Аннотация: В статье описывается положительный опыт использования развивающих игр В.В.Воскобовича в практике работы учителя-дефектолога с детьми с различными нарушениями (патологиями) зрения. Данный мастер-класс и различные пособия для занятий способствуют развитию творческих, познавательных данных детей, интеллектуальных, умственных и математических способностей, а так же способствуют более чёткому зрительному восприятию информации об окружающем мире. Насыщенность, многофункциональность, многоплановость игрового материала играет большую роль при проведении занятий с детьми с нарушением зрения. Отсюда как следствие, широкий возрастной диапазон. Сказочная «огранка» в играх
порождает интерес к приобретаемым знаниям, умениям, навыкам.
Ключевые слова: технология, нарушение зрения, игра-сказка, интерес, познание, творчество.
С 2015 года наша группа активно применяет технологию « Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича, содержанием которой является эффективное развитие психических процессов внимания, памяти, мышления, воображения, мышления, речи и раннее творческое развитие детей дошкольного возраста.
С началом использования данной технологии, интерес к непосредственно образовательной деятельности «Познание» вырос, дети с нетерпением ждут занятия и активно в них принимают участие. Их знания, умения и навыки поднялись на соответствующий уровень развития. Ушли проблемы со счетом, знанием геометрических фигур, ориентировкой на плоскости и в пространстве.
В основе технологии В.В. Воскобовича лежит принцип: интерес – познание – творчество.
Характеристика развивающих игр В.В.Воскобовича [3]:
1. Многофункциональность
В каждой игре можно решать большое количество образовательных и воспитательных задач. Незаметно для себя ребёнок осваивает цифры или буквы; узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.
2. Широкий возрастной диапазон участников игр
Одна и та же игра привлекает детей и трех, и семи лет, а иногда даже учеников средней школы. Это возможно потому, что в ней есть как упражнения в одно-два действия для малышей, так и сложные многоступенчатые задачи для старших детей.
3. Сказочная «огранка»
Сказочный сюжет для детей – это и дополнительная мотивация, и модель опосредованного обучения. Ребята с удовольствием играют не с квадратами, треугольниками и трапециями, а с «Нетающими Льдинками Озера Айс» и разноцветными паутинками «Паука Юка», не осваивают отношения целого и части, а разгадывают вместе с «Малышом Гео» секреты «Чудо-Цветика». Новое, необычное всегда привлекает внимание малышей и лучше запоминается.
4. Творческий потенциал
Игры дают ребенку возможность воплощать задуманное в действительность. Много интересного можно сделать из деталей «Чудо-головоломок», разноцветных «паутинок» «Геоконта», гибкого «Игрового квадрата». Игры дают возможность проявлять творчество не только детям, но и взрослым.
5. Конструктивные элементы
Каждая игра отличается своеобразными конструктивными элементами.
Игры В.В. Воскобовича можно разделить на:
-игры, направленные на творческое конструирование,
-игры на развитие логики и воображения,
-игры, обучающие чтению,
-игры на развитие математических способностей.
Каждая игра познавательна: несет новое знание, развивает навык, тренирует память, развивает мышление, речь, сенсорное развитие, пространственное восприятие, умение сравнивать и анализировать и т.д. Игра не имеет жестких правил и дает возможность фантазировать, творить, придумывать своё [1, 2, 4]. Знакомство с игрой начинается со знакомства со сказкой. И через образность и захватывающий сюжет стимулируется стойкий интерес к играм. Принцип "играем-чувствуем-познаем", шаг за шагом, последовательно обеспечивает не только нескучное времяпровождение, но и технологическую модель обучения, основанную не на осознанной необходимости в получении знаний, а на постоянном интересе, творчестве, как ребенка, так и взрослого, родителя, воспитателя, педагога.
Главная отличительная особенность игр – образность и универсальность. Каждая из игр решает множество образовательных и развивающих задач. Игры-сказки подталкивают детей к творчеству: доделай, создай, придумай, что позволяет вовлекать его в образовательный процесс и в более сложные игры. Красочный раздаточный и наглядный материал эстетичен и привлекает внимание детей с различными нарушениями зрения, что очень важно для нашего дошкольного учреждения.
Игры разработаны, исходя из интересов детей.
Каждая игра занимает определенную область в Фиолетовом Лесу- это игровая развивающая среда, сенсорный уголок (рис. 1).
Рисунок 1. Развивающая среда – Фиолетовый Лес
По сути, это развивающая сенсомоторная зона. Ее делают из фанеры, ковролина, рисуют на стене, ткани. Ребенок действует здесь самостоятельно: играет, конструирует, тренируя те умения, которые приобрел в совместной деятельности со взрослым [1]. В Фиолетовом Лесу обязательно находятся сказочные персонажи:
разноцветные Гномы, гусеница Фифа, ворон Метр, Незримка Всюсь, Крутик По, девочка Долька, Лопушок, пчёлка Жужа и многие другие. С этими персонажами Вы встретитесь в сказках-методиках к каждой игре рис. 2.
Рисунок 2. Персонажи Фиолетового Леса [5, 6, 7]
Основными развивающими играми В.В. Воскобовича, применяемыми нами в практике дефектологической работы для детей с нарушением зрения являются: игра «Геоконт», игра «Геовизор», игра «Квадрат Воскобовича» (двухцветный), игра «Квадрат Воскобовича» (четырехцветный), игра «Прозрачный квадрат», пособие «Озеро Айс», игра «Прозрачная цифра», Игра «Математические корзинки», пособие «Счетовозик, комплект «Игровизор и многие пособия. Пример развивающих игр представлен на рисунке 3.
Рисунок 3. Примеры развивающих пособий В.В.Воскобовича [5, 6, 7]
Можно ли играть в эти игры без авторских сказок?
Дома можно и нужно создавать развивающую среду, и не обязательно в виде Фиолетового Леса. Взрослым просто нужно придумать свой способ привлечь внимание ребенка к игре. Сегодня с логотипом "Развивающие игры Воскобовича" предлагаются десятки игр, пособий, игровых развивающих комплексов.
Выводы:
1.Используя уже второй год технологию «Сказочные лабиринты игры» по методике В.В. Воскобовича, мы пришли к следующему выводу: главной особенностью этих игр является то, что в них объединен один из основных принципов обучения. Это принцип «от простого к сложному», с очень важным принципом творческой деятельности - «самостоятельность по способностям», когда ребёнок может подняться до «потолка» своих возможностей. Основная цель - это становление интеллектуально- творческой личности дошкольника.
2. Особенности "Сказочных лабиринтов игры" таковы, что не надо перестраивать работу учреждения или ломать привычный уклад жизни дома. Технология органично вплетается в уже существующие порядки. В отношениях "взрослый-ребенок" здесь не предполагается положение взрослого над ребенком, только партнерские отношения. Ребенок окружается непринужденной, веселой, интеллектуально-творческой атмосферой.
3. Изучив разные игровые методики и посетив семинары изобретателя Воскобовича Вячеслава Вадимовича мне стало понятно, что его игры и методики полностью решают проблемы обучения дошкольников. Игры, раздаточный яркий, красочный, наглядный материал, позволяют разносторонне развивать детей с различными зрительными патологиями. Развивающая сенсорная среда-Фиолетовый Лес соответствует требованиям ФГОС.
4. С октября 2015 года я веду кружок «Раннее развитие детей по методике В. В. Воскобовича». Составляя данную программу, я опиралась на технологию «Сказочные лабиринты игры» Харько Т. Г. и Воскобовича. В. В.. Результаты работы кружка показали: большое количество детей с нормальным и высоким интеллектом. Ребята с большим удовольствием посещают кружок, с огромным интересом ждут появления новых героев Фиолетового Леса. Лучше всего у детей развивается понятливость, умение анализировать, сравнивать. Ребята научились концентрироваться при выполнении сложных мыслительных операций и доводить начатое дело до конца, легко различать и называть цвета и их оттенки, в этом им помогли Разноцветные Гномики. Кроме того, практически у всех детей нет проблем со счетом, знанием геометрических фигур. Во время занятий у ребят возникает желание помочь отстающим, неуспевающим детям выполнить задание, тем самым формируется умение работать в команде. Кроме этого, ребята, обучающиеся по методике В.В. Воскобовича, долго концентрируют свое внимание на выполнении поставленных задач, обладают высоким уровнем развития памяти, мышления, внимания.
Систематические занятия, начиная с трехлетнего возраста, обеспечат всестороннее развитие не только математических способностей, но и таких больших разделов, как обучение грамоте, развитие речи, психических процессов, творческих способностей.
|