Сегодня: 06.12.2016
6+
Регистрация
Вход на сайт




Главная » Детское творчество » Сочинения детские

Болатова Гульжамиля
Болатова Гульжамиля, 16 лет
Пыстина Лидия Митрофановна учитель
Дух безвременья
в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее – иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
М. Ю. Лермонтов

Стара как мир история России. Немало выпало на её долю кровопролитных войн, противоречивых революций и переворотов. Но народ не сдавался и действовал, поражая всех силой своего духа. Быстрым течением неслась река жизни вперёд, снося на своём пути старые режимы, воздвигая новые. Право на лучшую жизнь надо было выстрадать собственной кровью. Но это ли было самым страшным? Куда безнадежнее, когда кто-то как будто нажимает невидимую кнопку “стоп” и ты оказываешься запертым в клетке, выхода из которой нет. Как пугающе представляется мысль попасть в замкнутый круг и, словно в болоте, медленно идти на дно. К сожалению, знает Россия и такие времена. Времена «невидимых кнопок». Когда оно приходило, то целое поколение, а может, и поколения, были обречены стать узниками своего времени, получившего название «эпохи безвременья». Такими были роковые 30-е годы 19 века Николаевской реакции. Герцен писал, что такое общество – это общество “без живых интересов, жалкое, струсившее, подобострастное”.
Русская литература, всегда являвшаяся дыханием истории своей страны, и здесь не осталась в стороне. Остро поднимает тему «героя времени» Михаил Юрьевич Лермонтов в своём психологическом романе “Герой нашего времени”. Писатель создаст образы, которым суждено будет стать лицом современной автору эпохи, выражением дум и чаяний передовой части общества.
Кто же они, люди эпохи безвременья? Конечно же, главный герой - Григорий Александрович Печорин. Он, по словам автора, “портрет не одного человека». Писатель, создавая героя своего времени, соединил в нём « пороки всего … поколения, в полном их развитии”. Разочарованный жизнью, закрывшийся в себе, он совершает поступки, однозначно к которым относиться нельзя. Вот он похищает Бэлу. У него сильный характер! Уговорил Азамата, влюбил в себя гордую горскую девушку, заставил и Максим Максимыча поверить в то, что делает. Череда поступков лермонтовского героя вся соткана из противоречий. Зачем –то вмешивается в дела контрабандистов, делая несчастными слепого мальчика и старуху. Досаждая Грушницкому, втягивает в круг своего мщения княжну Мери. Нет однозначной оценки тому, что делает Печорин. Страдает после смерти Бэлы, переживает по поводу случившегося в Тамани, сравнивая себя с камнем, душевно болеет за Мери… Так и напрашивается вопрос: «Зачем делаешь, если страдаешь? » А если бы и спросили, он не ответил бы. Душа у него какая-то изорванная что ли. Наверное, лучше об этом сказал сам Печорин: «…у меня несчастный характер; воспитание ли меня сделало таким, бог ли так меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив…». Как и все молодые люди аристократического общества, Печорин «пустился в большой свет», которое «скоро…также надоело». Вот и найдена причина его противоречивых поступков и действий – общество. На память приходит Онегин. Тоже разочарован и замкнут в себе. Что это? Случайность? Нет. Они - люди эпохи безвременья. Особенно Печорин. Тридцатые годы - годы реакции, годы страха перед властью:
Перед опасностью позорно малодушны
И перед властию – презренные рабы.
Но рабом быть Печорин не хотел и не умел. Оставалось одно: жить самому в себе. Обществу такие люди, думающие, страдающие, умеющие быть полезными, не нужны. Отсюда и противоречия и непонятные нам поступки.
Всё – таки как он симпатичен! Им нельзя не восхищаться. Лермонтов умело делает его личностью исключительной и совершенно незаурядной, что порою кажется, он – один из нас. Мы чувствуем в Печорине огромный жизненный потенциал. Что же делать с ним в эпоху 30 – х годов 19 века? Нет дорог. Духовно нищее общество, с низменными ценностями и полным отсутствием каких-либо целей, не способно развить ум. Горе тем, кто стал выше среды. Такова участь многих молодых людей эпохи безвременья:
Над миром мы пройдём без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
К героям того времени можно отнести и Грушницкого. Он, конечно же не Печорин, но возраст –то один. Мы не видим его в действиях во благо ни разу, потому что «он их тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания». Грушницкий – в заговорах то против Печорина, то против Мери… Низость поступков велика. Он умеет лгать, умеет стрелять в безоружного, как это было на дуэли с главным героем романа. Он способен не жить, а «драпироваться», значит, хитрить и не быть самим собой. В этом его главное отличие от Печорина. Но он тоже – герой своего времени. Печорин сумел подняться над обществом, а этот нет. Среда раздавила, подмяла его под себя. Он слабее нашего главного героя. Но такие судьбы изломаны и потеряны для страны, для эпохи не в меньшей степени, чем люди, подобные Печорину.
И доктор Вернер – тоже дитя эпохи безвременья. Как он близок Печорину, так как тоже хорошо понимает «живые струны сердца человеческого». Он умеет, как и Печорин, страдать, переживать, плакать… Слёзы – отличный признак глубокой натуры. Даже представить себе нельзя, чтобы плакал Грушницкий. А Печорин плачет, потеряв свою любовь – Веру. Вернер «плакал над умирающим солдатом…» Но в обществе этот доктор одинок. У него нет друзей. Почему? Сложный характер или неумение дружить? Нет. С Печориным он же сошёлся. Понял его. Как и Печорин Венера: «Мы друг друга скоро поняли и сделались приятелями». Их объединяло умение вести разговоры на «философско-метафизические» темы. Этих героев сближал ум. И получается, что они – умные ненужности – нашли друг друга. Но среда их не нашла и не приняла. Так как ум доктора так неуместен в том окружении, где ему суждено было жить, работать, вращаться. Он – одинокий, закрытый в себе. Одиночество – характерный продукт эпохи безвременья, его отличительная черта. Вокруг Вернера так же, как и вокруг Печорина, заговоры, «приличьем стянутые маски», «образы бездушные людей», «дикий шёпот затверженных речей», когда «его соперники, завистливые водяные медики» могут распускать слух, «будто он рисует карикатуры на своих больных…» Сплетни – верный признак аристократического общества. Ими окружён был Чацкий. Онегин в деревне. Печорин в среде водяного общества. Эта же участь постигла и Вернера.
Если подвести итоги, говоря о людях эпохи безвременья, то можно быть уверенным, что каждый образ из романа Михаила Лермонтова «Герой нашего времени» в той или иной степени – дух эпохи, лицо 30 – х годов 19 века. Все в романе неустроенные, одинокие. Таков и Максим Максимыч, и Вера, и Бэла, и слепой мальчик… Они тоже, как Печорин, Грушницкий, Вернер, - люди николаевской России, где ум не значил ничего.
Категория: Сочинения детские | Добавил: pystina | Дата: 08.03.2015
Просмотров: 109 | Рейтинг: 5.0/4

Нравится
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Новый год - сценарии, презентации, плакаты, стенгазеты, поделки

Я - Учитель!



Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2016 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.

Рейтинг@Mail.ru
Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Мы в соцсетях:


Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧкА"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал