«Без памяти исторической – нет традиций, без традиций – нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности – нет народа» (1; 25).
Актуальность темы определяется возросшим активизирующимся интересом молодёжи, учреждений культуры, народа в целом к сохранению, восприятию и развитию традиционной культуры во всех регионах России. Жители села стремятся познать свои истоки, национальную культуру, корни подлинным, этнографически достоверным образцам народной культуры посредством вживания в неё на основе традиционного метода «из уст в уста, из поколения в поколение», от старшему к младшему, от мастера к ученику. Познание происходит путём посещений отчётных концертов фольклорных ансамблей, занятий в кружках, клубах, школах, центрах народной культуры, престольных и обрядовых праздников.
В народе не забыты культурные традиции прошлого, но некоторые из них требуют исторической проработки. Для их возрождения необходима инициатива специалистов (кадров обеспечения) в методической работе.
Собирательская работа – важная и неотъемлемая часть фольклористики. Опыт собирателей-фольклористов XIX – XX веков показывает, что существуют некоторые определённые правила собирания фольклора. Соблюдение правил облегчит работу собирателя и сделает её более успешной, при этом собиратель может использовать свои умения, выдумки, приноровиться к исполнителю, конкретным условиям записи фольклорного произведения.
Методы и формы собирания фольклора менялись и совершенствовались с развитием науки и определялись на каждом этапе её задачами, проблемами, достижениями.
Участники фольклорных экспедиций должны были развернуть в деревне широкую культурно-просветительскую работу, активно пропагандировать народное искусство, выявлять талантливых исполнителей, привлекать местное население к записи фольклора.
Успех собирательской работы во многом зависит от правильного понимания её задач и значения, от чёткого определения объекта её работы, а значит и объёма. Объём работы зависит от цели, которая поставлена перед ней.
Особое внимание при этом необходимо уделять талантливым певцам и сказителям. Чем талантливее певец или сказитель, тем охотнее он делится своим искусством с собирателями. Одно из основных правил собирателя-фольклориста – заранее узнавать о том, какие талантливые исполнители живут в деревне. Как справедливо пишет А. М. Новикова, только «по-настоящему одарённые народные певцы являются подлинными ориентирами собирателей в их очень сложной работе по анализу современного состояния народного песенного репертуара» (2;13).
Успех собирательской работы во многом зависит от её подготовки и завершения. Поэтому целесообразно выделить в проведении собирательской работы три этапа: подготовки, проведения и завершающие мероприятия. Хорошее, конкретное знание фольклорных текстов может оказаться большим подспорьем в будущей работе.
На этапе подготовки организатор должен провести факультатив, пригласить опытного фольклориста, который успешно занимается собирательской деятельностью, познакомить с методикой и техникой записи фольклора.
Опытные фольклористы-исследователи предлагают следующие методические приёмы, которые используются в работе нашей местности:
- наладить контакт между собирателями и местным населением, особенно с людьми старшего возраста, больше других знающих традиционный фольклор, исполнитель будет чувствовать себя во время записи естественно;
- не злоупотреблять временем и физическими возможностями исполнителей;
- Начинать запись фольклора с просьбы к исполнителям рассказать или спеть их самые любимые произведение, а когда исполнитель исчерпает репертуар, собиратель должен продолжать с ним работу, помня, что хороший рассказчик или певец знает много больше того, что он вспомнил в одной-двух беседах;
- обращаться к помощи ранее подготовленного вопросника;
- записывать фольклор только в момент его исполнения. Серьёзным нарушением является фиксация фольклорных произведений по памяти (собиратель прослушал произведение, а затем, как оно запомнилось, записал его);
- нельзя прерывать информанта во время исполнения произведений устного народного творчества. Нарушение объясняется тем, что собиратель не успевает записывать и просит помедленнее рассказывать или петь. «Сделав запись, - писал собиратель уральского фольклора В. П. Бирюков, - надо сначала прочесть записанное про себя, бегло подправить неясное, а затем вслух прочесть всё сказителю. Это очень важно: сказитель и выправит все ошибки, допущенные при записи собирателем, и свои лично, и нередко добавит запись тем, что пропущено по забывчивости им самим» (2;32).
- добиваться окружающей естественности исполнителя обстановки и самого акта исполнения фольклорного произведения, стараться записать фольклор в реальном его бытовании: в праздник, на свадьбе и т.д.
Одна из главенствующих задач собирателей – установление песенного репертуара местности. Как пишет Н. И. Савушкина, задача эта может считаться решённой, если:
1) выявлены все известные в округе песельники и песельницы, группы родственников, соседей, записан их репертуар;
2) когда составлены репертуарные списки разных поколений, профессий;
3) когда зарегистрирован репертуар местной самодеятельности, определена в нём роль местного фольклора, формы его исполнения (инсценировка посиделок, свадьбы с песнями, простое исполнение в костюмах или без них, с музыкальным сопровождением или без него);
4) когда просмотрены и описаны альбомы и рукописные песенники» (2;41).
Во время собирательской работы и после необходимо опубликовать несколько статей и заметок, которые способствовали бы собирательской работе, такие статьи вызывают живое обсуждение и интерес не только в данной местности, но и в окрестных местностях
Главным итогом фольклорной практики является сделанные в архив переписанные и оформленные соответствующим образом записи фольклора, с помощью которого можно без особых затруднений воспользоваться собранным материалом. Цель составления архива заключается в собирании материала, в последующей публикации фольклорных сборников. Песенный фольклор расшифровывается и может использоваться в работе певческих как взрослых, так и детских коллективов. При этом важно учитывать возрастные особенности коллектива, его хоровые возможности. При упрощении песенного материала песня аранжируется с учётом физических и хоровых возможностей. Архивными записями могут пользоваться для написания статей, книг.
Завершением может стать показ отснятого кинофильма, фотоснимков. С подведением итогов необходимо выступить организатору данного мероприятия.
Фольклорное изучение традиций, жизни, уклада, быта – дело не одного-двух лет работы, поэтому необходимо в течение нескольких лет исследовать место. Большой интерес будет иметь результат исследования села.
Таким образом, методические приёмы записи представляют основу для собирателей фольклора. Узнав их, они смогут более свободно чувствовать себя в беседе и записывать фольклорные произведения. Следует помнить и о том, что собиратель становится собирателем лишь в том случае, если он, хорошо усвоив традиционную основу собирательной деятельности, начинает импровизировать.
Используемая литература:
1. Жиров, М. С. Региональная система сохранения и развития традиций народной художественной культуры / М. С. Жиров.- Белгород.,2003.- 310 с.
2., Круглов, Ю.Г. Фольклорная практика / Ю.Г Круглов.- М., 1997.- 94 с.
3. Савушкина, Н.И. О собирании фольклора /Н. И. Савушкина.- М.- 1974.- 83 с.
|