Эссе «Мои методические находки»
«Удмурт кыллы ум луэ мурт!» «Не будем чужими своему удмуртскому языку». Этот слоган, придуманный когда-то редакцией газеты «Байгурезь», в нашем районе стал брендом. Под таким названием проходят в районе мероприятия школьников по удмуртскому языку и литературе, которые ежегодно организует Управление образования и районное отделение «Удмурт кенеш».
Интересно, кажется, автор этой цитаты ставит перед нами очень простую задачу, чтобы удмуртский язык был родным для каждого удмурта. Но в жизни так получается, что самое простое, казалось бы, дело, всегда трудно выполнить. Например, не рвать цветы, не бросать мусор, помочь чужому человеку найти теплое жильё, спасти бродячую собаку и т.д.
Вот и с родным языком также!
Я тоже 35 лет решаю эту проблему:
Как воспитать интерес к родному языку?
Как воспитать толерантную личность в условиях многонациональной и многокультурной республики?
Как с помощью моего предмета сформировать ключевые компетенции у выпускника школы, чтобы он успешно социализировался в обществе?
Чтобы реализовать эти задачи, мало иметь диплом об окончании ВУЗа, написать рабочую программу, проводить уроки по расписанию. А что тогда?
Думаю, любовь к тому, что ты делаешь, не задумываясь о том, как долго ты будешь этим делом заниматься. А любовь рождает желание искать, найти, изменить что-то в лучшую сторону.
Начало90-ых годов.
На курсах директоров увидела урок труда в бригадной форме в 1 классе.. Пришла идея проводить уроки закрепления в бригадной форме. Учащиеся живут в деревне и знают роль бригадира: он дает наряд, контролирует, принимает работу, начисляет заработную плату.
Так и на уроке… Учащиеся часто перед уроком спрашивали: «Сегодня будем работать бригадой?» Получилось!
В чем ценность таких уроков?
мотивация выполнить работу лучше, чем другая группа;
взаимообучение, взаимопроверка, взаимооценка;
желание каждого быть в роли лидера (бригадира)
И вдруг в районе заговорили о КСО (коллективном способе обучения) В. Дьяченко. Моя находка – обучение в бригадной форме – помогла мне быстро освоить новую методику, помочь другим педколлективам в районе(проводила семинары).
(Начала писать вторую серию конспектов уроков). И в моей педкопилке появился методический прием: сетевой план-график изучения темы по программе. Каждый ученик отслеживался в выполнении различных самостоятельных работ: самостоятельное изучение темы урока, взаимодиктант, работа в парах, работа с текстом и т.д.
А организация групповой работы на уроке, работа в сотрудничестве – одна из задач современного обучения на этапе перехода к новым стандартам.
Конец 90-х годов.
В начальной школе знакомство с литературой учащимися воспринимается только как чтение. Поэтому хотелось, чтобы в 5 – 6 классах ребята познали мир литературы. Поиск мотивационных приемов введения в мир литературы привел меня к методике Г. Кудиной и З. Новлянской «Литература как предмет эстетического цикла». Ученик, который на уроке был читателем, вдруг оказался в позиции художника, критика, публициста. Появились необычные диалоги («О чем шептала мне Чепца»), монологи («Рассказ школьной двери»), размышления («Кто такой культурный человек?», «Здравствуй ,урок!», «Как рождается сказка?»)
Главное, от всей души и с удовольствием. А для меня – долгожданная встреча с детьми в мире литературы (И… пишу третью серию конспектов уроков в 6 классе).
Опыт работы по этой методике помог мне легко освоить технологию личностно-ориентированного обучения, где ученик стал субъектом обучения. Мы с детьми начали составлять проекты: «Я и удмуртский фольклор», «Дебесы, мои Дебесы», «Пишу письмо», «Сложносочиненные предложения» и т.д.
Новые идеи рождаются не сами по себе. Читаю журнал «Завуч», «Вордскем кыл», М.Поташника, В.Третьякова. Семинары в районе, городе. Курсы повышения. Выезды в школы района и республики. Слушаю Е.Р. Блинову, Н.Ю. Ерофееву. Покупаю современные методические пособия-- работаю заместителем директора по учебной работе. Появились мысли – советуюсь с Рычковой Татьяной Петровной (заведующей методкабинетом РОНО). Одобряет, поддерживает. Пробую идею на своих уроках – и так всегда.
Затем открытые уроки, семинары, педсоветы.
2000 –е годы, начало..
В книжном магазине приобрела книгу И.О. Загашева «Учим детей мыслить критически» по развитию критического мышления.
И снова поиск, вопросы… ответы… находки.
Наш учитель истории была на курсах по этой методике. Решили мастер-классы провести. Совершенно другие темы уроков:
«Гремел гром» (роль газеты «Гудыри» в развитии литературы)
подготовка к педсовету
«Если ты руководитель» (М. Петров «Зардон азьын»)
для директоров школ района
«Человек рожден для жизни» (П. Блинов « Улэм потэ»)
для языковедов школы
Освоила методику французских мастерских, понравилось учащимся совместное обсуждение проблемных вопросов в группах.
(Пишу четвертую серию конспектов уроков!) Попросили конспекты уроков в журнал «Вордскем кыл»… Напечатали!
2007 – 2010 годы.
Наша школа – муниципальная экспериментальная площадка по теме «Компетентностный подход в обучении и воспитании». Непростая тема. Чувствую, очень важная. (Работаю второй год директором школы). Моя тема самообразования – «Формирование коммуникативных компетенций на уроках удмуртского языка и литературы». Отрабатываем c учащимися на уроках микроциклы по развитию речи «Ойдо вераськом!», применяю методику «6 вопросов критического мышления» на уроках литературы, учу составлять грамматические задания по тексту, разрабатываю творческие задания для парной работы на уроке и т.д.
Руковожу проектом «Литературная гостиная» - готовим сценку из повести «Капитанская дочка» на удмуртском языке. Пишем исследовательские работы: «Почему наши предки не разрешали убивать бабочек?», «Кто такой Боко?» (Первушина Т., 6,7 класс), «Два флага – долг один» (Малыгина Е.). готовим презентации для выступления на районной научно-исследовательской конференции.
(Пишу пятую серию конспектов уроков!)
2012 – 2013 годы.
Снова наша школа – экспериментальная площадка, но уже республиканского уровня по теме «Разработка и реализация комплексной технологии формирования универсальных учебных действий в учебном процессе начальной и основной школы». Научный руководитель – Е.Р. Блинова. Изучаем. Показываем уроки. Пишем разработки уроков по формированию УУД. Экспериментальная работа стимулирует поиск методических приемов, обогащает имеющийся педагогический опыт. Идет постоянный поиск, анализ результатов.
(Пишу уже шестую серию конспектов уроков!)
Больше всего пытаюсь освоить проведение проблемно-диалогических уроков. Почему? Именно на таких уроках формируются предметные и метапредметные универсальные учебные действия. А это основное требование нового стандарта.
Разработала уроки по произведению М.П. Петрова «Италмас». На районном методобъединении учителей родного языка провела мастер-класс «Кошкисез мед-а кошкоз?» и выступила на тему «Что такое УУД?» Изучила методичку Е.Блиновой «Зачем изучать грамматику?» - составляю и применяю контекстные задачи на удмуртском языке.
Мои методические находки
Актуальные , эффективные
Мотивируют, формируют, развивают
Реализуют задачи образования
Мой имидж учителя
|