иг.ро.вые моменты по.мо.га.ют учен.ик.ам ос.во.ит.ь «чи.ст.ые» звук.и, осоз.нать се.крет этого фо.нети.че.ского яв.ле.ни.я, об.ле.гч.ают по.следую.щу.ю ра.боту по вы.де.ле.ни.ю звук.а из ре.че.во.го пото.ка.
Дидактическая игра «Поймай букву»
Оборудование: Ка.рточ.ки с слов.ам.и из га.зет, ст.ар.ых кн.иг.
Описание игры: Все учен.ик.и по.лу.ча.ют ка.рточ.ки. По си.гн.алу пе.да.го.га дети на.чи.на.ют прос.матр.ив.ат.ь те.кст по ст.ро.чк.ам, об.во.дя круж.ко.м бу.кву, ук.аз.ан.ну.ю преподов.ателем. По.бе.жд.ает тот, кто об.ве.дет бо.ль.шее ко.ли.че.ст.во бу.кв.
Дидактическая игра «Кубики с иллюстрациями»
Дети называют предметы, изображенные на кубиках и произносят пе.рв.ый и последний звук в слове.
Дидактическая игра «Подпиши картинки»
Оборудование: пред.метн.ые ка.рт.ин.ки.
Описание игры. Ка.жд.ый ребёнок по.лу.чает 4-5 пред.метн.ых ка.рт.инок. Уч.ител.ь од.но за друг.им от.кр.ыв.ает проп.ис.ан.ные на до.ске слов.а. Дети мо.лч.а чита.ют слово и, в случ.ае, ес.ли у ни.х есть соот.ветствую.ща.я ка.рт.ин.ка, пе.ре.во.ра.чи.ва.ют ее об.ратной стороной. По.сле то.го ка.к все слов.а ст.анут проч.ит.ан.ы, дети на.зы.ва.ют ка.рт.ин.ки, кото.рые оста.ли.сь не. пе.ре.ве.рнут.ым.и. Прои.гр.ыв.ает ря.д, в кото.ро.м есть уч.ащ.ие.ся, не за.кр.ыв.шие ри.су.нк.и.
Дидактическая игра «Быстро слово ищи»
Цель: Фо.рм.иров.ат.ь у учен.иков умен.ие ор.ие.нт.иров.ат.ьс.я в те.ксте.
Оборудование: те.кст бу.кв.ар.я.
Игровое действие: Не.кото.рые слов.а в те.ксте за.блуд.ил.ис.ь. По.жа.лу.йста, по.мо.гите их об.на.ру.жить.
Правила игры: уч.ител.ь на.зы.вает слово, а учен.ик.и об.яз.ан.ы бы.ст.ро на.йт.и его в те.ксте и проч.ит.ат.ь вместе со следую.щи.м словом. По.бе.жд.ает тот, кто пе.рв.ым на.йдет бо.ль.ше слов.
В первом классе проводятся дидактические игры, направленные на распознавание звуков. Пред.ла.гаем.ые иг.ры решают следую.щи.е за.да.чи: вы.де.ле.ние пе.рвого и по.след.не.го звук.а в слов.ах; оп.ре.де.ле.ние положения ук.аз.ан.но.го звук.а в слове (в на.ча.ле, в се.ре.ди.не, в ко.нце); мето.ди.чное пе.ре.чи.слен.ие всех звуков в слове; ра.споз.на.ва.ние гл.ас.ны.х и со.гл.ас.ны.х звуков; по.дбор слов с уста.но.влен.ны.м звуком.
Дидактическая игра «Почтальон»
Дети должны «проч.ит.ат.ь» пи.сь.мо - это зн.ач.ит на.зв.ат.ь пе.рв.ый звук в на.зв.ан.ии ка.рт.ин.ки, по.лу.че.нной в ко.нверте, ил.и по.следов.ател.ьно пе.ре.чи.сл.ит.ь все звук.и да.нного слов.а.
Дидактическая игра "Отгадай слово"
Уч.ител.ь прои.знос.ит пе.рв.ый звук на.зв.ан.ия пред.мета на ка.рт.ин.ке, а дети называют слово.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Детям предлагается достать предмет наощупь из мешочка и прои.знести пе.рв.ый звук в на.зв.ан.ии пред.мета, а затем всё слово.
Дидактическая игра «Кто тогда живет?»
Оборудование: ка.рточ.ки слов с на.зв.ан.ия.ми жи.вотн.ых и их жилищ.
Описание игры. На до.ске вр.аз.брос пр.ик.ре.плен.ы (ил.и на.пи.са.ны пе.чатн.ым.и бу.кв.ам.и) ка.рточ.ки с на.именов.ан.ия.ми жи.вотн.ых и их жи.ль.я: ме.двед.ь - бе.рлог.а, ли.са - но.ра, белка - ду.пло, ла.сточ.ка - гнез.до и т. п. Уч.ащ.ие.ся чита.ют на.зв.ан.ия жилищ и соед.ин.яют это слово ме.ло.м с соот.ветствую.щи.м на.зв.ан.ие.м жи.вотного.
Дидактические игры для обучающихся 2-5 классов.
Дидактическая игра «Что вначале, что потом»
Цель: уч.ит.ь дете.й ра.спол.аг.ат.ь ил.лю.ст.ра.ци.и в по.ря.дке ра.зв.ит.ия сю.жета.
Оборудование: на.бо.р ка.рт.инок дл.я иг.ры «Что вн.ач.але, что пото.м» в гото.во.м ви.де, та.бл.ич.ки.
Речевой материал: Что вначале? Что потом? Подумай разложи, какая картинка первая? Правильно, неправильно.
Ход игры: После чтения рассказа учитель предлагает ученикам картинки с изображением событий, происходящих в рассказе, и картинки, не имеющие отношения к рассказу. Нужно отобрать картинки и расположить их в правильной последовательности.
Дидактическая игра «Кто за кем появляется в сказке?»
Учащимся даны карточки с названиями героев сказок.
Цель: отгадать, из какой сказки персонажи, расположить в порядке появления этих героев в сказке.
•Лиса, петух, заяц, волк, собака, медведь –«Заюшкина избушка».
•Зайчик, волчок, лягушка, кабан, мышка, медведь, лисичка –«Рукавичка».
•Дрозд, лиса, кот, петушок –«Петушок Золотой гребешок».
•Старик, лиса, старуха, волк –«Лисичка-сестричка да серый волк».
Дидактическая игра «Кораблекрушение»
Учитель вывешивает плакат, на котором разными цветами написаны слова. Из данных слов составить название рассказов.
Дидактическая игра «Откуда я?»
Учитель показывает предметы или сюжетные картинки из изученных произведений. Дети должны отгадать произведение.
Дидактическая игра «Угадай название сказки»
Учитель зачитывает отрывки из сказок. Обучающиеся должны отгадать автора сказки и название.
Дидактическая игра «Замени слово»
На доске в первом столбике записаны слова, понятные детям, часто используемые в речи, во втором столбике – их «собратья». Дети должны найти пару.
Дидактическая игра «Угадай автора»
Кто это? Будущий писатель родился и провёл детство в Ясной Поляне. Он был четвёртым ребёнком в семье. Его мать умерла, когда мальчику было полтора года. (Л.Н. Толстой)
Кто это? Огромное влияние на будущего поэта оказала его няня, Арина Родионовна. Которую поэт будет вспоминать всю свою жизнь и посвятит не мало литературных произведений. ( А.С. Пушкин)
Дидактическая игра «Шифровка
Используя порядок в русском алфавите, расшифруйте запись и вы узнаете автора произведения, с которым познакомимся на уроке
!7, 18, 10, 26, 3, 10, 15 (Пришвин)
Дидактическая игра «Поймай ошибку»
Цель: формировать умение у обучающихся понимать прочитанное, следить за чтением других.
Игровое действие: В нашем тексте только что спрятались ошибки. Я читаю текст, а вы попробуете эти ошибки поймать.
Правила игры: учитель читает текст, умышленно меняя какие-то слова. Ребята внимательно следят за чтением учителя и текстом и заметив ошибку, останавливают его, исправляют. Побеждает тот, кто поймает больше ошибок.
Дидактическая игра «Хороший-плохой»
Когда называются положительные персонажи, нужно хлопать, а когда отрицательные нужно топать ногой. Например, Золушка, мачеха, крёстная, сёстры, принц.
Дидактическая игра «Вспомни, кто написал».
Детям раздаются карточки с отрывками произведений, которые изучались в данном разделе. Задача - прочитать выразительно для соперников. Соперники должны назвать автора.
Дидактическая игра «Строчки рассыпались»
Обучающимся предлагаются карточки с деформированными текстами стихотворений, которые необходимо вернуть в первоначальный вид.
Например: И.А. Бунин: на леса и на поля, пахнул, холодом, зимним.
Зимним холодом пахнуло на поля и на леса
С.А. Есенин: Прижались, у окна, детки сиротливые, воробышки игривые.
Воробышки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна
С.А. Есенин: Под моим окном, белая берёза, принакрылась, точно серебром, снегом.
Я.Аким: Первый снег, утром, принес на лапках, кот.
Утром кот. Принёс на лапах. Первый снег! Первый снег!
Использование ребусов, кроссвордов является разновидностью дидактических игр.
Та.ки.м об.ра.зо.м, ан.ал.из.ируя значение ди.да.кт.ичес.ко.й иг.ры на уроках чтения в ко.ррек.цион.но-об.ра.зо.вате.ль.но.й де.ятел.ьности дете.й с на.ру.ше.нием слух.а, можно сдел.ат.ь вы.во.ды о вы.со.ко.м уров.не акти.ви.за.ци.и ре.че.во.й ра.боты дете.й. Ис.по.ль.зо.ва.ние ди.да.кт.ичес.ко.й иг.ры способ.ст.вует ра.зв.ит.ию пс.их.ичес.ки.х фу.нк.ци.й во.сп.ри.няти.я, па.мяти, мы.шлен.ия, акти.ви.зи.рует св.яз.ну.ю ре.чь, во.сп.ит.ыв.ает са.мо.контроль пр.и вы.по.лнен.ии за.да.ни.й, способствуют формирования навыков словесного общения школьников с нарушенным слухом.
Список литературы:
1. Богданова Т. Г. Сурдопсихология: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. завед. М.,: Издательский центр «Академия» - 2002г.
2. Вопросы обучения и воспитания глухих дошкольников (из опыта работы педагогов дошкольного отделения УВК 1838) Выпуск 2, 4 М, 2001г.
3. Выготский Л. С. Мышление и речь // Собрание сочинений в 6 т. М., 1982 -Т2
4. Головчиц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика: воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М. ,: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС - 2001г.
5. Зыков С. А. Методика обучения глухих детей языку. Учебное пособие для студентов дефектол. фак. пед. институтов. М. ,: Просвещение - 1977г.
6. Игра дошкольника / Под редакцией С. Л. Новоселовой М. ,: Просвещение - 1989г.
7. Программа для специальных дошкольных учреждений. Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста. М. ,: 1991г.
10.Pay Ф. Ф. Устная речь глухих. М. ,: Педагогика - 1973г.
11. Речицкая Е. Г., Пархалина Е. В. Готовность слабослышащих дошкольников к обучению в школе. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М. ,: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС - 2000г
|