Сегодня: 20.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Разное » Разное


Статья "Социально-правовая защита детей"

СКАЧАТЬ (32.8 Kb) 08.06.2014, 00:14
Каймалова Ирина
социальный педагог, МБОУ СОШ № 9
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК

«СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ДЕТЕЙ»

Авторы:
Педагог –психолог – Голобурда Ирина Васильевна
Социальный педагог – Каймалова Ирина Алексеевна


Аннотация
Данная статья освещает работу социально-психологической службы МБОУ СОШ №9 по социально-правовой защите несовершеннолетних по следующим категориям: опекаемые дети, дети ОВЗ, подростки, состоящие на профилактическом учете и малообеспеченные семьи.

Социально – правовая защита детей

Дети в любом государстве находятся в особом привилегированном положении. Не является исключением и наше государство: забота о подрастающем поколении проявляется в самых различных областях его деятельности. Среди этих направлений охрана прав и законных интересов несовершеннолетних должна быть главенствующей.
Основными целями социально-правовой защиты несовершеннолетних являются:
– осуществление законных прав и интересов, недопущение их дискриминации, упрочение гарантий прав и интересов детей, восстановление прав в случае их нарушения;
– содействие физическому, психическому, интеллектуальному, духовному и нравственному развитию детей и т. д.
Основным актом о правах ребёнка на международном уровне является Конвенция о правах ребенка. Конвенция принята в Нью-Йорке 20 ноября 1989 г. Она включает 54 статьи, которые детализируют индивидуальные права детей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей.
В Конвенции ребенок впервые рассматривается как личность, имеющая права, которые государства, ратифицировавшие Конвенцию, обязаны "уважать и гарантировать ". Данное положение свидетельствует о том, что ребенок является особо уязвимым членом общества и потому, требует и заслуживает специальной защиты.
Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах ребенка 16 августа 1990 г.
Права ребенка в России регулируются такими законодательными документами, как:

1. Конвенция о правах ребенка;
2. Конституция Российской Федерации;
3. Семейный кодекс;
4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
5. Декларация прав и свобод человека;
6. Федеральный закон «Об опеке и попечительстве»;
7. Письмо Министерства образования Российской Федерации «Об организации работы по устройству детей на воспитание в семьи»;
8. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
9. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
Государственная политика социальной защиты детства осуществляется в соответствии со стандартами, установленными законодательством РФ:
- гарантированное общедоступное бесплатное начальное, основное и среднее (полное) общее образование, а на конкурсной основе — среднее и высшее профессиональное образование и воспитание в общеобразовательных учреждениях;
- бесплатное медицинское обслуживание детей, обеспечение их питанием в соответствии с минимальными нормами питания;
- гарантированное обеспечение детям по достижении ими возраста 15 лет права на профессиональную ориентацию, выбор сферы деятельности, трудоустройство, охрану и оплату труда;
- социальное обслуживание и социальная защита детей, в том числе гарантированная материальная поддержка путем выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей;
- социальная адаптация и социальная реабилитация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- право на жилище в соответствии с законодательством РФ;
- организация оздоровления и отдыха детей, в том числе детей, проживающих в экстремальных условиях, а такжена территориях, неблагоприятных в экологическом отношении;
- организация квалифицированной юридической помощи.
Социальная система социальной защиты детей в сфере образования реализуется в общеобразовательной школе. Её субъектами выступают социальные педагоги и школьные психологи. При внимании к детским проблемам социализация школьников проходит в более благоприятных условиях, развивается средовая основа социальной защиты детства в тесной связи с семьями.
В данной статье мы хотим описать опыт своей работы по социально-правовой защите несовершеннолетних школы по следующим категориям: опекаемые дети,дети ОВЗ, подростки, состоящие на профилактическом учете и малообеспеченные семьи.
К первой категории относятся несовершеннолетние, воспитывающиеся в опекунских семьях. В нашей школе на сегодняшний день обучается 10 детей из 8 семей.
Дети, лишённые попечения родителей и взятые на воспитание в семью – новая проблема в современном обществе.
В частности, в рамках реализации идей, заложенных в послании Президента России, и последующих постановлениях Правительства в РФ об устройстве детей - сирот замещающие семьи, перед школой возникает очень сложная и ответственная задача:организация социально - психологического сопровождения и оказание поддержки таким семьям.
При появлении в замещающей семье приёмного ребёнка, который чаще всего имеет негативный опыт социального устройства, количество проблем увеличивается во много раз. Такие семьи нуждаются в профессиональной, грамотной, методической, правовой, системной помощи специалистов. Чаще всего опекунами становятся близкие родственники: бабушки, дедушки, дяди и тёти. Но бывают случаи, когда опекунами становятся и чужие люди. Главная задача школьного психолога и социального педагога помочь родителю-опекуну понять и осознать особенности детей, лишившихся родителей и те трудности воспитания, которые могут быть связаны с этими особенностями. В рамках программы социально-психологического сопровождения неблагополучных, проблемных семей, находящихся в кризисной ситуации несколько лет тому назад в школе была организована группа поддержки для родителей-опекунов.
Большое внимание на занятиях группы уделяется проблеме принятия ребёнка со стороны родителей опекунов и умению оказывать психологическую помощь и поддержку такому ребёнку.
Данный вид работы позволяет осуществлять комплексный, системный подход в работе социально-психологической службы школы с категорией детей опекаемых и родителей-опекунов.
Социальная служба школы отслеживает дальнейшую судьбу детей после окончания школы. Все выпускники 9-11 классов поступили в средне-специальные и высшие учебные заведения.
Следующая категория обучающихся, нуждающихся в социальной защите – это дети ОВЗ.
На данный момент в школе обучается 12 детей с ОВЗ. Двое из них находятся на индивидуальной форме обучения по состоянию здоровья.
Данная категория детей и родителей так же нуждается в квалифицированной помощи и поддержке со стороны специалистов школы для успешной социализации обучающихся в обществе. С этой целью дети ОВЗ активно привлекаются к участию в общественной жизни школы и города.
Дети – инвалиды принимают участие в школьных и городских мероприятиях. За участие в XI городском фестивале творчества детей с ограниченными возможностями здоровья «Дорогой добра» дипломами были награждены 6 учащихся школы. Так же активное участие дети ОВЗ принимают в спортивно –массовых мероприятиях: настольный теннис, шахматы, шашки, дартц, броски мяча в баскетбольную корзину.
Особая категория семей - это семьи СОП.
Работа с этой категорией семей требует от специалистов профессиональной гибкости, правовой грамотности, умения слушать и слышать и умение отстоять интересы детей и родителей в кризисных ситуациях, в которых оказываются семьи.
Социально- правовая защита детей данных категорий заключается в следующем:
-представлении интересов детей и их семей на КДНиЗП, судах, присутствии на допросах;
- ознакомление родителей и детей с правовой базой(часто незнание ответственности за правонарушения позволяет детям совершать их);
- педагогическом сопровождении (оказание педагогической помощи родителям, вовлечение детей в общественные мероприятия класса и школы, поддержка и помощь в учебной деятельности обучающихся);
-психологическом сопровождении (программа БОС – здоровье, антистрессовая программа «ИБИС», психологические занятия и тренинги, индивидуально-групповые консультации, сеансы релаксации (сенсорная комната), компьютерная профдиагностика «Ориентир», адаптационные мероприятия для обучающихся 1-х, 5-х, 10-х, 11-х классов, сопровождении итоговой аттестации обучающихся 9-х, 11-х классов, сопровождении обучающихся 4-х классов «Дорога в 5 класс», группа поддержки для родителей);
-медицинском сопровождении (наблюдении, оказание первой помощи, привлечении узких специалистов при необходимости);
- социальном сопровождении (изучение бытовых условий проживания и воспитания детей, привлечение специалистов УСЗН для оказания нуждающимся материальной помощи, оказание содействия в организации летнего отдыха и трудоустройства, проведении классных часов по формированию здорового образа жизни, правовой пропаганде; экскурсии на показательные суды, беседы с представителями прокуратуры, информирование детей о телефонах доверия в г Ноябрьске.)
Большое внимание социально-психологическому сопровождению в школе уделяется детям из малообеспеченных семей. На сегодняшний день состоит на динамическом наблюдении 106 детей из 92 семей.
В данную категорию семей входят многодетные семьи, неполные, приезжие, не имеющие собственного жилья и гражданства, асоциальные семьи. С каждым годом растет число семей с низким уровнем материального достатка, находящихся за чертой бедности (не имеющих на каждого члена семьи прожиточного минимума – состоящих на учете в УСЗН).
Социально-правовая защита этих семей заключается в оказании социальной, материальной, психологической, педагогической и юридической поддержки. Все дети из малообеспеченных семей получают бесплатное горячее питание. Дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации направляются в МКУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Гармония». За последние три года по этой причине семь обучающихся школы были помещены в социальный приют.
Ежегодно в нашей школе проводится благотворительная акция «Помоги семье», цель которой оказание помощи социально – незащищенным семьям, нуждающимся в материальной помощи. В этом учебном году было собрано силами учащихся, родителей, учителей 68 тысяч 500 рублей. Активное участие в благотворительной школьной акции приняли торговые предприятия города такие как: магазины «Роса», «С-принтер», «Канцлер», ТК «Времена года», которые оказали большую помощь: вещами - одеждой и обувью и канцелярскими товарами. В результате благотворительной акции 25 семей получили денежные средства; 49 семей одежду, обувь, канцтовары; четырем обучающимся начальной школы были оплачены путевки в пришкольный лагерь.
Социально – психологическая служба школы тесно сотрудничает со специалистами УСЗН, в результате чего было направлено 26 актов и ходатайств на получение финансовой помощи малообеспеченным семьям для приобретения бытовой техники, спальных мест.
Для оказания более эффективной социально – правовой поддержки обучающимся данных категорий и их семьям, специалисты школы тесно сотрудничают со смежными структурами, такими как: КДНиЗП, ОПДН, УСЗН, ЦЗН, ОМВД, МКУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Гармония»,уполномоченным по правам ребенка.
Такая работа приносит свои положительные результаты. На протяжении многих лет в школе не было ни одного отказа родителей – опекунов от своих опекаемых детей; среди детей ОВЗ нет состоящих ни на одном профилактическом учете, что показывает о благополучной адаптации и социализации. Системная кропотливая работа с семьями СОП позволила снизить количество семей, состоящих на профилактическом учете в КДНиЗП с 20 семей до 11 семей. Снизилось количество обучающихся, состоящих на динамическом наблюдении в школе с 32 человек до 9 человек.


Категория: Разное | Добавил: Каймалова_Ирина
Просмотров: 4301 | Загрузок: 93 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 20.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог