Авторская образовательная программа дополнительного образования "Школа Лидерства" для детей 11-14 лет
(710.5 Kb)
| 25.08.2013, 18:14 |
Шевцова Светлана Николаевна |
педагог дополнительного образования, МОУДОД "Центр детского творчества Белгородского района" |
ВВЕДЕНИЕ Нет такого человека, который не смог бы значительно развить свои способности к лидерству, немного поразмыслив над этим и попрактиковавшись. Лорд Слим Перед детьми – широкая и длинная дорога жизни. В ней будет все: успехи и неудачи, победы и поражения, радости и горести, любовь и разочарования – словом, все то, что и составляет полнокровную человеческую судьбу. И, конечно, каждому хочется, чтобы в жизни было больше успешности, побед, любви, хочется прожить жизнь счастливо и ярко. Это зависит от многих обстоятельств, но главное – от самих ребят, от их желания, старания, способностей, от умения правильно выбрать решения, особенно в переломные моменты жизни. Они должны не просто иметь багаж знаний, а уметь применять его, уметь работать в коллективе. Способность человека быть лидером во многом зависит от развитости у него организаторских и коммуникативных качеств. Какими характерологическими качествами личности должен обладать настоящий лидер? Волевой, способен преодолевать препятствия на пути к цели; настойчив, умеет разумно рисковать. Терпелив, готов долго и хорошо выполнять однообразную, неинтересную работу; инициативен и предпочитает работать без мелочной опеки. Независим; психически устойчив, не дает увлечь себя нереальными предложениями; хорошо приспосабливается к новым условиям и требованиям; самокритичен, трезво оценивает не только свои успехи, но и неудачи; требователен к себе и другим, умеет спросить отчет за порученную работу; критичен, способен видеть в заманчивых предложениях слабые стороны; надежен, держит слово, на него можно положиться; вынослив, может работать даже в условиях перегрузок; восприимчив к новому, склонен решать нетрадиционные задачи оригинальными методами; стрессоустойчив, не теряет самообладания и работоспособности в экстремальной ситуации; оптимистичен, относится к трудностям как к неизбежным и преодолимым помехам; решителен, способен самостоятельно и своевременно принимать решения, в критических ситуациях брать ответственность на себя; способен менять стиль поведения в зависимости от условий, может и потребовать, и подбодрить. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
КЛАССИФИКАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Дополнительная образовательная программа «Школа Лидерства» является авторской и адресована руководителям творческих объединений социально-педагогической направленности общеобразовательных школ и внешкольных учреждений дополнительного образования детей. Она предоставит дополнительную возможность создания благоприятных условий для развития и поддержки лидерских качеств детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности. Анализ сборников образовательных программ Министерства образования Российской Федерации для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ по детскому творчеству культурологической и художественно-эстетической направленностей («Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки», Москва, 1987 г.,), а так же сборников материалов Всероссийского конкурса авторских программ 2008 года показал, что 1. не в полной мере учитывают потребности детей среднего школьного возраста в сфере формирования лидерских качеств личности 2. созданные в последние годы программы по развитие лидерских качеств, имеют в основном психологическую направленность. При разработке данной программы использовался следующий опыт работы: - Авторская образовательная программа «Школа Лидера», автор – педагогический коллектив школы №24 г. Пскова. - Авторская программа «Познай себя. Реализуй себя. Утверждай себя», автор Г.К. Селевко. В основу программы легли теоретические и практические материалы известных психологов: Битяновой Н.Р., Пономоренко Л.П., Белоусовой Р.В., Дереклеевой Н.И., Савченко М.Ю. По признаку «общие и профессиональные» (классификация Д.Н. Попова) данная образовательная программа является профессионально-прикладной. Жизненные планы, ценностные ориентации детей среднего школьного возраста отличаются резкой дифференциацией по интересам и намерениям, но совпадают в главном – каждый хочет занять достойное место в жизни. Профессионально-прикладная направленность авторской образовательной программы «Школа Лидерства» призвана формировать навыки руководства и умения руководителя. Для реализации содержания данной программы необходимо информационное, материально-техническое и методическое обеспечение. Методическое обеспечение данной программы (См. Приложение) содержит значительный объем материалов по организации образовательной деятельности в детском творческом объединении по культурологическому направлению деятельности. Изменения, происходящие в социально-экономической среде, поставило общество перед решением многих важных проблем. Одной из них является развитие социальной активности, формирование самостоятельности мышления и деятельности личности. Россия в наше время нуждаются в новом поколении активистов, людей обладающих стратегическим мышлением, неординарным видением ситуации, уверенностью в успехе. Особую актуальность и остроту приобрела задача подготовки лидеров, стимулирование их организаторской деятельности. Новизна данной образовательной программы заключается в то, что содержание программы «Школа Лидерства» дает возможность развиваться личности ребенка в практической деятельности – воспитанники приобретают конкретные организаторские умения и навыки. Содержание авторской образовательной программы «Школа Лидерства» состоит в том, что позволяет параллельно решать задачи нескольких Государственных программ (федеральной целевой программы «Дети России» на 2006-2012 годы, федеральная целевая программа «Русский язык» на 2011 - 2015 годы, федеральную программу «Одарённые дети» на 2006-2015 гг.) и приоритетных направлений. В рамках государственной программы по профильному обучению, данная образовательная программа помогает воспитанникам определиться в выборе будущей профессии. Приобретая навык организационной работы, каждый ребенок получит не только уверенность в своих силах, но и возможность иметь дополнительную профессию (журналист, актер, диктор, историк-краевед), что немаловажно для самостоятельной взрослой жизни. Авторская образовательная программа при разработке опиралась на Федеральную целевую программы «Дети России», созданную по распоряжению Правительства Российской Федерации от 26 января 2007 г. № 79-р., которая включает в себя подпрограмму «Одаренные дети». Цель данной подпрограммы - обеспечение благоприятных условий для создания единой государственной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности. Формирование лидеров в обществе – не стихийный процесс, его нужно организовать, и это необходимо сделать в процессе воспитания и обучения. Важно, чтобы подростки владели демократической культурой личности, формами эффективной организации и управления, разрешения конфликтов, умением общаться и другими качествами, необходимыми для успешной жизни. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ Цель: создание благоприятных условий для развития, формирования, приобретения организационных и коммуникативных качеств личности обучающихся средствами интеллектуальной и творческой деятельности. Задачи • Образовательные способствовать формированию лидерских качеств (навыков руководства и умений руководитель, психологической и коммуникативной культуры, способности к рефлексии); • Развивающие способствовать развитию аналитического и критического мышления, самооценки, навыков работы в группе, в команде; творческих и интеллектуальных способностей; эмоциональной устойчивости в сложных жизненных ситуациях, воли и настойчивости; Воспитательные • создать условия для: нравственного становления обучащихся, мотивации к социально значимой деятельности, активизации самоуправления, создания благоприятного психологического климата снижения уровня тревожности в детском коллективе. Закончив обучение по авторской образовательной программе «Школа Лидерства», воспитанник становится членом общества, готовым к самостоятельной жизни, к решению самых сложных социальных проблем на его жизненном пути. Ключевые навыки и умения, формируемые у воспитанников в ходе реализации данной программы: • Аналитические (умение мыслить критически, анализировать и оценивать идеи, информацию, суждения, отбирать наиболее продуктивные из них, делать собственные выводы и заключения). • Проектировочные (умение планировать деятельность: собственную, коллективную; осуществлять выбор целей и механизмов их достижения). • Коммуникативные (умение работать в команде, организовывать деловое и эмоциональное взаимодействие, решать коммуникативные проблемы). • Рефлексивные (умение осуществлять «самонаблюдение», выстраивать процессы самокоррекции, саморазвития). • Исследовательские (умение видеть проблему, пути и механизмы ее решения, генерировать идеи и др.). ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ Авторская образовательная программа «Школа Лидерства» адаптирована и рассчитана на психолого-педагогические, методологические, лингвистические аспекты обучения, развития и воспитания детей младшего подросткового возраста. Переход к кризису младшего подросткового возраста (11—13 лет, 5 — 7 классы) характеризуется началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания — представления о том, что он уже не ребёнок, т. е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых. В соответствии с санитарными нормами и требованиями к образовательным программам в системе дополнительного образования детей учитывается учебная нагрузка для детей среднего школьного возраста. Это возраст перехода от детства к юности. С учётом цели и задач, познавательных интересов и индивидуальных возможностей воспитанников, специфики содержания данной образовательной программы и возраста воспитанников подбираются формы проведения учебных занятий: • Деловые и ролевые игры. • Упражнения на взаимодействия в группе. • Тренинги. • Творческие задания. • Конкурсы (участие в районных, областных и всероссийских). • Проигрывание ситуаций. • Дискуссии. • Моделирование. • Проектирование. • Встречи со специалистами и интересными людьми. • Экспресс тесты и опросы. • КТД. • Беседы. Подход к содержанию и формам организации образовательной деятельности в рамках авторской программы «Школа Лидерства» способствует: выявлению, развитию и поддержке лидерских качеств воспитанников в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности (краеведение, психология, избирательное право, журналистика, музыка, изобразительная деятельность, фото искусство). Содержание деятельности воспитанников в рамках авторской образовательной программы «Школа Лидерства» предусматривает обязательное участие в работе своего класса, школы, сотрудничество с отделом молодежи, районной избирательной комиссией. Образовательная программа «Школа Лидерства» предполагает апробацию форм и современного содержания обучения через: Базовый уровень - «введение» в мир познания истоков, истории малой Родины и игрового пространства (первый год обучения), Основной уровень - «переход» в мир формирования личностных качеств (второй год обучения) Лидерский уровень - «погружение» в мир общения, общественной жизни (третий год обучения). Весь текст материала находится в приложенном файле
|
Категория: Разное | Добавил: tapusa
|
Просмотров: 5143 | Загрузок: 483
| Рейтинг: 5.0/1 |
Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;) Всего комментариев: 0 | |
|
|
|
|
|