Сегодня: 25.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » 2015 » Сентябрь » 23 » Психолого-педагогические условия развития навыка контроля и самооценки у младших школьников на уроках русского языка
17:35
Психолого-педагогические условия развития навыка контроля и самооценки у младших школьников на уроках русского языка
Автор: Пухова Наталья Владимировна учитель начальных классов МБУ СОШ №86 г.Тольятти

Психолого-педагогические условия развития навыка контроля и самооценки у младших школьников на уроках русского языка

В младшем школьном возрасте ученик активно взаимодействует со сверстниками. Уже на ступени начального образования учащиеся охотно включаются в совместные занятия, творческие дела. Учебная деятельность остается в младшем школьном возрасте ведущей, но, тем не менее, нередко возникает сотрудничество между учениками: дети помогают друг другу в выполнении задания, осуществляют взаимоконтроль.
Первое условие развития навыка контроля и оценки у младших школьников является учебное сотрудничество и совместная деятельность. Сотрудничество определяется как совместная работа группы, направленная на достижение общих, конкретных целей. Работая с коллективом, ученик вынужден думать не только о собственных желаниях и интересах, но и о желаниях и интересах товарищей. Следовательно, обучение в сотрудничестве создает условия для позитивного взаимодействия между учащимися в процессе достижения общей цели: каждый понимает, что он может добиться успеха.
В учебном сотрудничестве у младшего школьника активно развивается такие регулятивные учебные действия как планирование действия с учетом поставленной учителем задачи; определение степени успешности своей работы и работ других учеников; работать по плану (сверяя свои действия с целью); учитывать правило в планировании и способе решения поставленной задачи; осуществлять пошаговый и итоговый контроль.
В педагогике выделены цели организации работы в группе:
- создание мотивации к овладению знаниями;
- пробуждение познавательного интереса;
- развитие стремления к успеху;
- освобождение от страха допустить ошибку;
- развитие способности к самооценке своей работы;
- формирование умения общаться и продуктивно взаимодействовать с одноклассниками.
Вторым важным условием развития навыков контроля и оценки у младших школьников на уроках русского языка является инициация внутренних мотивов учения. Мотивация ориентируется на направленность действия, организацию деятельности, побуждение к постановке и достижению определенной цели, характеризующее развитие регулятивных универсальных учебных действий.
Мотив определяется как направленность младшего школьника на конкретные стороны учебного процесса, связанные с внутренним отношением ученика. Система мотивов предполагает наличие внешних и внутренних мотивов. Саморазвитие в учебном процессе, взаимодействие со сверстниками, познание внешнего мира относятся к внутренним мотивам. К внешним мотивам можно отнести как вынужденное поведение, процесс учебы как привычное функционирование, учеба ради лидерства и престижа; стремление оказаться в центре внимания. Эти мотивы могут оказывать и негативное влияние на характер и результаты учебного процесса.
Функциями мотивации учения являются: регуляция поведения, направляет и организует его, определяет личностный смысл и значимость. Побуждение в мотивации играет существенную роль. Сфера мотивации состоит из ряда побуждений: идеалов ценностных ориентации, потребностей, мотивов, целей, интересов.
Третье условие развития навыков контроля и самооценки у младших школьников на уроках русского языка является развитие саморегуляции.
Саморегуляция предполагает способность управлять своим психическим состоянием, поведением, действиями. Саморегуляция в младшем школьном возрасте развита слабо. Причиной этому являются возрастные особенности процесса торможения. Младшим школьникам не хватает силы воли, чтобы сдерживать себя во время урока, не бегать по школе во время перемены. Слаборазвитая саморегуляции вызывает затруднения в принятии и удержании в памяти общепринятых установок правильного поведения. Что касается непосредственно учебной деятельности, то самый совершенный вид саморегуляции – перспективный самоконтроль, т.е. предвидение деятельности на несколько операций вперед. Перспективный самоконтроль возможен при достаточно высоком уровне внутреннего плана действий и рефлексии.
Развитие саморегуляции предполагает формирование самостоятельности, ответственности, относительной независимости и устойчивости в отношении воздействий среды.
Категория: Блоги | Просмотров: 968 | Добавил: nataleunova22 | Теги: учебное сотрудничество, Саморегуляция, контроль и оценка | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:


Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 25.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог