Сегодня: 13.06.2025
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Статьи » Педагогам

Использование ИОР в урочной деятельности для формирования познавательного интереса учащихся в начальной школе

Вохрамеева Анастасия Дмитриевна
Аннотация: Статья посвящена использованию информационных образовательных ресурсов (ИОР) в учебной деятельности младших школьников. Так же представлено описание нескольких ИОР.

Ключевые слова: информационные образовательные ресурсы, учебная деятельность.

Проблема формирования познавательного интереса у младших школьников является одной из актуальных проблем современной педагогики. Развитие познавательных интересов ребенка в процессе его обучения в младших классах – один из важнейших факторов успешности учения. В обновленном ФГОС НОО сказано, что личностные результаты освоения программы начального общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретением первоначального опыта деятельности на их основе, в том числе, и в части «научного познания: первоначальные представления о научной картине мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании»

С того момента, как ребенок приходит в первый класс, его основной деятельностью становится учение. По мнению психологов и педагогов, движущей силой учения является мотивация. И.П. Подласый дает этому понятию следующее определение: «Мотивация – общее название для процессов, методов, средств побуждения учеников к активной познавательной деятельности» [1, с. 53].

Специфика интереса в его особой эмоционально-познавательной стороне, которая характеризуется у человека побуждением вопросов, активностью, стремлением к деятельности. Г.И. Щукина считает, что познавательный интерес – «это избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями» [4, с.94].

Итак, познавательный интерес – это общий феномен интереса, выступающий как интегральное образование личности. Он имеет сложную структуру, составляющую как отдельные психические процессы: интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные, так и субъективные и объективные связи личности с миром, выраженные в отношениях.

Использование ИОР в урочной деятельности является мощным фактором обогащения интеллектуального, нравственного, эстетического развития ребенка, а значит, приобщения его к миру информационной культуры, влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики.

ИОР (информационные образовательные ресурсы) — это комплексное средство обучения, разработанное на основе государственных образовательных стандартов. ИОР обеспечивает все виды учебной деятельности и позволяет осуществлять индивидуально-деятельностный подход к процессу формирования предметных и универсальных компетенций.
Конкретные информационные образовательные ресурсы (ИОР) могут быть эффективно использованы на уроках различных учебных предметов. Рассмотрим несколько примеров ИОР и их возможности для конкретных учебных предметов:

1.Конструктор "Scratch"
Учебный предмет: Информатика/Компьютерные науки
Описание:
Scratch — это интерактивный графический конструктор, который позволяет учащимся создавать анимации, игры и интерактивные истории. С его помощью дети могут научиться программировать, используя блоки с графическими командами, что позволяет им легко осваивать основы алгоритмизации и логического мышления. Они могут создавать собственные проекты, экспериментировать с различными аспектами программирования и делиться своими работами с другими учащимися.

2. «GeoGebrа»
Учебный предмет: Математика
Описание:
GeoGebra — это интерактивное программное обеспечение, которое предоставляет обучающимся инструменты для изучения математики через графику, геометрию, алгебру и тригонометрию. С его помощью ученики могут исследовать геометрические фигуры, строить графики функций, решать уравнения и неравенства, проводить численные и аналитические вычисления. GeoGebra стимулирует познавательную активность учащихся, поскольку позволяет им визуализировать математические концепции и проводить собственные исследования.

3. «WorldHistoryAtlas»
Учебный предмет: История
Описание:
WorldHistoryAtlas — это интерактивный атлас мировой истории, который предоставляет доступ к различным картам, графикам и статистическим данным, связанным с историческими событиями и процессами. С его помощью учащиеся могут изучать хронологию исторических событий, исследовать взаимосвязи между различными цивилизациями и культурами, а также анализировать географические и политические изменения в различные исторические периоды.
Эти примеры демонстрируют, как различные ИОР могут быть адаптированы для конкретных учебных предметов и способствовать развитию познавательной активности младших школьников.

4. «LearningApps»
Учебный предмет: все предметы
Описание:
LearningApps — Это конструктор для создания интерактивных учебных модулей по разным предметным дисциплинам для применения на уроках и во внеклассной работе. Это может быть кроссворд, интерактивная головоломка или карточки с заданиями.

В заключение данного исследования следует подчеркнуть важность разработки и применения информационных образовательных ресурсов (ИОР) в учебном процессе для развития познавательной активности младших школьников.

Во-первых, ИОР представляют собой эффективный инструмент, способствующий активизации учебного процесса и развитию познавательной активности учащихся. Их использование позволяет сделать учебный материал более доступным и интересным для детей, что стимулирует их активное участие в уроке.

Во-вторых, проведенный анализ педагогического опыта исследования позволяет выделить оптимальные подходы и методы использования ИОР на уроках различных предметов. Важно учитывать не только технические возможности ресурсов, но и их соответствие учебным целям и задачам, а также возрастным особенностям учащихся.

Одним из важных аспектов использования ИОР является также возможность интеграции различных образовательных технологий и инструментов. Например, учитель может использовать интерактивные доски, планшеты или компьютеры для проведения уроков с применением ИОР. Это создает более комфортные условия для обучения и помогает учителю эффективно организовать учебный процесс. Использование ИОР способствует созданию более гибкой и динамичной учебной среды, которая соответствует современным потребностям учащихся. Учитывая, что современные дети активно взаимодействуют с цифровыми технологиями в повседневной жизни, использование ИОР в учебном процессе делает обучение более привлекательным и релевантным для них [17, c. 98].

Список литературы
1. Иванова Н. В. Формирование учебной мотивации младших школьников средствами проектной деятельности // Психология обучения. – 2012. – № 10. – С. 52-60.
2. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе /Н.Г. Морозова – Москва: Просвещение , – 2009. – 190 с. Познавательный интерес в структуре общей способности к учению в младшем школьном возрасте // Начальная школа плюс до и после. – 2009. – № 11. – С.78-81.
3. Протасов, А. В. Информационно-образовательные ресурсы учебных заведений среднего образования в сети Интернет / А. В. Павлов // Международный студенческий научный вестник. – 2013. – № 5. – С. 23-28
4. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г.И. Щукина. – Москва,1976. –351с.
5. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г.И. Щукина. – Москва: Просвещение, 2004. – 203с.
6. Гущина, О. М. Информационные ресурсы в системе управления образовательным процессом [Электронный ресурс] 
Категория: Педагогам | Добавил: АнастасияДВ | Дата: 19.11.2024
Просмотров: 85 | Рейтинг: 5.0/1

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:


Я - Учитель!


Конкурсы
КАНИКУЛЫ


© 2012 - 2025 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 13.06.2025

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Политика конфиденциальности

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог