Сегодня: 26.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » 2017 » Март » 9 » конспект урока
22:33
конспект урока
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 11 им. П.М.Камозина» г. Брянска

Конспект урока по литературе в 5 классе
по УМК В.Я.Коровиной
(в соответствии с ФГОС).

А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны.
Обучение анализу лирического произведения.

Подготовила
учитель русского языка и литературы
Диденко Лариса Дмитриевна,
учитель МБОУ СОШ №11 им. П.М.Камозина

Тема урока: А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны. Обучение анализу лирического произведения.
Класс: 5 класс
Тип урока: "открытие" новых знаний
Технология: развитие критического мышления через чтение и анализ художественного текста
Реализуемая программа: по литературе общеобразовательных учреждений. 5-11 классы под ред. В.Я.Коровиной. М.: «Просвещение», 2008г.
УМК: Базовый учебник для учащихся под редакцией В.Я.Коровиной. Литература. 5 класс. М.:Просвещение, 2011г.
Цель урока: формирование умения анализировать и систематизировать изучаемый материал. Расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Задачи урока: 1) образовательные: обеспечить формирование умения анализировать и систематизировать изучаемый материал, выявлять особенности языка в художественном произведении; способствовать расширению кругозора учащихся о ВОВ;
2) воспитательные: способствовать воспитанию чувства уважения и любви к Родине (чувства патриотизма), совершенствованию читательского вкуса;
3) развивающие: способствовать обогащению словарного запаса обучающихся, развитию творческих способностей, логического мышления, коммуникативных возможностей.
Форма проведения: устный журнал.
Продолжительность: 45 минут
Место проведения: МБОУ СОШ №11 им. П.М.Камозина
Планируемые результаты:
1) предметные: анализ лирического произведения в соответствии с возрастом;
2) метапредметные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей; планирование и регуляция своей деятельности.
3) Личностные: осознание значимости самоуважения, личности человека, его достоинств.
УУД личностные: Л-1 - достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; Л-2 понимание русской литературы как одной из основных национально-культурных ценностей; Л3 - ориентирование в системе моральных норм и ценностей.
УУД регулятивные: Р1 - целеполагание и планирование своей деятельности; Р2- принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; Р3 - осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; Р4 – контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.
УУД познавательные: П1 – проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; П2 - выбирают смысловые единицы предложения и устанавливают отношения между ними; П3 - определяют основную и второстепенную информацию; П4 - строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; П5 – представляют информацию в наглядно-символической форме (в виде таблицы).
УУД коммуникативные: К1 – приобретают опыт работы в группе; К2 - практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; К3 – действуют с учётом позиции другого, умеют согласовывать свои действия.
Оборудование, методический и дидактический материал: учебник, 5 класс (В.Я.Коровина и др.), рабочая тетрадь, компьютер (документальная хроника «Флаг над Рейхстагом» и презентация), репродукция картины Ю. Непринцева «Отдых после боя», распечатки со смайликами для рефлексии, толковый словарь Ожегова.
Действующие лица: учитель, учащиеся, помощник учителя - Знайкин (в мантии и шапочке с кисточкой)
Таблица, которая должна получиться у детей в тетради:
Часть плана Опорная лексика
1. Об авторе Родился на хуторе Загорье. (1910 – 1971 гг.). Был военным корреспондентом, что отразилось в творчестве писателя.
2. Тема Дети и война.
3. Идея. Единство поколений во время ВОВ, неугасимая любовь к родной земле.
4. Художественные средства, синтаксис, лексика. Гипербола, разговорная лексика, аллитерация, диалог, повтор (рефрен), эпитеты,олицетворения, метафоры.

Оформление доски:
План урока:
Форзац – «документальные хроники»
1 стр. – «биографическая презентация»
2 стр. – «теоретическая» (словарь урока)
3 стр. - «исследовательская»
(анализ стихотворения и составление таблицы)
4 стр. - «обучающая»
5 стр. - «изобразительная»
Форзац – «лирическая» - 2 стр. А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны. Обучение анализу лирического произведения.

Часть плана Опорная лексика
1.Об авторе
2.Тема
3.Идея
4.Художественные средства, синтаксис, лексика
Словарь урока:
Стихотворение
Баллада
Тема
Идея
Метафора
Эпитет Гипербола
Аллитерация
Диалог
Олицетворение

Методы и приёмы:
а) методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, беседа, чтение учителем наизусть; метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала
б) методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником
в) методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, индивидуальные задания
г) методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: упражнения (по нахождению тропов)
д) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный), выставление поурочного балла, проверка домашней работы

Ход урока
1. Мотивирование к учебной деятельности. (3 мин.)
«Мозговая атака»
(Просмотр документальной хроники «Флаг над рейхстагом»)
- О каком историческом событии вы увидели кадры кинохроники?
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
- Кто из вас знает, что это за кадры?
3. Выявление места и причины затруднения.
- В чем причина вашего незнания? А хотели бы узнать?
(Именно после водружения Советской армией знамени над Рейхстагом было
объявлено о победе над фашизмом)
- Героическое прошлое нашего народа, нашей Родины отражается в искусстве, в частности, в литературе. Поэтическая летопись ВОВ 1941 – 1945гг создавалась многими писателями, поэтами, композиторами. Среди них есть стихотворение А.Т.Твардовского «Рассказ танкиста», о котором и пойдёт речь на сегодняшнем уроке.
- Урок сегодня мы проведём в форме устного журнала по такому плану:
На доске: План урока
Форзац – «документальные хроники»
1 стр. – «биографическая презентация»
2 стр. – «теоретическая» (словарь урока)
3 стр. – «исследовательская» (анализ стихотворения и составление таблицы)
4 стр. – «обучающая»
5 стр. – «изобразительная»
Форзац – «лирическая»
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Исходя из перечисленных страниц устного журнала, попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
- Давайте посмотрим, как я её сформулировала. Согласны?
- Сформулируйте, пожалуйста, цель нашего урока. Давайте посмотрим, как я её сформулировала. Согласны?
Сообщение темы и целей. (2 мин.)
5. Реализация построенного проекта.
Проверка Д/З – 1 стр. – «биографическая презентация». (5 мин.)
- Дома вы прочитали статью в учебнике об А.Т.Твардовском, а 2 ученика к сегодняшнему уроку подготовили индивидуальные сообщения о жизни и творчестве этого поэта и оформили их в виде презентации.
- Сопоставьте прочитанный дома и прослушанный материал. Что нового вы узнали?
- В каких жанрах работал А.Т.Твардовский?
(Поэмы и стихотворения)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- В тетради поставьте число напротив таблицы, которую я вас просила начертить для составления опорного конспекта. (На доске такая же таблица)
- Что вы запишете об авторе?
Заполните первую графу. (Заполнение таблицы вместе с учителем: он – на доске, дети в тетрадях.) Проверьте, сопоставляя записи в тетрадях с тем, что записано на доске, нет ли ошибок в ваших тетрадях.
Часть плана Опорная лексика
1. Об авторе Родился на хуторе Загорье. (1910 – 1971 гг.). Был военным корреспондентом, что отразилось в творчестве писателя.
2. Тема
3. Идея.
4. Художественные средства, синтаксис, лексика.

Словарь урока – 2 стр. – «теоретическая». (2 мин.)
- А что такое стихотворение?
- Обратимся к словарю урока. Дайте определения терминов (фронтально), которые мы будем использовать при анализе стихотворения.
На доске: Словарь урока
Стихотворение эпитет
Баллада гипербола
Тема аллитерация
Идея диалог
Метафора олицетворение
- Послушайте само стихотворение.
Чтение стихотворения (наизусть учителем) – 3 мин.
Анализ стихотворения и составление таблицы – 3 стр. «исследовательская»
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (15 мин)
- Ребята, что лежит в основе этого стихотворения?
(Историческое событие с острым напряженным сюжетом)
- Как называются такие стихотворения?
(Баллады)
- Какова тема этого стихотворения-баллады?
(Дети и война)
- Запишите в таблицу. (Заполнение таблицы вместе с учителем: он – на доске, дети в тетрадях)
- Найдите и прочитайте слова, которыми Твардовский характеризует мальчика.
(2 и 3 строфы)
- Как вы понимаете слова, словосочетания:
а) БЕДОВЫЙ;
Шустрый, смелый (разг.) (Ожегов)
б) ИЗ ТЕХ, ЧТО ГЛАВАРЯМИ У ДЕТЕЙ;
Зачинщик, руководитель, вожак
в) В ГОРОДИШКАХ ПРИФРОНТОВЫХ;
Находящийся вблизи фронта
- Почему именно такой мальчик мог стать участником такого события?
- Прочитайте строки о том, каким был бой.
(4-я строфа и 1,2 строки 5-ой строфы)
- Как вы понимаете строки:
а) А ОН ГВОЗДИТ – НЕ ВЫГЛЯНУТЬ ИЗ БАШЕН
Гвоздить – 1) Бить, колотить изо всех сил.
2) Упорно повторять одно и то же. - (разг.) (дополняет Знаикин, пользуясь словарем Ожегова)
- Почему поэт выбирает слово ГВОЗДИТ, а не стреляет, бьет, строчит и т.д.?
- В прямом или переносном смысле автор использует это слово? Для чего? С какой целью?
(в переносном)
- Как называется л/в прием в строке:
«… И ЧЕРТ ЕГО ПОЙМЕТ, ОТКУДА БЬЕТ».
(Гипербола)
- Запишите в тетрадь(Заполнение таблицы вместе с учителем: он – на доске, дети в тетрадях)
- Для чего его использует Твардовский
(Усиливает ужас трудного боя)
б) … ЗА КАКИМ ДОМИШКОЙ ОН ПРИМОСТИЛСЯ
Примоститься – пристроиться в неудобном месте, в неудобном положении.
(сбоку, с краю) - (разг.) (дополняет Знаикин, пользуясь словарем Ожегова)
- Для какого стиля речи характерны слова, ГВОЗДИТ, ПРИМОСТИТЬСЯ, БЕДОВОЙ, ГЛАВАРЬ?
(Для разговорного)
- Запишите в тетрадь. (Заполнение таблицы вместе с учителем: он – на доске, дети в тетрадях)
- Почему поэт в своем стихотворении использует слова разговорного стиля?
- Частичка -КА в слове УГАДАЙ-КА тоже указывает на разговорный стиль.
- Обратите внимание на звукопись в 1 и 2 строке 4-ой строфы. Каких согласных здесь больше? Почему?
(звонких и сонорных)
- Как называется такой прием в литературе?
(аллитерация)
Запишите в таблицу. (Заполнение таблицы вместе с учителем: он – на доске, дети в тетрадях) Проверьте, сопоставляя записи в тетрадях с тем, что записано на доске, нет ли ошибок в ваших тетрадях.
- Прочитайте строки о том, как мальчик помог русским солдатам.
( 3-4 строка 5 строфы – до «Я вытер пот…»
- В какой форме Твардовский рассказывает об этом?
(диалог)
- Почему именно диалог выбирает поэт?
(Он характерен для разговорной речи. Придает большую реалистичность описываемым событиям)
Запишите в таблицу. (Заполнение таблицы вместе с учителем: он – на доске, дети в тетрадях)
- Обратите внимание на слова мальчика:
« Товарищ командир, товарищ командир!
Я знаю, где их пушка. Я разведал…
Я поползал, они вон там, в саду…»
Что характерно для речи парнишки? Почему?
(Повторы слов, что выдает волнение, частое употребление местоимения Я, т.к. он тоже считает себя бойцом, солдатом… Мальчик очень хочет помочь, а также взобраться на танк, почувствовать себя настоящим воином)
Запишите в таблицу. (Заполнение таблицы вместе с учителем: он – на доске, дети в тетрадях)
- Как называет рассказчик мальчонку?
(дружище)
- Почему именно так?
(Стирается возрастная дистанция. Во время войны важен не возраст: детей уже нет, раз они воюют на улице вместе с отцами.)
- Как ведет себя мальчик на танке? Как это характеризует его?
(Он смел, бесстрашен)
- Найдите в следующеё строфе слова или словосочетания, типичные для разговорной речи.
- На какие эпитеты нельзя не обратить внимания в этой строфе?
(рыхлый, жирный чернозём)
Запишите в таблицу. (Заполнение таблицы вместе с учителем: он – на доске, дети в тетрадях)
- Почему о родной земле именно так говорит поэт?
(Земля словно помогает уничтожить вражескую пушку. Она не противится тому, что ее охраняют военным вражеским оружием. Она все равно остается плодородной)
- Прочитайте следующую (предпоследнюю строфу).
- Какие художественные средства использует здесь Твардовский? Для чего?
(олицетворение – «душила гарь и копоть»
«… шел большой пожар»
Пожар – неотъемлемая часть войны. Они всегда рядом. Они всегда словно живые.)
Запишите в таблицу. (Заполнение таблицы вместе с учителем: он – на доске, дети в тетрадях) Проверьте, сопоставляя записи в тетрадях с тем, что записано на доске, нет ли ошибок в ваших тетрадях.
- Обратите внимание на последние две строки это строфы:
«И, помню, я сказал: - Спасибо, хлопцы! –
И руку, как товарищу, пожал…»
В очередной раз автор стирает возрастное различие. То он назвал мальчонку дружищей, теперь – жмет ему руку, как товарищу. Это не случайно. Отсюда вытекает идея стихотворения. Какова она?
(Идея единства поколений во время ВОВ, слитность в их глубоком
патриотическом чувстве, неугасаемая любовь к родной земле.)
Запишите в таблицу. (Заполнение таблицы вместе с учителем: он – на доске, дети в тетрадях) Проверьте, сопоставляя записи в тетрадях с тем, что записано на доске, нет ли ошибок в ваших тетрадях.
Физминутка.
- А теперь все тихо встали…
Дружно глазки вверх подняли,
Влево, вправо посмотрите.
Друг на дружку. Улыбнитесь!
Повернитесь вправо, влево.
Тихо сядьте. Вновь за дело!
Объяснение нового. Стр. 4 – «обучающая» (2 мин)
- А теперь перечитайте первую и последнюю строфы стихотворения.
- Что вы можете о них сказать?
- Такой прием в литературе называется (на доску вешаю):
КОЛЬЦЕВАЯ КОМПОЗИЦИЯ
Запишите в таблицу. (Заполнение таблицы вместе с учителем: он – на доске, дети в тетрадях)
- Почему автор стихотворения использует этот прием?
(Он подчеркивает свои переживания о том, что забыл спросить имя мальчика)
- А почему он не может себе этого простить?
- Стройность, соразмерность мыслей автора помогает ему передать выбранная
рифма. Определите тип рифмы (по 1-ой строфе)
(перекрестная)
- Что придает стихотворению выбранный тип рифмы?
(четкость, ритмичность...)
- Можно ли считать поступок мальчика героическим?
8. Включение в систему знаний и повторение. (4 мин)
Работа с репродукцией картины. – «лирическая».
- Как вы думаете, когда было написано это стихотворение? (после боя, после войны, во время боя?)
- Посмотрите на репродукцию картины Ю. Непринцева «Отдых после боя». Как можно ее соотнести со стихотворением?
- Как вы считаете, нужно ли нам сегодня вспоминать и обсуждать произведение о
ВОВ? Почему?
- Послушайте стихотворение: «Задохнулись канонады…», которое подтверждает ваши
слова.
( Индивидуальное задание – чтение наизусть)
Задохнулись канонады.
В мире тишина.
На большой земле однажды
Кончилась война.
Будем жить, встречать рассветы,
Верить и любить.
Только не забыть бы это!
Все Лишь бы не забыть!
Эта память – верьте, люди –
Всей земле нужна.
Если мы войну забудем, вновь придет война.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). (3 мин)
- Вспомните кадры документальной кинохроники, показанные в начале урока. Какова связь между содержанием стихотворения «Рассказ танкиста» и телефрагментом? С какой целью я вам его показала?
(Во время ВОВ дети внесли огромный вклад в осуществление победы над фашизмом)
- Какую цель мы ставили перед собой?
- Достигли ли мы цели?
(На уроке мы достигли поставленных целей:
- расширили знания о ВОВ
- выявили авторское отношение к детям во время войны
- обратили внимание на особенности языка «Рассказа танкиста»).
- Действительно, такое произведение создано на века.
- Что было интересно на уроке?
- Что было трудно?
- Какой вид работы вы бы еще хотели увидеть на уроках?
- Оцените свою работу на уроке, выбрав один из условных знаков (они у каждого на столе).
Было интересно. Я узнал много нового.
Было интересно, но у меня остались вопросы.
Мне не понравилось на уроке. Было скучно.

- Пусть наши знания будут впрок,
Спасибо, ребята, вам за урок.
А чтобы упрочить ваши знания,
За доской Д/З (1 мин):
1) с.146 – 148 (наизусть) с устным анализом стихотворения,
опираясь на таблицу, составленную в классе
2) проиллюстрировать стихотворение (по желанию)
- Отметки за урок.
Просмотров: 1520 | Добавил: lorik1375 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:


Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 26.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог