Сегодня: 28.03.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Разное » Разное


Авторская образовательная программа дополнительного образования "Школа Лидерства" для детей 11-14 лет

СКАЧАТЬ (710.5 Kb) 25.08.2013, 18:14
Шевцова Светлана Николаевна
педагог дополнительного образования, МОУДОД "Центр детского творчества Белгородского района"
ВВЕДЕНИЕ

Нет такого человека, который не смог бы
значительно развить свои способности к лидерству,
немного поразмыслив над этим и попрактиковавшись.

Лорд Слим

Перед детьми – широкая и длинная дорога жизни. В ней будет все: успехи и неудачи, победы и поражения, радости и горести, любовь и разочарования – словом, все то, что и составляет полнокровную человеческую судьбу. И, конечно, каждому хочется, чтобы в жизни было больше успешности, побед, любви, хочется прожить жизнь счастливо и ярко.
Это зависит от многих обстоятельств, но главное – от самих ребят, от их желания, старания, способностей, от умения правильно выбрать решения, особенно в переломные моменты жизни. Они должны не просто иметь багаж знаний, а уметь применять его, уметь работать в коллективе.
Способность человека быть лидером во многом зависит от развитости у него организаторских и коммуникативных качеств. Какими характерологическими качествами личности должен обладать настоящий лидер? Волевой, способен преодолевать препятствия на пути к цели; настойчив, умеет разумно рисковать. Терпелив, готов долго и хорошо выполнять однообразную, неинтересную работу; инициативен и предпочитает работать без мелочной опеки. Независим; психически устойчив, не дает увлечь себя нереальными предложениями; хорошо приспосабливается к новым условиям и требованиям; самокритичен, трезво оценивает не только свои успехи, но и неудачи; требователен к себе и другим, умеет спросить отчет за порученную работу; критичен, способен видеть в заманчивых предложениях слабые стороны; надежен, держит слово, на него можно положиться; вынослив, может работать даже в условиях перегрузок; восприимчив к новому, склонен решать нетрадиционные задачи оригинальными методами; стрессоустойчив, не теряет самообладания и работоспособности в экстремальной ситуации; оптимистичен, относится к трудностям как к неизбежным и преодолимым помехам; решителен, способен самостоятельно и своевременно принимать решения, в критических ситуациях брать ответственность на себя; способен менять стиль поведения в зависимости от условий, может и потребовать, и подбодрить.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

КЛАССИФИКАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ


Дополнительная образовательная программа «Школа Лидерства» является авторской и адресована руководителям творческих объединений социально-педагогической направленности общеобразовательных школ и внешкольных учреждений дополнительного образования детей. Она предоставит дополнительную возможность создания благоприятных условий для развития и поддержки лидерских качеств детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.
Анализ сборников образовательных программ Министерства образования Российской Федерации для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ по детскому творчеству культурологической и художественно-эстетической направленностей («Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки», Москва, 1987 г.,), а так же сборников материалов Всероссийского конкурса авторских программ 2008 года показал, что
1. не в полной мере учитывают потребности детей среднего школьного возраста в сфере формирования лидерских качеств личности
2. созданные в последние годы программы по развитие лидерских качеств, имеют в основном психологическую направленность.
При разработке данной программы использовался следующий опыт работы:
- Авторская образовательная программа «Школа Лидера», автор – педагогический коллектив школы №24 г. Пскова.
- Авторская программа «Познай себя. Реализуй себя. Утверждай себя», автор Г.К. Селевко.
В основу программы легли теоретические и практические материалы известных психологов: Битяновой Н.Р., Пономоренко Л.П., Белоусовой Р.В., Дереклеевой Н.И., Савченко М.Ю.
По признаку «общие и профессиональные» (классификация Д.Н. Попова) данная образовательная программа является профессионально-прикладной. Жизненные планы, ценностные ориентации детей среднего школьного возраста отличаются резкой дифференциацией по интересам и намерениям, но совпадают в главном – каждый хочет занять достойное место в жизни. Профессионально-прикладная направленность авторской образовательной программы «Школа Лидерства» призвана формировать навыки руководства и умения руководителя.
Для реализации содержания данной программы необходимо информационное, материально-техническое и методическое обеспечение. Методическое обеспечение данной программы (См. Приложение) содержит значительный объем материалов по организации образовательной деятельности в детском творческом объединении по культурологическому направлению деятельности.
Изменения, происходящие в социально-экономической среде, поставило общество перед решением многих важных проблем. Одной из них является развитие социальной активности, формирование самостоятельности мышления и деятельности личности.
Россия в наше время нуждаются в новом поколении активистов, людей обладающих стратегическим мышлением, неординарным видением ситуации, уверенностью в успехе. Особую актуальность и остроту приобрела задача подготовки лидеров, стимулирование их организаторской деятельности.
Новизна данной образовательной программы заключается в то, что содержание программы «Школа Лидерства» дает возможность развиваться личности ребенка в практической деятельности – воспитанники приобретают конкретные организаторские умения и навыки.
Содержание авторской образовательной программы «Школа Лидерства» состоит в том, что позволяет параллельно решать задачи нескольких Государственных программ (федеральной целевой программы «Дети России» на 2006-2012 годы, федеральная целевая программа «Русский язык» на 2011 - 2015 годы, федеральную программу «Одарённые дети» на 2006-2015 гг.) и приоритетных направлений.
В рамках государственной программы по профильному обучению, данная образовательная программа помогает воспитанникам определиться в выборе будущей профессии. Приобретая навык организационной работы, каждый ребенок получит не только уверенность в своих силах, но и возможность иметь дополнительную профессию (журналист, актер, диктор, историк-краевед), что немаловажно для самостоятельной взрослой жизни.
Авторская образовательная программа при разработке опиралась на Федеральную целевую программы «Дети России», созданную по распоряжению Правительства Российской Федерации от 26 января 2007 г. № 79-р., которая включает в себя подпрограмму «Одаренные дети». Цель данной подпрограммы - обеспечение благоприятных условий для создания единой государственной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.
Формирование лидеров в обществе – не стихийный процесс, его нужно организовать, и это необходимо сделать в процессе воспитания и обучения. Важно, чтобы подростки владели демократической культурой личности, формами эффективной организации и управления, разрешения конфликтов, умением общаться и другими качествами, необходимыми для успешной жизни.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

Цель: создание благоприятных условий для развития, формирования, приобретения организационных и коммуникативных качеств личности обучающихся средствами интеллектуальной и творческой деятельности.
Задачи
• Образовательные
способствовать формированию лидерских качеств (навыков руководства и умений руководитель, психологической и коммуникативной культуры, способности к рефлексии);
• Развивающие
способствовать развитию аналитического и критического мышления, самооценки, навыков работы в группе, в команде; творческих и интеллектуальных способностей; эмоциональной устойчивости в сложных жизненных ситуациях, воли и настойчивости;
Воспитательные
• создать условия для: нравственного становления обучащихся, мотивации к социально значимой деятельности, активизации самоуправления, создания благоприятного психологического климата снижения уровня тревожности в детском коллективе.
Закончив обучение по авторской образовательной программе «Школа Лидерства», воспитанник становится членом общества, готовым к самостоятельной жизни, к решению самых сложных социальных проблем на его жизненном пути.
Ключевые навыки и умения, формируемые у воспитанников в ходе реализации данной программы:
• Аналитические (умение мыслить критически, анализировать и оценивать идеи, информацию, суждения, отбирать наиболее продуктивные из них, делать собственные выводы и заключения).
• Проектировочные (умение планировать деятельность: собственную, коллективную; осуществлять выбор целей и механизмов их достижения).
• Коммуникативные (умение работать в команде, организовывать деловое и эмоциональное взаимодействие, решать коммуникативные проблемы).
• Рефлексивные (умение осуществлять «самонаблюдение», выстраивать процессы самокоррекции, саморазвития).
• Исследовательские (умение видеть проблему, пути и механизмы ее решения, генерировать идеи и др.).

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ

Авторская образовательная программа «Школа Лидерства» адаптирована и рассчитана на психолого-педагогические, методологические, лингвистические аспекты обучения, развития и воспитания детей младшего подросткового возраста.
Переход к кризису младшего подросткового возраста (11—13 лет, 5 — 7 классы) характеризуется началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания — представления о том, что он уже не ребёнок, т. е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.
В соответствии с санитарными нормами и требованиями к образовательным программам в системе дополнительного образования детей учитывается учебная нагрузка для детей среднего школьного возраста. Это возраст перехода от детства к юности.
С учётом цели и задач, познавательных интересов и индивидуальных возможностей воспитанников, специфики содержания данной образовательной программы и возраста воспитанников подбираются формы проведения учебных занятий:
• Деловые и ролевые игры.
• Упражнения на взаимодействия в группе.
• Тренинги.
• Творческие задания.
• Конкурсы (участие в районных, областных и всероссийских).
• Проигрывание ситуаций.
• Дискуссии.
• Моделирование.
• Проектирование.
• Встречи со специалистами и интересными людьми.
• Экспресс тесты и опросы.
• КТД.
• Беседы.
Подход к содержанию и формам организации образовательной деятельности в рамках авторской программы «Школа Лидерства» способствует: выявлению, развитию и поддержке лидерских качеств воспитанников в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности (краеведение, психология, избирательное право, журналистика, музыка, изобразительная деятельность, фото искусство).
Содержание деятельности воспитанников в рамках авторской образовательной программы «Школа Лидерства» предусматривает обязательное участие в работе своего класса, школы, сотрудничество с отделом молодежи, районной избирательной комиссией.
Образовательная программа «Школа Лидерства» предполагает апробацию форм и современного содержания обучения через:
Базовый уровень - «введение» в мир познания истоков, истории малой Родины и игрового пространства (первый год обучения),
Основной уровень - «переход» в мир формирования личностных качеств (второй год обучения)
Лидерский уровень - «погружение» в мир общения, общественной жизни (третий год обучения).


Весь текст материала находится в приложенном файле


Категория: Разное | Добавил: tapusa
Просмотров: 5143 | Загрузок: 483 | Рейтинг: 5.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
X Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Весна идёт - Весне дорогу!"
III Всероссийский творческий конкурс "8 марта - праздник весны, цветов и любви"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Моя мама - принцесса!"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 28.03.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог