Сегодня: 23.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Разное » Разное


Педагогическая статья "Учимся вместе"

СКАЧАТЬ (41.5 Kb) 27.11.2017, 13:33
Карнаухова Татьяна Николаевна
учитель истории, "Средняя Общеобразовательная школа №131"

«Ни один завоеватель не может изменить сущность масс, ни один государственный деятель не может поднять мировые дела выше идеи и способностей поколения     взрослых, с которыми он имеет дело. Но учитель - я употребляю это слово в самом широком смысле - может совершить больше, нежели завоеватель и государственные главы. Они, учителя, могут создавать новое воображение и освободить скрытые силы человечества»

                                                                                                                  Г.Уэллс                                  

При подготовке к написанию данной статьи  я просмотрела достаточно много материала о современной школе и перспективах ее развития. И у нашего  выдающегося современника  - педагога , доктора психологических наук , профессора Ш.А. Амонашвили встретила  следующую цитату: «…надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому; надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом.» Эти слова  напомнили мне один эпизод из моей школьной жизни.

Я проходила по школьному коридору мимо учительской, дверь в нее была приоткрыта. Учителя говорили о чем-то своем, и вдруг я услышала смех, заразительный и искренний. Но меня поразил не он, а то, что смеялся человек, которого веселым и даже улыбающимся я не видела никогда, хотя проучилась у него уже достаточно долго.  Когда преподаватель смеялась, она была  такой «живой», «настоящей», что меня это поразило, я остановилась  в коридоре у окна и простояла там всю перемену.

Что меня так удивило?  Это был хороший,  сильный учитель, ее предмет я с успехом продолжала изучать в институте, успешно сдала экзамены. Получается, что преподаватель хорошо делал свое дело, но не был   для меня и моих одноклассников  человеком.

Сейчас я не осуждаю, теперь уже, моего коллегу. Просто очень ясно и четко понимаю разницу в подходе к процессу обучения и воспитания в советской и современной школе. То был пример системы образования, которая базировалась на авторитарном методе преподавания. Поведение моего учителя было соответствующим, и между нами не могло было быть других отношений.  Мой «негатив» к человеку  был перенесен на школьный предмет и на все, что с ним было связано. Благодаря  профессионализму  учителя я знала предмет и ровно столько же его ненавидела.

Одна из заповедей гуманно-личностной педагогики  гласит: «Духовный мир ребенка может обогащаться только в том случае, если он это богатство впитывает через дверцы своих эмоций, через чувства сопереживания, сорадости, гордости, через познавательный интерес; насильно обогащать этот мир равносильно тому, что злонамеренно сажать райские яблоки в отравленную почву» (А. Ш. Амонашвили). Считаю , что эти слова  очень правильно и точно  подводят итог моим воспоминаниям о детстве  и определяют мое личное понимание роли, которую я  как учитель и воспитатель должна играть в судьбе своих учеников.

Мы педагоги -  живые люди, со своими  проблемами и настроениями. Каждому из нас приходится бороться с собой в конфликтной ситуации с ребенком. Накричать, вспылить  или сдержаться,  понять, увидеть причину негативного поведения ученика. Каждый день нам приходится контролировать себя, а это очень непросто. Гуманистическое направление  в педагогике дает необходимые  методы, средства воспитания и обучения .  Они помогают учителю и ученику найти правильные  модели поведения в школе, чтобы сделать процесс  образования полноценным.

Главной чертой гуманистического подхода в образовании является   признание развития личности (умственного, физического, нравственного, эстетического), а становление уникальной индивидуальности ребенка - ее главным результатом. Поэтому на своих уроках я всячески стараюсь раскрыть индивидуальность каждого своего ученика.

В классах нашей школы, которая находится на одной из окраин города, обучаются разные ребята, в основном это дети из простых  «рабочих» семей, многие из них воспитываются в «семьях риска». Недостаток родительской любви, понимания, и элементарного  воспитания заметен сразу, поэтому приходится искать особые методы работы с ними. Одной из «находок»  считаю – индивидуальный подход к каждому ученику, который в гуманистической педагогике  звучит так: «Если ребенку трудно учиться, и мы действительно хотим ему помочь, то самое главное, с чего мы должны начать и чему постоянно следовать, – это дать ему возможность чувствовать, что он тоже способен, как все остальные, и что у него тоже есть своя особая «искра Божия» (А. Ш. Амонашвили).  Такой подход к ученику дает возможность  ребенку воспрянуть духом,  увидеть, что он нужен и интересен учителю. Как правило, следующий раз он сам попробует заслужить похвалу  и внимание учителя, и  это будет первый  шаг к самосовершенствованию. За первым шагом  последует второй и третий, а это открытый путь к развитию личности.

На любом уроке  главной своей целью считаю – заинтересовать ребенка, поставить в ситуацию выбора, т.е. заставить его мыслить. Гуманистический подход в обучении дает такую возможность: «Учитель, воспитывай в своих учениках умение сомневаться, ибо сомнение, рожденное в сотрудничестве со знаниями, открывает для мысли люк в мир познания, рождает уверенность и личностную самостоятельность» (А. Ш. Амонашвили). Мой предмет - история  дает широкий спектр возможностей на уроке, для того чтобы вовлечь ребят в процесс анализа исторического явления, обсуждения  исторической личности или прогнозирования  события по определенным признакам.  Использование таких элементов работы на уроке превращает его в увлекательный процесс путешествия в удивительный мир истории человечества.

Вернусь к эпиграфу своего доклада, Г.Уэллс  наделяет нас учителей  «возможностью освободить скрытые силы человечества» и «создавать новое воображение», т.е. воспитывать такую  личность, которая  сможет  брать на себя ответственность за будущее  страны. На каждом своем уроке мы должны помнить  о том, что именно мы призваны способствовать становлению российской школы XXI века: воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств. На каждом уроке мы воспитываем и учим ребят,  а они меняют и совершенствуют нас, и этот процесс только тогда будет  полным, когда мы поймем, что  учимся вместе.



Категория: Разное | Добавил: rfhyfe[jdf
Просмотров: 1138 | Загрузок: 15 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 23.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог