Сегодня: 29.03.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Разное » Разное


Конспект лекции по истории мировых религиозных культур "Исторические условия возникновения христианства"

СКАЧАТЬ (24.5 Kb) 14.05.2014, 00:53
Федоренко Сергей Александрович
преподаватель, АНО ДПО "Балтийский центр международного образования", Санкт-Петербург

Автономная некоммерческая организация
«Балтийский центр международного образования»
города Санкт-Петербурга

Конспект лекции по истории мировых религиозных культур
на курсах по подготовке экскурсоводов

«Исторические условия возникновения христианства. Ожидание иудеями Машшиаха (Мессии, Христа)»


подготовил
преподаватель
Федоренко Сергей Александрович

г. Санкт-Петербург
2014

Цель занятия: ознакомление слушателей с историческими условиями возникновения христианства, с социально-политической обстановкой в Иудее накануне явления в мир основоположника христианской религии.
Тип занятия: лекция.
Основные вопросы содержания лекции:
1. Ожидание Мессии
2. Политическое состояние Иудеи накануне пришествия Христа
3. Религиозное состояние Иудеи

Выступление преподавателя
Ожидание Мессии
Приход Мессии, считают христиане, подготовлен всей предшествующей Священной историей. Постепенно Бог раскрывал людям всё новые грани Своего Завета с человеком. Главный смысл Ветхого Завета христиане видят в подготовке ко приходу Мессии и уведомление мира о Нём. Отцы Церкви называют Ветхий Завет «детоводителем ко Христу», то есть подчёркивается мысль о том, что он подготавливает к встрече со Христом ещё духовно неразвитое человечество. Новый Завет Бог заключил с человеком через Христа. Блаженный Августин писал: «Ветхий Завет в Новом открывается. Новый же в Ветхом открывается».
В пророческих книгах Ветхого Завета и псалмах (молитвенных песнопениях Ветхого Завета) ясно сказано, что недостаточно формально соблюдать религиозный закон. «К чему Мне множество жертв ваших?» - говорит устами пророка Исайи Бог. Псалмы утверждают, что Бог ждёт от человека искреннего раскаяния, а не покаянных церемоний.
К моменту возникновения христианства мир был настолько болен, что большинство людей перестали различать добро и зло. Чтобы спасти их, должен был прийти Тот, Кто смог бы наставить мир на путь истинный.
Политическое состояние Иудеи накануне пришествия Христа
Иудея под управлением Хасмонейской (Маккавейской) династии была независимым государством с 167 до 63 год до новой эры. Она была в дружественных отношениях с Римской республикой. Но в 64 году до н.э. римский полководец Помпей великий вмешался в борьбу за престол двух братьев – Гиркана II и Аристовула II. В 63 г. до н.э. Помпей после трёхмесячной кровавой борьбы с иудеями захватил Иерусалим и Иерусалимский храм, который евреи упорно защищали даже после захвата самой столицы. Аристовула Помпей отправил в качестве пленного в Рим, а Гиркана II посадил на трон первосвященника и этнарха (правителя народа) (заметьте: не царя!). Иудея перестала быть независимым государством. Вскоре фактическую власть в Иудее взял верный римлянам идумейский полководец Антипатр, поручивший управление Иерусалимом своему сыну Филиппу, а управление Галилеей – своему другому сыну Ироду. В 37 году до н.э. умер Антипатр и между его сыновьями развернулась вооружённая борьба. Один из триумвиров-соправителей Рима, хозяин его восточных владений Антоний поддержал Ирода и помог ему захватить Рим и получить от «Сената и народа Рима» титул царя. Со вступлением Ирода на престол царская власть отошла от колена (племени) Иудина. В дальнейшем в ходе гражданской войны в Риме между Антонием и Октавианом Августом Ирод опять сделал «правильный» выбор, предав своего вчерашнего благодетеля, которому был обязан своим троном.
Ирод, прозванный Великим, расширил пределы Иудеи, украсил Иерусалим, отремонтировал и украсил Иерусалимский храм. Но иудеи не любили Ирода, который в повседневной жизни следовал римским языческим обычаям и отличался крайней жестокостью и подозрительностью. Так, узнав, что какие-то юноши, подстрекаемые раввинами, разбили на Храме золочёного орла – герб Рима, он велел их немедленно арестовать и судить со всей строгостью. Царь сам присутствовал на суде и утвердил смертный приговор: обвиняемых заживо сожгли на костре. В Иерусалиме это вызвало бурю негодования.
Ирод, страдая подозрительностью, постоянно «видел» заговоры против себя: он казнил собственную жену Мариамну и нескольких сыновей. По смерти ирода, последовавшей в первые годы новой эры, римляне не удостоили царской короны никого из оставшихся в живых его сыновей, титул этнарха получил его сын Архелай. Другие сыновья получили другие части бывшего Иудейского царства: Ирод Антипа – Галилею, а Филипп – заиорданские земли (Десятиградие).
Архелай жестоко относился к подданным и на него не раз жаловались в Рим. Наконец, через 9 лет император Тиберий вызвал его в Рим, лишил власти пи отправил в ссылку в Галилею. Иудея перешла под управление римского прокуратора и была обложена огромной данью.
Среди непримиримых противников римского владычества возникло движение зилотов (или зелотов), отвергавших любую власть над народом Божиим, кроме власти Самого Бога.
Религиозное состояние Иудеи
Хасмонейская династия не оправдала надежд иудейского народа. Новые цари превратились в обычных восточных деспотов, которые не очень считались с Законом Божиим. Произвол властей вызвал отчуждение ревнителей веры от царствующего дома. К тому же законными царями по мнению иудеев могли быть только представители Дома Давида. Хасмонеев приходилось терпеть как временщиков на троне.
Душой сопротивления царскому двору были ревнители закона, называемые «перушим» (арам. «перушайм» - отделившиеся), а в русской библейской традиции их называли фарисеями. В 88 году до н.э. они подняли восстание против династии, но оно было жестоко подавлено. Сотни фарисеев были распяты на крестах по приказу царя Александра Янная.
После смерти Янная положение фарисеев улучшилось. Они постепенно отошли от политики и посвятили себя всецело религиозной деятельности. Многие фарисеи стали толкователями Закона и учителями (раввинами). В синагогах и школах они вели трудную, но необходимую работу по укреплению в людях веры и нравственности. Лучшие представители фарисейства привили народу непоколебимую преданность Богу, прочные семейные устои, гуманность, любовь к свободе и справедливости. Среди лучших фарисеев выделялся кроткий и смиренный мудрец Гиллель, прибывший в Иерусалим около 40 года до н.э. По его мнению сущность Закона заключается в золотом правиле: «не делай другим того, чего не желаешь себе», а всё остальное рабби Гиллель считал лишь «комментарием».
Было в фарисействе и другое направление, вождём которого был рабби Шаммай, соперник и противник Гиллеля. Если Гиллель охотно обращал иноплеменников в иудаизм, то Шаммай гнал их от себя с презрением. Шаммай придавал огромное значение «преданиям старцев». Его ученики умножали число обрядовых предписаний и любили выставлять напоказ своё благочестие. Народ любил фарисеев, зато к другому религиозному движению – саддукеев – относился враждебно.
Саддукеи (еврейское «цадоким») – это священническая аристократия, связанная со двором – относилась к фарисеям крайне враждебно и не разделяла их воззрений. В отличие от фарисеев саддукеи считали, что со смертью для человека всё заканчивается. Они признавали Пятикнижие Моисея, а на писания пророков смотрели как на второстепенные и неавторитетные. Предсказаниям о Мессии они тоже не особенно доверяли. Они были ориентированы на земную политику.
Параллельно с фарисейским братством около 160 года в Палестине возникло полумонашеское братство «Сынов света» или ессеев. Не желая иметь ничего общего с греховным миром, ессеи избрали уединённую жизнь в пустыне, создав около 140 года свою колонию на берегу Мёртвого моря в Кумране. Там они сообща трудились, совершали ритуальные трапезы, молились и читали Библию. Ждали скорого прихода Мессии, понимая Его как Спасителя, прежде всего членов своего ордена.
Евреи рассеяния, то есть жившие вне пределов Палестины, продолжали усваивать греческую культуру. Наиболее образованные среди них стремились согласовать учение Библии с античной философией. В этом деле преуспел философ Филон Александрийский, современник Ирода. Он учил о Божественной Силе, которую вслед за мудрецами Эллады называл «Логосом, Словом».
Сближение иудеев с эллинистическим миром привело к тому, что многие язычники заинтересовались их религией. Отрицание идолопоклонства и здоровая нравственность принесли иудеям первых новообращённых. Начали наконец сбываться слова пророков о народах, которые придут к Богу истины, добра и справедливости. Во II и особенно в I веке до н.э. прозелиты, то есть люди, перешедшие в иудаизм, в большом числе появились в разных частях Римской Империи. Некоторые из них обратились под влиянием книг, написанных от лица греческой ясновидящей Сивиллы. Это имя было псевдонимом, которым пользовались иудейские миссионеры Египта. Они предрекали миру гибель за то, что он отдал себя во власть истуканов и деспотов. Из уст в уста передавалась весть о том, что из Иудеи выйдет Некто, предназначенный стать властителем народов.
ГЛОССАРИЙ УРОКА:
Зелоты (зилоты) (греч.) или канаиты (арамейск.) – «ревнители» - партия воинствующих мессианистов, отвергающих любую власть над евреями как богоизбранным народом кроме власти Самого Бога. Призывали к восстанию против Рима.
Прозелиты (греч.) – принявшие иудейскую религию иноплеменники.
Саддукеи (евр. Цадиким) – религиозно-политическая прослойка, состоявшая из иудейских аристократов и высшего духовенства. Название связывают с именем первосвященника Садока. Отрицали устное предание, веру в ангелов, загробную жизнь, воскресение мертвых и последний суд.
Равви (евр. Рабби), или раввуни (арам. Раббони), «мой учитель» - почтительное обращение к наставнику веры среди иудеев.
Ессеи или эссены (от арам. Хасайя, «благочестивые») – члены полумонашеского ордена, возникшего в иудаизме около 150 года до н.э. Самоназвание ессеев – «Сыны света», «простецы», «избранные» и др. Большинство ессеев жило обособленными колониями в пустыне, но некоторые селились и в городах.
Фарисеи (евр. Перушим, арам. Перушайя – «отделившиеся») – это религиозная группировка или партия, возникшая в I веке как религиозно-политическая группировка для борьбы с деспотизмом царей Хасмонейской династии, но позже отказавшаяся от политической борьбы и посвятившая себя борьбе за укрепление веры в иудейском народе. Фарисеи были учителями и толкователями Закона.
Христос (греч.) или Мессия (евр. Машиах, арам Машиха) – «Помазанник» - лицо, посвящённое Богом на служение Ему. В узком смысле – обетованный в Ветхом Завете Спаситель. Христиане исповедуют, что Иисус из Назарета – Христос.

 

Весь текст материала находится в приложенном файле
 



Категория: Разное | Добавил: fsa
Просмотров: 1255 | Загрузок: 41 | Рейтинг: 2.0/3

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
X Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Весна идёт - Весне дорогу!"
III Всероссийский творческий конкурс "8 марта - праздник весны, цветов и любви"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Моя мама - принцесса!"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 29.03.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог