«Ни один завоеватель не может изменить сущность масс, ни один государственный деятель не может поднять мировые дела выше идеи и способностей поколения взрослых, с которыми он имеет дело. Но учитель - я употребляю это слово в самом широком смысле - может совершить больше, нежели завоеватель и государственные главы. Они, учителя, могут создавать новое воображение и освободить скрытые силы человечества»
Г.Уэллс
При подготовке к написанию данной статьи я просмотрела достаточно много материала о современной школе и перспективах ее развития. И у нашего выдающегося современника - педагога , доктора психологических наук , профессора Ш.А. Амонашвили встретила следующую цитату: «…надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому; надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом.» Эти слова напомнили мне один эпизод из моей школьной жизни.
Я проходила по школьному коридору мимо учительской, дверь в нее была приоткрыта. Учителя говорили о чем-то своем, и вдруг я услышала смех, заразительный и искренний. Но меня поразил не он, а то, что смеялся человек, которого веселым и даже улыбающимся я не видела никогда, хотя проучилась у него уже достаточно долго. Когда преподаватель смеялась, она была такой «живой», «настоящей», что меня это поразило, я остановилась в коридоре у окна и простояла там всю перемену.
Что меня так удивило? Это был хороший, сильный учитель, ее предмет я с успехом продолжала изучать в институте, успешно сдала экзамены. Получается, что преподаватель хорошо делал свое дело, но не был для меня и моих одноклассников человеком.
Сейчас я не осуждаю, теперь уже, моего коллегу. Просто очень ясно и четко понимаю разницу в подходе к процессу обучения и воспитания в советской и современной школе. То был пример системы образования, которая базировалась на авторитарном методе преподавания. Поведение моего учителя было соответствующим, и между нами не могло было быть других отношений. Мой «негатив» к человеку был перенесен на школьный предмет и на все, что с ним было связано. Благодаря профессионализму учителя я знала предмет и ровно столько же его ненавидела.
Одна из заповедей гуманно-личностной педагогики гласит: «Духовный мир ребенка может обогащаться только в том случае, если он это богатство впитывает через дверцы своих эмоций, через чувства сопереживания, сорадости, гордости, через познавательный интерес; насильно обогащать этот мир равносильно тому, что злонамеренно сажать райские яблоки в отравленную почву» (А. Ш. Амонашвили). Считаю , что эти слова очень правильно и точно подводят итог моим воспоминаниям о детстве и определяют мое личное понимание роли, которую я как учитель и воспитатель должна играть в судьбе своих учеников.
Мы педагоги - живые люди, со своими проблемами и настроениями. Каждому из нас приходится бороться с собой в конфликтной ситуации с ребенком. Накричать, вспылить или сдержаться, понять, увидеть причину негативного поведения ученика. Каждый день нам приходится контролировать себя, а это очень непросто. Гуманистическое направление в педагогике дает необходимые методы, средства воспитания и обучения . Они помогают учителю и ученику найти правильные модели поведения в школе, чтобы сделать процесс образования полноценным.
Главной чертой гуманистического подхода в образовании является признание развития личности (умственного, физического, нравственного, эстетического), а становление уникальной индивидуальности ребенка - ее главным результатом. Поэтому на своих уроках я всячески стараюсь раскрыть индивидуальность каждого своего ученика.
В классах нашей школы, которая находится на одной из окраин города, обучаются разные ребята, в основном это дети из простых «рабочих» семей, многие из них воспитываются в «семьях риска». Недостаток родительской любви, понимания, и элементарного воспитания заметен сразу, поэтому приходится искать особые методы работы с ними. Одной из «находок» считаю – индивидуальный подход к каждому ученику, который в гуманистической педагогике звучит так: «Если ребенку трудно учиться, и мы действительно хотим ему помочь, то самое главное, с чего мы должны начать и чему постоянно следовать, – это дать ему возможность чувствовать, что он тоже способен, как все остальные, и что у него тоже есть своя особая «искра Божия» (А. Ш. Амонашвили). Такой подход к ученику дает возможность ребенку воспрянуть духом, увидеть, что он нужен и интересен учителю. Как правило, следующий раз он сам попробует заслужить похвалу и внимание учителя, и это будет первый шаг к самосовершенствованию. За первым шагом последует второй и третий, а это открытый путь к развитию личности.
На любом уроке главной своей целью считаю – заинтересовать ребенка, поставить в ситуацию выбора, т.е. заставить его мыслить. Гуманистический подход в обучении дает такую возможность: «Учитель, воспитывай в своих учениках умение сомневаться, ибо сомнение, рожденное в сотрудничестве со знаниями, открывает для мысли люк в мир познания, рождает уверенность и личностную самостоятельность» (А. Ш. Амонашвили). Мой предмет - история дает широкий спектр возможностей на уроке, для того чтобы вовлечь ребят в процесс анализа исторического явления, обсуждения исторической личности или прогнозирования события по определенным признакам. Использование таких элементов работы на уроке превращает его в увлекательный процесс путешествия в удивительный мир истории человечества.
Вернусь к эпиграфу своего доклада, Г.Уэллс наделяет нас учителей «возможностью освободить скрытые силы человечества» и «создавать новое воображение», т.е. воспитывать такую личность, которая сможет брать на себя ответственность за будущее страны. На каждом своем уроке мы должны помнить о том, что именно мы призваны способствовать становлению российской школы XXI века: воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств. На каждом уроке мы воспитываем и учим ребят, а они меняют и совершенствуют нас, и этот процесс только тогда будет полным, когда мы поймем, что учимся вместе.
|