Сегодня: 24.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Дошкольное образование » Планирование


Методические рекомендации "Организация образовательного процесса в детском саду в соответствии с ФГТ к ООП"

СКАЧАТЬ (48.8 Kb) 22.02.2013, 15:26
Пономарёва Римма Леонидовна
воспитатель, МБДОУ "Детский сад №56"
МБДОУ «Детский сад №56»

Организация образовательного процесса в детском саду в соответствии с ФГТ к ООП.

Подготовила
Воспитатель 2 квалификационной категории
Пономарёва Римма Леонидовна

г. Березники
2012



Как планировать образовательный процесс в соответствии с Федеральными государственными требованиями?
Во многом обусловлено тем, что дошкольные учреждения не спешат брать за основу единственную рекомендованную Министерством образования и науки РФ примерную основную образовательную программу дошкольного образования «Успех», а ситуация с экспертизой остаьных примерных основных общеобразовательных программ («От рождения до школы», «Детство», »Истоки») на предмет соответствия ФГТ пока остаётся неясной, и тем, что нет полных методических комплектов к программам нового поколения, которые раскрывали бы последовательность построения образовательного процесса в каждой возрастной группе детского сада и могли бы использоваться педагогами-практиками в работе, служить им ориентиром.
Цель образовательной деятельности - развитие детей, формирование интегративных качеств.
Интегративные качества:
1. физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.
2. любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире).
3. эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей, литературных героев, на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;
4. овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;
5. способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
6. способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем).
7. имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.
8. овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
9. овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Содержание образовательной деятельности:
Структурировано по образовательным областям.
Носит интегрированный характер.

Образовательный процесс:
Осуществляется на основе комплексно-тематической модели.
Основная форма – разнообразные формы специфически детских видов деятельности.
Основная деятельность – комплекс специфически детских видов деятельности.

Структура образовательного процесса.

Совместная деятельность взрослого и детей:
Непосредственно образовательная деятельность.
Образовательная деятельность в режимных моментах.
Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с родителями.
Совместное с родителями решение образовательных задач.

Комплексно-тематический принцип:
Тема – смысловой контекст детской деятельности, основной мотив
Цель – формирования специфически детских видов деятельности
Позиция взрослого – партнер. Позиция ребенка – субъект деятельности

Технология комплексно-тематического принцип:
Инициирование темы (мотивация, планирование).
Подготовка к событию.
Событие.
Рефлексия.

Результат:
Интегративные качества, становление детских видов деятельности.

НОД и занятие. В чём же сходство различие?
Сходство заключается, прежде всего, в нормировании их организации по количеству в неделю и длительности в зависимости от возраста детей, которое задается положениями Санитарных правил и норм (СанПиН), что объясняется недопустимостью перегрузки ребенка как в форме занятий, так и в форме непосредственно образовательной деятельности.
Основное различие заключается в различных позициях воспитателя по отношению к детям:
-на занятии взрослый занимает учительскую позицию и осуществляет прямое обучение ребенка;
-в условиях непосредственно образовательной деятельности — партнерскую позицию.
НОД:
-Взаимоотношения ребенка и взрослого в рамках образовательного процесса должны строиться на основе сотрудничества и диалога.
-Кроме того, то, что предлагает делать взрослый, ребенку должно быть нужно и интересно. Задача педагога — сделать процесс приобретения ребенком знаний, мотивированным.
-Позиция и функции взрослого
-Позиция – партнер
-Функция – организация детской деятельности

Партнёрская позиция не означает абсолютного равенства ребенка и педагога, а предполагает их равноценность в общении. Хотя педагог и дети не равны по уровню развития, по объему их личного опыта, но они равноправны, вступая в общение.
Существенной особенностью партнерской деятельности взрослого с детьми является ее открытость в сторону свободной самостоятельной деятельности самих дошкольников. В то же время партнерская деятельность взрослого с детьми открыта для перепроектирования в соответствии с их интересами, субкультурными содержаниями, которые проявляются в их свободной активности. В партнерской деятельности обе стороны выступают как центральные фигуры образовательного процесса, где встречаются, а не противопоставляются педагогические интересы и интересы конкретной группы дошкольников.
Образовательная деятельность в партнерской форме требует от взрослого стиля поведения, который может быть выражен девизом: «Мы все включены в деятельность, связаны желанием и договором: мы все хотим делать это».
Дети и взрослые должны общаться по поводу того, что, как и с какой целью они делают. Только в этом случае педагоги и дети становятся равноправными партнерами.
При партнерском стиле взаимодействия от взрослого не требуется спешить для достижения результатов, не требуется все сразу объяснять и показывать, допускается свободный поиск и признается возможность и даже необходимость ошибки.

Взрослый – организатор деятельности.
Этапы деятельности:
1. вовлечение в деятельность;
2. целеполагание;
3. проектирование действий;
4. осуществление действий;
5. анализ результатов действий и сравнение их с поставленными целями.

Схема развития любого вида деятельности
(Л.С. Выготский)

Самостоятельная деятельность.
Совместная деятельность со сверстником.
Совместная деятельность со сверстником.

Систомообразующие факторы интеграции.

Необходим синтез образовательных областей, объединение в единое целое, т.е. интеграция, которая обеспечит количественное и качественное изменение — формирование интегративных качеств личности ребенка дошкольного возраста.
Целостность образовательным областям придает не столько их объединение, сколько гармоничное проникновение одной области (или нескольких) в другую. Считается, что интеграция осуществлена удачно, если границы слияния областей не заметны, скрыты, если они гармонично проникают друг в друга.

Способы вовлечения детей в совместную деятельность.
Привлечение внимания посредством «задействования» всех сенсорных каналов с соответствующим обыгрыванием:
- зрительного — внесение игрушки, живого объекта, модели, необычного предмета и т.д.;
- слухового — музыка, колокольчик, записанный крик животного, голос, звон, щелчки и т.д.;
- осязательного — воспитатель дает пощупать детям какой-либо предмет с последующим обыгрыванием, определение на ощупь предмета, скрытого от дошкольников, и др.;
- обонятельного — использование запахов разных предметов и объектов, цветов, духов и т.д.
Привлечение внимания детей посредством использования речевых возможностей педагога:
- изменение громкости голоса,
- выразительное чтение стихотворения в момент, когда дети этого не ожидают,
- загадывание загадки,
- исполнение песни воспитателем
Создание необычной ситуации, непривычного окружения:
- странно одетый воспитатель,
- затемненная комната со свечами,
- включение записи голоса воспитателя,
- приглашение детей из другой группы.
Привлечение внимания путем необычного поведения воспитателя:
- педагог, не обращая внимания на детей, достает большую красивую книгу и начинает ее рассматривать;
- воспитатель садится на коврик и начинает играть с новой красивой игрушкой;
- воспитатель с увлечением рисует, лепит;
- воспитатель держит руку в кармане и, когда остальные дети шумят, подзывает одного ребенка и просит его, чтобы он сообщил другим, что у воспитателя в кармане находится сюрприз, кто желает узнать что это за сюрприз, пусть подойдет;
- эмоциональное обсуждение с помощником воспитателя какого-либо явления или события.


Категория: Планирование | Добавил: ponomariova
Просмотров: 2580 | Загрузок: 232 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 1
Римма Леонидовна, спасибо за презентацию!

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 24.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог