Сегодня: 25.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Русский язык и литература » Уроки, конспекты


Интегрированный урок с учащимися 7 и 11 классов по русскому языку в целях подготовки к ЕГЭ

СКАЧАТЬ (34.7 Kb) 30.05.2014, 22:05
Терёхина Валентина Викторовна
учитель русского языка и литературы, МБОУ "Побединская сош"
Автор: Терёхина Валентина Викторовна
Место работы: МБОУ «Побединская сош» село Победа Целинного района Алтайского края
Должность: учитель русского языка и литературы
Работа с текстом при подготовке к ЕГЭ
(Выполнение заданий ЕГЭ, включающих в себя работу с текстом)
Интегрированный урок с учащимися 7 и 11 классов по русскому языку в целях подготовки к ЕГЭ
Цель урока: Сформировать у учащихся понятие о тексте как тематическом и композиционном единстве его частей.
Цель: формирование коммуникативной компетенции через углубление и расширение знаний о тексте.
Задачи: обобщить и систематизировать знания о лексических средствах связи предложений в тексте;
формировать навык создания текстов с использованием описательного оборота;
совершенствовать ОУУН и способы учебной деятельности.
Метод: объяснительно-иллюстративный, поисковый.
Виды деятельности: самостоятельная работа по карточкам, работа с учебником, работа в парах, в группах, работа со словарями.
Общеучебные умения и навыки, которые отрабатываются на уроке.
1.Умение осуществлять информационный поиск (Работа со словарями).
2. Умение строить связный монологический ответ с использованием опоры.
3. Умение задавать вопросы и строить аргументированный ответ на вопрос.
5. Умение работать в паре, в группе.
6. Умение выполнять практические задания творческого характера.
7.Умение строить обобщение и вывод по уроку.
Оборудование: карточки, схемы.
Учитель: Ребята, сегодня у нас с вами не совсем обычное занятие. Сразу напоминаю всем о том, что работать будем в группах. В целях подготовки к Единому Государственному экзамену мы с вами будем говорить о тексте. Настройтесь на то, что навыки, приобретенные на уроке, пригодятся вам не только на экзаменах, но и в жизни. Мы постараемся расширить и углубить ваши знания о тексте. В КИМах мы с ребятами 11 класса выделили те задания, что отражают работу с текстом.
Запись на доске: Речь. Текст А7, А8, А27, А28, А29, В7
Выразительность русской речи В8
Развитие речи. Сочинение С1
- А что такое текст? Дайте толкование этого слова. (Ответы учащихся)
(Текст (от латинского textus - «ткань», «сплетение», «соединение», «структура», «связь») - это речевое произведение, состоящее из ряда предложений, расположенных в определённой последовательности и объединённых в целое единством темы, основной мысли и с помощью различных языковых средств.
Учитель:
Итак, под текстом понимается соединение предложений в строгой логической последовательности, закреплённой грамматическими средствами. Поэтому от своего вида и характера (описания, повествования, рассуждения) текст должен представлять собойстройное единое целое.
Если обратимся к этимологии слова, то выясним, что первоначальное значение слова «текст» - это «ткань, сплетение»
- Перед вами кусочек ткани и лист с напечатанным на нем текстом. Общее у них то, что кусочек ткани состоит из множества нитей, крепко скрепленных между собой; а текст тоже состоит из нескольких предложений, которые связаны друг с другом по смыслу и грамматически.
- Ведь не случайно и предприятия, где ткут ткани, называют текстильными.
- Если из куска ткани мы вынем одну нитку, то мы испортим ткань. Так и любой текст, потеряв одно или несколько предложений, может потерять смысл.
- Назовите признаки текста
(завершённость, цельность, стилевое единство, связность)
Основная часть урока
1.С некоторыми из текстов мы будем сейчас работать. Итак, задание А7 и А8. (Текст. Смысловая икомпозиционная целостностьтекста. Последовательностьпредложений в тексте). Получаете задания и работаете в своих группах.
Учитель:А7.В этом задании приведен небольшой текст, в котором отсутствует первое предложение. А ниже даны 4 предложения-ответа. Требуется выбрать, какое из них могло бы встать на первое место в тексте.
А8. В этом задании приведен небольшой текст (тот же самый, что и для задания А7), в котором отсутствует слово или словосочетание в начале 6 предложения. А ниже даны 4 варианта, требуется выбрать подходящий.
Учитель читает текст
(1)... (2)Но итальянец Альберто ВолкАн (в итальянских фамилиях ударение ставится на второй слог) нашёл способ, как изготавливать бумагу не из дерева, а из яблок. (3)Он пришёл к этой идее, когда подумал, как много целлюлозы содержится в выбрасываемых отходах. (4)Сейчас А. Волкан уже поставляет несколько видов бумажных изделий для различных учреждений в Италии. (5)А для нужд правительства страны он произвёл шестьдесят тысяч конвертов, семь тысяч блокнотов и шесть тысяч бумажных пакетов. (6) ..., получив поддержку властей, изобретатель занимается изготовлением из яблок клея и других изделий.
Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым (1) в этом тексте?
1) Древесина — исходный материал для производства мебели.
2) Бумагу делают из древесины — это известно каждому.
3) Из отходов древесины производят древесностружечные плиты.
4) Спрос на древесину ежегодно увеличивается.
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом (6) предложении?
1) Вероятно
2) Теперь
3) Следовательно
4) Напротив
2.Текст может состоять из нескольких предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически. Содержание текста соотносится с темой.
-Что такое тема текста?
Тема – это то, о чём говорится в тексте, о чём развёртывается рассуждение, ведётся диалог.
Мы с вами переходим к выполнению следующего задания. Это А27. Прослушайте текст и выполните и ответьте на вопрос
(При выполнении этого задания прошу учесть одну «хитрость»: особое внимание следует уделить второму и третьему предложениям: в них, как правило, и содержится главная информация, и среди вариантов ответов следует искать такой, в котором объединена информация именно 2-го и 3-го предложений.)
Учитель читает текст.
Многие предметы, которые нас окружают, сделаны из природных материалов — одного или нескольких. С древнейших времён люди использовали эти материалы: они изготавливали ткани из натуральных волокон, строили дома из тростника и дерева, обрабатывали камни и металлы, создавая различные предметы. Современный человек, использующий природные материалы сегодня, должен думать о том, что их запасы не безграничны.
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1.Изготовленные из природных материалов предметы использовались древними людьми в быту, и сегодня многие предметы, которые нас окружают, также сделаны из камня и металла, дерева и натуральных волокон.
2.Древние люди использовали только природные материалы: изготавливали ткани из натуральных волокон, строили дома из тростника и дерева, обрабатывали камни и металлы.
3.Люди должны помнить о том, что запасы природных материалов могут иссякнуть, поэтому нужно использовать и искусственно созданные материалы.
4.Современный человек должен помнить, что запасы природных материалов, используемых с древних времён по сегодняшний день, не безграничны.
3.Перейдём к выполнению задания А28, А29, В7, В8. Эти задания выполняются по тексту уже большого формата. (Текст обладает таким качеством как целостность. А28 Текст как речевоепроизведение. Смысловая и композиционная целостность текста).
В этих заданиях представлен такой признак текста, как целостность, типы речи, средства выразительности.

- Какие типы речи вы знаете? (повествование, рассуждение, описание)
Чубенко В. Прочитает текст. Прошу вас внимательно послушать, чтобы продолжить работу с ним.
В солнечный день поздней осени я и два моих друга, учитель и садовник, долгот гуляли по аллеям фруктового сада. Деревья вокруг нас гнулись под тяжестью плодов. Мы угощали друг друга сочными яблоками и хвалили их без конца.
- Хорошо, что у деревьев короткая память, - сказал я.
Друзья переглянулись.
- Память? У деревьев?
- Подумайте, ещё и года не прошло с тех пор, как сняли всё, что яблони родили, а они с удивительным легкомыслием расцвели опять, налились соками, и вот мы снова наслаждаемся их урожаем. Разве не коротка у них память? А?
- Ошибаешься, друг, - перебил мои размышления учитель. – Наоборот, у деревьев отличная память. Они расцветают именно потому, что помнят радость прежних лет, радость созревания, сладкую ношу плодов. Что может сравниться с этими счастливыми воспоминаниями.
- Ты тоже не прав, - сказал садовник, - вы оба не правы. Не потому цветёт дерево, что оно не помнит прежних обид, и не потому цветёт оно, что любит сладкие воспоминания. Оно цветёт потому, что живёт, а жить – значит постоянно обновляться, постоянно плодоносить, постоянно дарить свои плоды открытым сердцем и щедрой рукой. (М Разумный)
-А как вы думаете, какой тип речи преобладает в только что прослушанном вами тексте? (рассуждение)
Вопрос к тексту звучит так: Задание: Какое утверждение не соответствует содержанию текста?
Если вы внимательно прослушаете текст, то можете практически сразу ответить на поставленный вопрос. Перед вами 4 ответа. Выберите верный. «Хитрость»: Как правило, варианты для ответов повторяют предложения текста. Постарайся их найти и сравнить с оригиналом.
1.Жить – это значит дарить плоды своего труда безвозмездно.
2.Жить – это значит постоянно обновляться, постоянно плодоносить и открытым сердцем дарить свои плоды.
3.Жить для яблони – это значит расцветать, наливаться соком.
УЧИТЕЛЬ:
Если мы посмотрим на черную ткань, то увидим, что все нити в ней крепко сплетены, она прочна, но не радует нашего глаза. А вот кусочек цветной ткани. Он красив и навевает на нас хорошее настроение. Почему? Для создания этой ткани использовались нитки разных цветов.
Когда мы в тексте используем разные средства связи, мы делаем его ярче, образнее, он становится более доступным для окружающих.
-Найдите в этом тексте: 7 класс. Антитеза: короткая память – отличная память; эпитеты: сладкая ноша плодов, щедрая рука;
11 класс: олицетворения: яблони родили, деревья помнят; однородные члены предложения: Они расцветают именно потому, что помнят радость прежних лет, радость созревания, сладкую ношу плодов).
Работа со словарями (самостоятельная). К словарю о могут обратиться в том случае, если нужно вспомнить, что означает тот или иной термин.
Работе со средствами выразительности мы посвятим отдельное занятие.
Учитель:
Одним из самых сложных является задание С1. Здесь нужно написать сочинение, основываясь на данный текст. Но прежде чем написать сочинение, вы должны сформулировать ПРОБЛЕМУ.
- Скажите, как мы должны оформить проблему текста? ( Проблема кого? чего? - родительный падеж)
- Сколько проблем можем сформулировать, опираясь на один и тот же текст?
- Какую проблему выбираем, так как в сочинении вы должны прокомментировать только одну проблему.
Прослушайте текст. Определите, какую проблему поднимает в нём автор.
Заранее подготовленный текст читает учащийся:
В то лето жара испепелила всё вокруг. Олени, как и все животные, страдали без воды. Вожак большого оленьего стада, выбиваясь из сил, блуждал в поисках источника.
Гонимый жаждой, он совсем потерял осторожность. И случилось так: его выследил охотник и послал ему вдогонку пулю. С горячим свинцом в боку, корчась от боли, олень медленно побрёл к ближайшему лесу и пропал. Но охотник не успокаивался, он шёл по кровавым следам, он выслеживал раненого. Когда олень вновь появился на поляне, охотник послал в него вторую, на этот раз смертельную пулю.
Напрягая последние силы, олень поплёлся в глубь леса. И – о чудо! Он увидел то, что так долго искал: бурлящий голубой источник! Он опустился на землю, приник головой к ручью и напился свежей, шумящей, как сама жизнь, воды.
Но было поздно. Олень умирал. И тогда он услышал голос: «Тебе, наверное, страшно. Ты был неосторожен, ты оставил следы. Если бы не они, смерть не настигла бы тебя…»
Задыхаясь, олень ответил: « Нет, это счастье, когда оставляешь следы. По этим следам меня настигла смерть, и тут ничего не поделаешь, но по ним мои оленята найдут дорогу к источнику. Это стоит всей жизни»
И олень умер. (По М. Разумному)
(Что оставляет человек после себя)
Ответы учащихся. Учащиеся называют проблемы
УЧИТЕЛЬ: Хорошо, все справились с заданием. Как вы заметили, нам предстоит ещё большая работа с текстами при подготовке к экзамену.
На экзамене вам предстоит написать по указанным текстам сочинение. Один из критериев оценивания касается логических ошибок. Что это? Прошу ответить учеников 11 класса.
- Нарушение последовательности (логики) изложения.
- Логические ошибки состоят в нарушении правил логического мышления.
1) нарушения последовательности высказывания;
2) отсутствие связи между частями и предложениями;
3) неоправданное повторение высказанной ранее мысли;
4) раздробление одной микротемы другой микротемой;
5) несоразмерность частей высказывания;
6) отсутствие необходимых частей;
7) перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к изложению);
8) неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование (например, сначала от первого, затем от третьего лица).
Примеры логических ошибок спроецированы на экране.
1. На этой репродукции картины художник обращает внимание на лицо и руки левши.
2. Полковник на балу был высоким и красивым.
3. Когда я пошла в аквапарк, горки там были очень высокие.
4. Когда ты стоишь, чтобы скатиться, ты видишь всё вокруг.
5. На стене висели стенды с артистами цирка.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
О том, как вы усвоили материал сегодняшнего занятия, я узнаю, проверив ваши домашние задания, которые вы выполните к понедельнику.
Д,З: (ИНДИВИДУАЛЬНОЕ: Работа с текстом, включающая задания ЕГЭ)
Подведение итогов урока
Учитель: Обращаюсь к учащимся 7 класса с вопросом: что нового узнали вы для себя на сегодняшнем занятии?
Хорошо.
А теперь в заключение урока я предлагаю вам выполнить задание творческого характера.
Памятки раздаются учащимся
Написать синквейн «ЕГЭ» (11 класс); «Текст» (7 класс)


Категория: Уроки, конспекты | Добавил: terehina0268
Просмотров: 2688 | Загрузок: 134 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 1.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 2
Тема урока?

Креативная интеграция! Спасибо огромное за идею! Очень понравилось.

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 25.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог