Историческая справка
С рождества до Крещения на Руси проходили святки. Они длились 12 дней (по числу месяцев года). Во время святок происходил целый комплекс особых обрядов: славление Христа, колядования, игры ряженых, гадания, игрища - молодежные празднества.
По обряду молодежь веселыми ватагами ходила от избы к избе с пением колядок - поздравительных новогодних песен. Подойдя к дому, под окном, молодежь начинала "выкликать коляду", сообщая хозяевам, что они пришли: "Пришла коляда накануне Рождества, здравствуй, хозяин с хозяюшкой!". Затем начиналось величание хозяина, хозяйки, "малых детушек-ребятушек", в котором описывалось фантастическое богатство дома. После величания следовало требование подарка, как правило в шуточной форме. Хозяева подавали им печенье, специально выпекавшееся в новогодние дни в каждой семье. Кончалось колядование песнями-заклинаниями. Колядовавшие обещали семье в новом году "рожь ужинисту, умолотисту, уколотисту, девяносто быков, сто десять коров" - все то, что нужно для счастливой жизни земледельца.
Вечерами проходили игры ряженых. Ряженые (их могли еще называть наряженки, окрутники, шеликуны, кудесники) - наиболее важные персонажи святочной обрядности. В святочные вечера ватаги замаскированной молодежи с шумом, свистом, гамом, нарушая тишину и добропорядочность деревенской жизни, врывались в крестьянские избы, на праздничные вечеринки - "игрища". Молодежь стремилась нарядиться так, чтобы изменить свой облик, сделать себя неузнаваемыми и дурачить, веселить или пугать окружающих своим видом. Лица закрывались масками, тряпками, замазывались сажей. Наряду с этим отмечалось стремление выглядеть необычно и смешно («чудно»): например, переодевались в одежду противоположного пола (мужчины — в женскую и наоборот), подбирали элементы одежды, несовместимые с остальным нарядом — разные рукава, на ногах разная обувь, на голове корзина или горшок и тому подобное.
В народных обрядах ряженые чаще всего изображали:
1.Животных (козу, коня, тура, медведя, журавля, аиста);
2.Персонажей потустороннего мира («деда», «бабу», смерть, покойника, страшилищ и др.) или нечистой силы (черта, ведьму, русалку, кикимору, шуликунов);
3.Святых (Андрея, Люцию, Варвару, Николая, ангелов);
4.«Чужих», представителей других этнических социальных и профессиональных групп (цыгана, еврея, арапа, немца, барина, солдата, нищего, странника и тому подобное).
Ряженье сопровождалось играми, весельем, зрители иногда становились невольными участниками действий ряженых. Ряженые часто старались придать себе вид животного: приделывали рога и хвосты или носили вырезанную из дерева и обтянутую кожей голову «козы», «кобылы», «тура»; они заходили в дом на четвереньках, бодались, скакали по хате, махали хвостом и т. п. Иногда двое участников составляли одну фигуру «коня» и вместе подражали поведению животного. В русской деревне маски ряженых назывались "личинами", "харями", "харюшками". Личина придавала человеку, надевшему ее, нечеловеческое обличье, она являлась концентрированным выражением чужой и опасной сущности. В народном представлении она выступала как нечистый, колдовской предмет. Маска - предмет очень редкий для музеев. Крестьяне никогда не хранили личины, так как, по поверьям, они могли принести несчастье дому.
Любимый зверь для ряжения – коза. Самого смышленого из хлопцев одевали в тулуп, вывороченный на изнанку, на ноги ему одевали другой тулуп, тоже вывороченный, оба тулупа скрепляли у пояса веревкой, отчего, правда, выходило подобие, скорее, медведя, чем козы. Лицо этой козы вымазывали сажей или надевали на него маску. На голову одевалась особого устройства шапка, к которой были прикреплены рога, сплетенные из лозы и соломы. Парень – «коза» садился верхом на дугу – так его и возили колядовщики из избы в избу. При этом коза плясала, а ее свита пела:
Где коза ходит,
Там жито родит.
Где коза хвостом,
Там жито кустом,
Где коза ногою,
Там жито копною,
Где коза рогом,
Там жито стогом.
Неразлучными спутниками козы являются «дед», «цыган», «музыкант» с «песельниками». В деда выбирают тоже молодого парня, способного играть эту роль. Кроме ветхой, изорванной одежды, покрывающей деда, ему одевают на лицо маску из березовой коры, на которой красуется огромный бурак, служащий вместо носа, и длинный клок льна или пеньки вместо бороды. Дед дурачится, занимает хозяина веселым разговором, угощает его золой вместо табака. Дается представление, коза под песню поворачивается разными боками. В песне поется, что козу хотят бить. Под слова песни «ой ударил козоньку» один из толпы ударяет по рогам козу, которая падает и лежит до тех пор пока поющие не дойдут до слов «здорова стала». Тут она вдруг встает, кланяется хозяину в ноги и начинает плясать. «Умирание» и «воскрешение» Козы, символизировало круговорот времени и возрождение природы.
В некоторых губерниях бытовала кукла «Коза», которая имела те же функции, что и переодевающийся в козу колядовщик. В ее основе – деревянная крестовина, а морда, рога, борода – из лыка и соломы.
Ряжение воспринималось во многих местах как дело греховное и опасное. Как правило, в страшные маски «нечистиков» и «покойников» рядились лишь мужчины, реже — бойкие женщины, но не девушки и не дети. По прошествии праздника все принимавшие участие в ряжении, должны были пройти обряд церковного очищения или искупаться в проруби, окропить себя святой водой или окурить дымом.
|