Сегодня: 19.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » 2015 » Март » 21 » Методы и приёмы обучения по литературе
16:48
Методы и приёмы обучения по литературе
Данная работа представляет собой методическое напоминание об основных методах изучения произведений литературы в школе и приёмов работы над текстами. Материал систематизирован по нескольким источникам.
Автор надеется, что эта подсказка поможет учителю при подготовке к урокам литературы, в основе которых будет анализ художественного текста. Преподаватель сможет строить работу , в зависимости от уровня подготовленности класса, путём использования разных методов, представленных подсказке.
Данная работа представляет собой методическое напоминание об основных методах изучения произведений литературы в школе и приёмов работы над текстами. Материал систематизирован по нескольким источникам.

Метод творческого чтения

Ступень в обучении
Первая ступень в логике познавательной деятельности учащихся
Целенаправленность метода
- учить
школьников слушать и слышать художественное слово,

- развивать наблюдательность

- уметь видеть и слышать явления жизни

- уметь найти верные слова и выражения для передачи своих впечатлений путём
выполнения различного рода творческих заданий

- обучить творческим работам по живым, непосредственным наблюдениям, по картинам,
по кино, по спектаклям, концертам, выставкам, только что прочитанным книгам, очеркам,
рассказам, стихам
Приёмы - выразительное (в идеале - художественное) чтение учителя
проявления метода - чтение мастеров художественного слова
творческого чтения - чтение отдельных сцен из пьес в исполнении актёров
- обучение выразительному чтению учащихся
- чтение учителем художественного текста с комментариями
(комментированное чтение) и слово, имеющее целью обеспечить
правильное и более глубокое, эмоциональное восприятие произведения
- беседа, имеющая целью выяснить непосредственные впечатления учащихся
от прочитанного произведения и направляющая из внимание
на существенные его идейные и художественные особенности
или постановка той или иной – художественной , нравственной,
общественно-политической – проблемы, непосредственно вытекающей
из прочитанного произведения
- слово учителя или беседа после изучения произведения, имеющие
целью активизировать художественные переживания
учащихся, обогащённые в процессе его изучения.
Специфика метода - активизировать художественное восприятие, художественные переживания
- формировать средствами искусства художественных склонностей
и способностей
Виды деятельности учащихся
- чтение произведений дома и в классе
- выразительное (в идеале - художественное) чтение
- заучивание наизусть
- слушание художественного чтения
- составление плана, заголовки которого стимулируют живое,
образное, эмоциональное восприятие отдельных эпизодов сцен произведения
- пересказы, сжатые и близкие к тексту
- художественное рассказывание
- устные и письменные отзывы о только что прочитанном произведении
- инсценировки
- составление сценариев
- критические заметки
- рассматривание иллюстраций и оценка их
- сочинения разного жанра по картинам, по живым впечатлениям

Эвристический метод

Ступень в обучении Вторая ступень в логике познавательной деятельности учащихся
углубленное усвоение произведения,
его анализ, в процессе которого мобилизуются предшествующие знания,
ранее усвоенные умения, а также приобретаются новые знания и умения
Целенаправленность метода - учить уяснять существо проблемы, подлежащей обсуждению на уроке
- формировать навыки обоснования своих суждений фактами
- работать над выработкой умений слушать доводы товарищей и
умений передать суть их высказываний, обоснованно возражать
или соглашаться с ними
- чувствовать потребность в уточнении значений понятий,
терминов, которыми пользуются в работе, чтобы спор помогал понять
суть вопроса.
Приёмы - эвристическая беседа
проявления метода - самостоятельная работа учащихся по вопросам или заданиям учителя,
творческого чтения причём задания могут быть различной сложности в расчёте на
более сильных и более слабых школьников
- обучение учащихся анализу художественного произведения
- анализу эпизода
- нескольких взаимосвязанных эпизодов
- целого произведения
- образов героев
- языка
- композиции произведения
- сопоставление разных произведений путём постановки системы
вопросов, причём ответ на каждый вопрос логически предполагает переход
к следующему вопросу или соответствующим заданиям.

Специфика метода - развивать научную, критическую мысль учащихся
- формировать устойчивые литературные способности
- вырабатывать навыки самостоятельного приобретения знаний,
умений в области литературы
Виды деятельности учащихся - работа над текстом художественного произведения:
* анализ эпизода или целого произведения
* пересказ как приём анализа
* подбор цитат для ответа на поставленный вопрос
* составление плана как приём анализа
композиции части или целого произведения
* анализ образа героя
* сравнительная характеристика героев.
- составление плана к своему развёрнутому
*ответу,
*к докладу,
*сочинению
- конспективное изложение
*результатов анализа произведения,
*сравнительного анализа произведений разных искусств,
* анализа поставленной проблемы
- диспут
- выступления на диспуте
- сочинения
*на частные
и
*обобщенные темы как результат своей работы
над произведением, критическими статьями.

Исследовательский метод

Ступень в обучении Третья ступень в логике познавательной деятельности учащихся
развитие самостоятельного мышления
овладение элементами литературоведческого метода
Целенаправленность метода - учить учащихся применять
уже усвоенные умения и навыки на практике

- проявлять
в любой работе больше самостоятельности
Приёмы - выдвижение учителем проблемы для всего класса, причём
проявления метода ряд аспектов этой проблемы разрабатываются
творческого чтения группами учащихся или отдельными из них
- работа по дополнительным источникам (учитель может указать источники
и пособия или рекомендовать, где их найти)
- работа по предложенным учителем темам сочинения, причём каждый
ученик берёт наиболее интересную и посильную для него –
при контроле учителя
- выдвижение учителем темы для семинарских занятий
по одной – двум из центральных тем
Специфика метода - приучать школьников к самостоятельной творческой учебной работе
- побуждать их по окончании школы успешно продолжать самообразование
- формировать вкус к чтению художественной литературы
- ощущать потребность в общении с искусством
Виды деятельности учащихся - самостоятельный анализ
*части,
*эпизода изучаемого произведения

- самостоятельный анализ
целого, не изучаемого в школе произведения

- сопоставление в
* тематическом, *проблемно-идейном,
*теретико-литературном,
*историко-литературном планах двух или нескольких произведений

- сопоставление, анализ высказанных в критике двух или нескольких
точек зрения
*на произведение,
*на образ героя с обоснованием своего мнения
- сопоставление литературного произведения с его экранизацией
- самостоятельная оценка спектакля, разной интерпретации актёрами героя драмы
- оценка просмотренной картины, выставки живописи, теле- и радиопостановок
- краеведческие изыскания
и др. работы в этом направлении

Репродуктивный метод

Ступень в обучении Четвёртая ступень в логике познавательной деятельности
характер сообщаемых учащимися знаний требует
не механического запоминания,
а сознательного усвоения их
Целенаправленность метода - способствовать проблемному изложению материала,
в процессе которого учителем
*выдвигается проблема,
*раскрываются различные точки зрения на её сущность,
а также
*пути к правильной её постановке и разрешению
Приёмы Учитель может провести
проявления метода *анализ небольшого произведения (например, стихотворения)
творческого чтения или
*отдельного эпизода,
или
*анализ образа героя, специально обратив внимание школьников на
метод анализа, логику развития мысли, последовательность
и доказательность анализа, а затем
поручить учащимся применить этот метод самостоятельно
на другом материале.
Специфика метода - добиваться сознательности и прочности приобретённых знаний
- развивать мыследеятельность, умение критически проверять любой материал
- исключать опасность догматического усвоения материала

Виды деятельности учащихся - запись плана или конспекта лекции учителя
- составление плана, конспекта или тезисов
прочитанных статей учебника, критических статей,
- составление синхронистических таблиц
- подготовка устных ответов по материалу
*лекции учителя,
*учебника,
*учебных пособий
- подготовка
*докладов,
*рефератов,
* сочинений обобщающего характера с использованием всего
имеющегося материала по данной теме или проблеме.

Список использованной литературы

1. Богданова О., Максимов Л., Чертова В. Методика преподавания литературы. Учебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям. – М.: Академ А, 1999. – 162с.
2. Богданова О., Маранцман В. Методика преподавания литературы. М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994. – 288с.
3. Богданова О., Леонов С. , Чертова В. Теория и методика обучения литературе. М.: Академия, 2008. – 400с.
4. Золототрубова Н. Методика преподавания литературы. Учебное пособие. – М.: Педагогика, 2007.
5. Чмель О., Богданова О. Методика преподавания литературы. – М.: Академия, 2008.- 400с.
Категория: Блоги | Просмотров: 1783 | Добавил: pystina | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:


Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 19.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог