Тема: Личные и профессиональные качества
Продолжительность занятия: 80 минут
Участники занятия: 10-11 класс, не более 10 человек
Цель: получение учащимися знаний и формирование навыков, необходимых для успешности в рамках социального взаимодействия.
Задачи:
- обучающие: познакомить учащихся с понятием «самооценка»; научить заполнять графу «О себе» в резюме и составлять листы самооценки.
- развивающие: развитие умение адекватно оценивать себя и результаты своей деятельности.
- воспитательные: сплотить учебную группу; привить интерес к себе как личности и другим людям.
Материалы, оборудование, инструменты к занятию:
- учебный кабинет, столы, стулья;
- листы А4;
- ручки, карандаши;
- раздаточный материал.
План занятия:
Ход занятия:
- Вступительная беседа об умении оценивать себя
Вместо подачи теоретического материала в форме лекции, педагог предлагает учащимся ряд вопросов для совместного обсуждения. Педагог не оценивает высказывания детей, позволяя всем поделиться соображениями на заданную тему, и лишь по необходимости направляет дискуссию, пользуясь наводящими вопросами. Как правило, каждый из основных вопросов задается всей учебной группе в целом, но если есть необходимость включить в работу не слишком активного ученика, то вопрос может быть задан лично ему. Если вопрос вызывает трудности, педагог может предложить детям вспомнить какие-нибудь относящиеся к предмету разговора примеры из жизни – это облегчает понимание материала, ещё больше вовлекает в работу и делает дискуссию более живой.
Вопросы для обсуждения: Как вам кажется, зачем нужно знать о своих умениях, личностных особенностях и качествах? Где это может пригодиться? Знаете ли вы о своих сильных и слабых сторонах? Помогает ли вам это знание по жизни? Если да, то каким образом? Как думаете, как это знание о себе может помочь вам в процессе профессионального развития?
- «Плюсы и минусы»
Ход работы: Педагог просит участников разделить лист бумаги на две части. На одной половине каждый пишет те свои качества и умения, которые ему в себе нравится, на другой – те, которые не нравятся. Необходимо обозначить хотя бы по три пункта в обоих столбцах, но желательно, чтобы списки были как можно длиннее.
Затем педагог предлагает переформулировать пункты из второго столбца так, чтобы они имели положительное значение. К примеру, «ленивый» можно переформулировать как «умеющий отдыхать», а «медлительный» – как «неторопливый, вдумчивый». Характеристики, полученные таким путем, тоже записываются в первый столбец.
Вопросы для обсуждения: Сложно ли было выполнить задание? Узнали ли вы о себе что-нибудь новое? Трудно ли было переформулировать качества, которые вам в себе не нравится, так, чтобы они обрели иной смысл? Изменило ли это ваше отношение к себе? Можете ли вы привести примеры ситуаций, которые иллюстрируют каждый из записанных вами пунктов? Как вам кажется, какие из этих знаний и умений могут пригодиться вам на будущей работе, а какие – помешать?
- Работа с таблицами самооценки
Ход работы:
1) Педагог раздает листы с опорным материалом и просит учащихся отметить в таблице свои качества, которые:
а) уже есть и развиты достаточно хорошо;
б) есть, но развиты не так хорошо, как хотелось бы;
в) почти не выражены, но хотелось бы развить их.
По итогам данного упражнения проводится обсуждение. В конце педагог интересуется, какие из этих навыков и качеств смогли бы пригодиться участникам в будущей профессиональной деятельности и каким образом.
2) Педагог задает детям вопрос о том, какие навыки и качества помогают им учиться, просит привести примеры и по пятибалльной шкале оценить их выраженность. Если работа идет не слишком быстро и участникам трудно назвать какие-либо качества, педагог раздает листы с опорным материалом.
По итогам данного упражнения проводится обсуждение. Учащиеся выделяют хорошо и плохо сформированные навыки. Ведущий предлагает поразмышлять о том, каким образом можно развить последние, и раздает опорный материал:
По итогам данного упражнения проводится обсуждение. Педагог при необходимости слегка корректирует ответы участников и помогает выбрать способы развития тех или иных навыков, если с этим возникают затруднения. Педагог поощряет групповую дискуссию и побуждает всех работать в команде.
- Самооценка и резюме
Ход работы: Педагог предлагает участникам вспомнить, видели ли они когда-нибудь описания каких-либо вакансий.
Вопросы для обсуждения: Как вам кажется, какие качества и навыки наиболее востребованы среди работодателей? А какие встречаются в описании вакансий реже всего? Если бы вы сами были работодателем, какие качества и навыки вы хотели бы видеть у потенциального сотрудника?
Чтобы соотнести ответы участников с реальной статистикой, используется раздаточный материал:
Опираясь на данные статистики, таблицы самооценки и памятку, ведущий предлагает участникам написать графу «О себе» для резюме, перечислив свои качества и умения. На выполнение задания дается 7-10 минут. По итогам работы проводится обсуждение.
- Рефлексия, подведение итогов, сбор обратной связи с участников.
|