Сегодня: 19.05.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » 2013 » Ноябрь » 21 » Познавательные задачи и вопросы на уроках биологии
17:49
Познавательные задачи и вопросы на уроках биологии
Тип кишечнополостные
*1. В 1742 году в трудах Лондонского королевского общества появилась корреспонденция из Голландии, сразу обратившая на себя внимание ученого мира. В ней сообщалось, что один натуралист – Абрам Трамбле сделал поразительное открытие: он обнаружил в прудах такое животное, «которое, будучи разрезано на несколько частей, превращается в столько же целых животных». Как называется животное, открытое голландским натуралистом? Какое явление было впервые описано Трамбле? (гидра; регенерация)
2. В клетках внутреннего слоя гидры живут одноклеточные водоросли зоохлореллы. В чем смысл сосуществования этих организмов?
*3. Известный натуралист Трамбле, изучивший гидру, пытался найти в воде крупных животных, которые бы поедали этих полипов. Он начал с того, что предложил их рыбам. Сначала рыба приблизилась к гидре и схватила ее, но вместо того, чтобы проглотить, она сразу же «выбросила ее, как бы питая к ней отвращение». То же повторилось пять или шесть раз. Объяснить поведение рыбы.
(срабатывают стрекательные клетки гидры)
4. Любители подводного спорта могут любоваться на дне теплых морей настоящими подводными садами. Нежные стройные деревья и кусты напоминают огромные разноцветные веера. Здесь встречаются самые причудливые сочетания тонов и красок. Объясните, откуда взялись на дне морей эти сады? Кто их «создал»?
5. Каких представителей кишечнополостных называют подводными цветами?

Тип моллюски
*1. Самка рыбы горчака откладывает икру в мантийную полость моллюсков беззубки или перловицы. Когда маленькие горчаки покидают раковину моллюска, личинки беззубки или перловицы, снабженные липким жгутиком, быстро внедряются в их кожу. Какое значение для горчака и моллюсков имеет существующая между этими видами связь?
(Для горчака - сравнительно безопасные условия развития, для моллюска - расселения на новые места обитания внутри водоёма)
*2. Назовите брюхоногих моллюсков, служащих промежуточными хозяевами плоских паразитических червей.
(прудовик и некоторые другие пресноводные формы)
3. Выпишите цифры, которые соответствуют сведениям, относящимся к большому прудовику.
1) Тело животного мягкое, есть мантия.
2) Снаружи тело покрыто двустворчатой раковиной.
3) Раковина единая, имеет вид башенки.
4) Хищник: поедает рыбу, крабов, моллюсков.
5) Питается водными растениями.
6) Дышит атмосферным воздухом.
7) Дышит кислородом, растворенным в воде, проникающим через жабры.
8) Кровеносная система не замкнутая.
9) Кровеносная система замкнутая.
10) Есть глаза, расположенные у основания щупалец.
11) Органы зрения отсутствуют.
12) Нервная система состоит из нескольких пар узлов.
13) Нервные клетки не образуют узлов.
14) Обитает в пресных водоемах.
15) Обитает в морях.
4. Из списка двустворчатых моллюсков выберите те виды, которые имеют промысловое значение: мидия, шаровка, горошина, петушок, жемчужница, сердцевидка, дрейсена.
5. Какие виды пресноводных моллюсков обитают в водоемах нашей республики (области, края)?
*6. Что вы знаете о моллюсках, получивших название «корабельные черви»?
(«Корабельные черви», тередо, брюхоногий моллюск с маленькой зазубренной раковиной и длинным телом. Поселяется в оказавшихся в море деревянных предметах, просверливая в них длинные ходы, которые использует, как убежище. Распространен преимущественно в теплых морях, у нас – в Черном и Японском морях «корабельные черви», представляют страшную угрозу для деревянных судов.)
*7. Известно, что головоногие моллюски передвигаются реактивным способом. Среди них ест, такие, которые спасаясь от погони, могут взлетать в воздух и в планирующем полете проноситься над волнами десятки метров. Назовите их.
(Кальмары)
8. Проставьте против названий моллюсков в списке цифры, которыми помечены соответствующие этим видам описания:
Рапана –
Устрица –
Лужанка –
Кальмар –
Гребешок –
Жемчужница –
Прудовик –
1) Моллюск, уничтожающий устриц в Черном море
2) Головоногий моллюск, обладающий реактивным способом передвижения
3) Пресноводный моллюск – промежуточный хозяин печеночного сосальщика.
4) Двустворчатый моллюск, имеющий важное промысловое значение.
5) Моллюск, в раковине которого образуется жемчуг.
6) Моллюск, закрывающий отверстие в раковине крышечкой.
7) Моллюск, носящий название бытового предмета.
9. Заполните таблицу.
Тип моллюски
Класс…
Представители
1)
2)
3) Класс…
Представители
1)
2)
3) Класс…
Представители
1)
2)
3)

Тип плоские черви
1. Заполните таблицу.
Тип плоские черви
Класс…
Представители
1)
2)
3) Класс…
Представители
1)
2)
3) Класс…
Представители
1)
2)
3)

2. Сравните между собой пресноводную гидру и белую планарию. Чем сходны эти животные по внешнему строению? Кто из них - гидра или планария - имеет более сложную организацию? Обоснуйте свой ответ.
3. Заполните таблицу.
Цикл развития печеночного сосальщика.
Стадии развития Где происходит развитие
Яйцо
Личинка с ресничками
Личинка с хвостом
Циста
Взрослый червь

4. выпишите цифры, которые соответствуют сведениям о: а) ресничном черве планарии; б) бычьем цепне.
1) многоклеточное животное, имеющее уплощенное тело
2) живет в пресноводных водоемах
3) ведет паразитический образ жизни
4) свободный образ жизни
5) длина тела 10м. и более
6) длина тела 1-2см.
7) тело двустороннесимметричное
8) во взрослом состоянии не передвигается, ведет прикрепленный образ жизни
9) передвигается при помощи ресничек
10) питается мелкими беспозвоночными животными: дафниями, циклопами
11) питается питательными веществами в кишечнике хозяина
12) кровеносная система замкнутая
13) кровеносной системы нет
14) дыхание осуществляется через всю поверхность тела
15) нервная система состоит из головного узла и нервных стволов с ответвлениями
5. Два червя относятся к одному типу. Один червь – свободноживущий, другой – паразит. Кто, по-вашему, устроен сложнее и почему?

Класс Насекомые
1. Заполните таблицу.
Типы пассивной защиты у насекомых.
Тип защиты Представители класса насекомых
Окраска
-покровительственная
-криптическая
-предупреждающая
-мимикрия
Химическая защита

*2. «В некоторых районах Южной Германии его называют прусаком, на севере швабом, в Западной Германии – французом. В России он опять – таки прусак: Оком идет речь?
(рыжий таракан)
3. У разных народов божью коровку называют по-разному, но везде имя у нее ласковое. Любят в народе этого жука. А знаете, за что?
*4. Каких животных называют «Санитарами» и почему?
(Жуков – могильщиков, закапывающих в землю трупы мелких животных с отложенными на них личинками. В более широком смысле так можно называть любых жуков, чьи личинки поедают мертвую органику)
5. Выпишите из данного списка название дневных и ночных бабочек: боярышница, павлиний глаз, орденская лента, крапивница, тутовый шелкопряд, бражник, голубянка.
6. Что такое «медвяная роса»?
*7. Что такое прополис? Как его использует человек?
(прополис – пчелиный клей, клейкое смолистое вещество, вырабатываемое медоносными пчелами для обмазывания стенок улья и заделки щелей. Используется в медицине.)
8. Почему насекомые, живущие в полярных областях и высокогорных районов, имеют преимущественно темную окраску?
9. Чем вы можете объяснить тот факт, что осыпарализаторы, охотящиеся на жуков , всегда жалят жертву с нижней стороны?
10. Чем отличается жало пчелы от жала комара?
*11. «Они переносят возбудителей смертельной сонной болезни (людей) и наганы ( рогатого скота ). Ни одна другая муха не была так хорошо исследована, как эта…Их около 30 видов, и у каждой свои определенные требования к среде …» О какой мухе пишет в своем труде ученый Питер Ригель?
(Муха Цеце).
12. Перечислите известные вам способы защиты насекомых.
13. Заполните таблицу.
Особенности членистоногих различных классов
Признаки Класс
1. Среда обитания
2. Общее число видов
3. Покров
4. Отделы тела
5. Число пар усиков
6.Число пар ног
7. Органы дыхания
8. Органы выделения Паукообразные Ракообразные Насекомые


14. Перечислите насекомых-переносчиков различных заболеваний человека и животных.
15. Решите головоломку, каким словом одинаково названы жук семейства пластинчатоусых, птица отряда удодов и млекопитающее отряда непарнокопытных?
(Носорог)

Тип Членистоногие
Класс Паукообразные
*1. Среди людей бытует мнение, что скорпион, окруженный горящими углями, оканчивает жизнь самоубийством. Так ли это?
(Нет. Скорпионы практически не восприимчивы к собственному яду. Окруженный углями скорпион впадает в оцепенение, а потом может просто изжариться.)
*2. Если схватить сенокосца за ногу, то она остается в руках, некоторое время продолжает сокращаться. Как называется это явление?
(Аутотомия)
*3. Почему каракурта иначе называют «черной вдовой»?
(Самка после спаривания иногда съедает самца)
4. Объясните название некоторых пауков: серебрянка, птицеед, паук – волк.
5. Как паук серебрянка приспособлен к жизни в водной среде?

Тип Членистоногие
Класс Ракообразные
1. Иногда мы в шутку употребляем выражение : «Я покажу тебе, где раки зимуют!» А где зимуют раки?
2. Откуда пошло выражение «Покраснел как рак?»
3. Всегда ли рак пятится назад?
*4. У кого кровь синяя?
(Кровь головоногих моллюсков содержит гемоцианин – вещество, синеющее на воздухе)
*5. Выпишите название представителей класса Ракообразных.
*6. Известно, что морские обитатели «склонны к тесной дружбе». Примером неразлучного союза служат рак – отшельник и актиния. Залезал в пустую раковину моллюска, рак обзаводится, таким образом, собственным домом. Затем отыскивает актинию нужного ему вида и бережно переносит в клешне, усаживая ее на раковину. Так и живут они вместе до самой смерти. Перебираясь в новую раковину – домик, рак переносит на нее и актинию. Объясните, каков биологический смысл такой «дружбы»?
(Актиния защищает рака от врагов. А ей перепадают кусочки его добычи)
*7. Некоторые крабы тропических морей держат в каждой клешне по актинии. Для чего они это делают?
(для защиты)
*8. В океанах обитают рачки – калянусы, составляющие пищу усатых китов и многих морских рыб. Почему, несмотря на ничтожную величину рачков, ими насыщаются огромные киты?
(Вследствие высокой скорости размножения число рачков в определенных местах очень высоко).
*9. Обозначьте возможные пищевые связи (цепи) среди следующих представителей водоема: щука, дафния, инфузория, карась, циклоп, бактерии, одноклеточные водоросли.
(бактерии, одноклеточные водоросли инфузории, циклопы, дафнии карась жук).
10. В одной кладке самки дафнии бывает примерно 60 яиц. Спустя 15-20 суток вылупляются молодые дафнии, которые вскоре сами могут откладывать яйца. Сколько примерно дафний может появиться от одной самки за лето?
11. В чем заключается забота о потомстве у речного рака?
12. Какова роль циклопа в цикле развития ришты?
(Циклоп является промежуточным хозяином в цикле развития ришты)
Категория: Блоги | Просмотров: 4211 | Добавил: BOA787 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:


Я - Учитель!


Конкурсы
XVI Всероссийский творческий конкурс "Прекрасные цветы"
Всероссийский творческий конкурс "Цветущая весна"
VII Всероссийский творческий конкурс "Удивительный мир насекомых"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Умелые ручки"
X Всероссийский творческий конкурс "Великая Победа!"
VII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
IX Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XXXII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 19.05.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог