Методические рекомендации "Организация образовательного процесса в детском саду в соответствии с ФГТ к ООП"
(48.8 Kb)
22.02.2013, 15:26
Пономарёва Римма Леонидовна
воспитатель, МБДОУ "Детский сад №56"
МБДОУ «Детский сад №56»
Организация образовательного процесса в детском саду в соответствии с ФГТ к ООП.
Подготовила Воспитатель 2 квалификационной категории Пономарёва Римма Леонидовна
г. Березники 2012
Как планировать образовательный процесс в соответствии с Федеральными государственными требованиями? Во многом обусловлено тем, что дошкольные учреждения не спешат брать за основу единственную рекомендованную Министерством образования и науки РФ примерную основную образовательную программу дошкольного образования «Успех», а ситуация с экспертизой остаьных примерных основных общеобразовательных программ («От рождения до школы», «Детство», »Истоки») на предмет соответствия ФГТ пока остаётся неясной, и тем, что нет полных методических комплектов к программам нового поколения, которые раскрывали бы последовательность построения образовательного процесса в каждой возрастной группе детского сада и могли бы использоваться педагогами-практиками в работе, служить им ориентиром. Цель образовательной деятельности - развитие детей, формирование интегративных качеств. Интегративные качества: 1. физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. 2. любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). 3. эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей, литературных героев, на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы; 4. овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации; 5. способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. 6. способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). 7. имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. 8. овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции; 9. овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Содержание образовательной деятельности: Структурировано по образовательным областям. Носит интегрированный характер.
Образовательный процесс: Осуществляется на основе комплексно-тематической модели. Основная форма – разнообразные формы специфически детских видов деятельности. Основная деятельность – комплекс специфически детских видов деятельности.
Структура образовательного процесса.
Совместная деятельность взрослого и детей: Непосредственно образовательная деятельность. Образовательная деятельность в режимных моментах. Самостоятельная деятельность детей
Взаимодействие с родителями. Совместное с родителями решение образовательных задач.
Комплексно-тематический принцип: Тема – смысловой контекст детской деятельности, основной мотив Цель – формирования специфически детских видов деятельности Позиция взрослого – партнер. Позиция ребенка – субъект деятельности
Технология комплексно-тематического принцип: Инициирование темы (мотивация, планирование). Подготовка к событию. Событие. Рефлексия.
Результат: Интегративные качества, становление детских видов деятельности.
НОД и занятие. В чём же сходство различие? Сходство заключается, прежде всего, в нормировании их организации по количеству в неделю и длительности в зависимости от возраста детей, которое задается положениями Санитарных правил и норм (СанПиН), что объясняется недопустимостью перегрузки ребенка как в форме занятий, так и в форме непосредственно образовательной деятельности. Основное различие заключается в различных позициях воспитателя по отношению к детям: -на занятии взрослый занимает учительскую позицию и осуществляет прямое обучение ребенка; -в условиях непосредственно образовательной деятельности — партнерскую позицию. НОД: -Взаимоотношения ребенка и взрослого в рамках образовательного процесса должны строиться на основе сотрудничества и диалога. -Кроме того, то, что предлагает делать взрослый, ребенку должно быть нужно и интересно. Задача педагога — сделать процесс приобретения ребенком знаний, мотивированным. -Позиция и функции взрослого -Позиция – партнер -Функция – организация детской деятельности
Партнёрская позиция не означает абсолютного равенства ребенка и педагога, а предполагает их равноценность в общении. Хотя педагог и дети не равны по уровню развития, по объему их личного опыта, но они равноправны, вступая в общение. Существенной особенностью партнерской деятельности взрослого с детьми является ее открытость в сторону свободной самостоятельной деятельности самих дошкольников. В то же время партнерская деятельность взрослого с детьми открыта для перепроектирования в соответствии с их интересами, субкультурными содержаниями, которые проявляются в их свободной активности. В партнерской деятельности обе стороны выступают как центральные фигуры образовательного процесса, где встречаются, а не противопоставляются педагогические интересы и интересы конкретной группы дошкольников. Образовательная деятельность в партнерской форме требует от взрослого стиля поведения, который может быть выражен девизом: «Мы все включены в деятельность, связаны желанием и договором: мы все хотим делать это». Дети и взрослые должны общаться по поводу того, что, как и с какой целью они делают. Только в этом случае педагоги и дети становятся равноправными партнерами. При партнерском стиле взаимодействия от взрослого не требуется спешить для достижения результатов, не требуется все сразу объяснять и показывать, допускается свободный поиск и признается возможность и даже необходимость ошибки.
Взрослый – организатор деятельности. Этапы деятельности: 1. вовлечение в деятельность; 2. целеполагание; 3. проектирование действий; 4. осуществление действий; 5. анализ результатов действий и сравнение их с поставленными целями.
Схема развития любого вида деятельности (Л.С. Выготский)
Самостоятельная деятельность. Совместная деятельность со сверстником. Совместная деятельность со сверстником.
Систомообразующие факторы интеграции.
Необходим синтез образовательных областей, объединение в единое целое, т.е. интеграция, которая обеспечит количественное и качественное изменение — формирование интегративных качеств личности ребенка дошкольного возраста. Целостность образовательным областям придает не столько их объединение, сколько гармоничное проникновение одной области (или нескольких) в другую. Считается, что интеграция осуществлена удачно, если границы слияния областей не заметны, скрыты, если они гармонично проникают друг в друга. Способы вовлечения детей в совместную деятельность. Привлечение внимания посредством «задействования» всех сенсорных каналов с соответствующим обыгрыванием: - зрительного — внесение игрушки, живого объекта, модели, необычного предмета и т.д.; - слухового — музыка, колокольчик, записанный крик животного, голос, звон, щелчки и т.д.; - осязательного — воспитатель дает пощупать детям какой-либо предмет с последующим обыгрыванием, определение на ощупь предмета, скрытого от дошкольников, и др.; - обонятельного — использование запахов разных предметов и объектов, цветов, духов и т.д. Привлечение внимания детей посредством использования речевых возможностей педагога: - изменение громкости голоса, - выразительное чтение стихотворения в момент, когда дети этого не ожидают, - загадывание загадки, - исполнение песни воспитателем Создание необычной ситуации, непривычного окружения: - странно одетый воспитатель, - затемненная комната со свечами, - включение записи голоса воспитателя, - приглашение детей из другой группы. Привлечение внимания путем необычного поведения воспитателя: - педагог, не обращая внимания на детей, достает большую красивую книгу и начинает ее рассматривать; - воспитатель садится на коврик и начинает играть с новой красивой игрушкой; - воспитатель с увлечением рисует, лепит; - воспитатель держит руку в кармане и, когда остальные дети шумят, подзывает одного ребенка и просит его, чтобы он сообщил другим, что у воспитателя в кармане находится сюрприз, кто желает узнать что это за сюрприз, пусть подойдет; - эмоциональное обсуждение с помощником воспитателя какого-либо явления или события.
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 24.04.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.