Сегодня: 02.12.2016
6+
Регистрация
Вход на сайт




Главная » Детское творчество » Сочинения детские

Концепция человеческой личности в повести Ю.Ковхаева «Волька Баклан»
Хлынина Екатерина, 15 лет
Пыстина Лидия Митрофановна
Концепция человеческой личности в повести
Ю.Ковхаева «Волька Баклан».

Ю. Ковхаев – известный журналист, писатель, член Литературного объединения поэтов и писателей Павлодарского Прииртышья. Он публиковался в журнале «Простор», в павлодарских газетах, в 1992 году вышел его небольшой сборник «Волька Баклан». Итогом его сорокалетней творческой деятельности стала книга «Осколки, изданная в 2002 году, куда вошли произведения разных жанров: повесть, рассказы, очерки, пьесы, воспоминания, публицистика, рецензии, фельетоны.
Ю.Ковхаев – талантливый, многогранный, интересный автор, он заставляет своих читателей о многом задуматься. Н.Г.Шафер писал о нём: «Ю.Ковхаев не ставит проблемы, связанные с природой власти, с расцветом будничной серости, с агрессивной вседозволенностью новоявленных хозяев нашей жизни. Но об этом невольно задумываешься, остановившись на той или иной странице». И В.Семерьянов отмечал, что Юрий Ковхаев – «писатель самобытный, писатель со своими темами, со своим стилем, который не спутаешь с другими». Творчество Юрия Ковхаева – это заметное явление в литературе родного края. Н.Шафер на его книгу «Осколки» написал статью « Зеркальные осколки тревожного бытия». В ней литературный критик говорит: «Она главным образом пленяет ещё и другим: каждый, взявший её в руки, найдёт в повестях. Рассказах, публицистических размышлениях то ли отголоски (осколки) собственной судьбы, то ли доведённые до определённой кондиции зачатки тех мыслей и чувств, которые всегда беспокоят своей смутностью, неопределённостью – и вдруг, благодаря противопоставлению разных форм бытия, озаряют светом истины».
И мы в своём докладе остановимся на повести «Волька Баклан» из книги Ю.Ковхаева «Осколки», попытаемся рассмотреть концепцию человеческой личности в этом произведении.
Что же такое концепция? Что включает в себя это понятие, от которого будут отходить мысли нашей работы?
В словарях этот термин объясняется каждым автором по-своему.
С.И.Ожегов пишет: «Концепция – система взглядов на что-либо, основная мысль чего-либо». А Прохоров дополняет его определение: «Концепция – определяющий способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности». И если связать это понятие с личностью, то цели работы определятся такие:
• Рассмотреть личность как «устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности».
• Увидеть отдельное человеческое «я», человеческую индивидуальность, как носителя отдельных социальных и субъективных свойств и признаков.
Итак, перед нами повесть «Волька Баклан».
Главный герой этого произведения – Волька Баклан. Именно он явился для Юрия Ковхаева примером рождения настоящей человеческой личности. В душе Баклана соединяются два начала: тёмное и светлое, хулиган и «правильный» человек. До войны им управляли дикие инстинкты, в истоках которых была ненависть ко всему новому, происходящая «от безысходной тоски по раскрепощению от «правильных догм». Баклан рассматривает свою жизнь с человеком». Поэтому он становится предводителем последней ватаги в своём родном городе – Лимановке. Эта группа всё больше затягивает его. Волька старается доказать окружающим своё превосходство над ними, совершая «набеги» на город, избивая городских парней. Бурный всплеск эмоций главного героя воспринимается как восстание против заурядности человеческого поведения, ограниченного рамками догматических постулатов.
«Личность можно определить как категорию, фокусирующую внимание на человеке в качестве самостоятельного и ответственного субъекта»,- писала Л.А.Колобаева. значит, ответственность – это основное мерило человеческой личности. Но Баклан не чувствовал никакой ответственности за свои поступки, ему была безразлична жизнь: и своя, и чужая. Безразличие – это один из факторов, которые влекут за собой серию страшных поступков. И их в поведении Вольки Баклана предостаточно: драка перед кассой кинотеатра, драка в горпарке на Второй Аллее. Если нет ответственности, то нет связующих элементов человеческой личности. И в Вольке мы увидели расщепление социального и индивидуального. Это как раз и явилось следствием того, что Баклан и его друзья из ватаги ни о чём не задумывались.
Но таков ли безнадёжен Волька? Неужели в него ничего хорошего не заложила семья? Ведь должна же мать передать своему сыну хоть чуточку тепла, любви…Оказывается, в Вольке что-то есть такое, чего не заметили его друзья, соседи, знакомые. Должен был быть толчок к пробуждению скрытых внутри лучших качеств его души. Это в нём открыла первая любовь, которой стала Ирина Бутова, дочь бывшего односельчанина, уехавшего в город двенадцать лет назад.
Они познакомились, когда Волька ловил рыбу на реке. Ира первая начала разговор. Волька её заинтересовал потому, что бабушка запретила ей даже близко подходить к Баклану: «Послушать бабушку, так вы куда страшнее крокодила… Между прочим, в зоопарке я всегда смотрю только на самых свирепых зверей». Вольку же привлекало то, что Ирина приехала из города, она была загадкой для простого парня. Но он полюбил её уже при первой их встрече, хотя и не понимал этого: «От странного разговора с бесстрашной девушкой в душе осталось непроходящее тревожное ощущение. Что-то пузырилось в ней, а что – не понять…»
В то же время Ирина единственная смогла разглядеть в Вольке человека: «Я уверена: дай тебе образование и хорошее воспитание и ты, при твоей силе и вере в себя, станешь незаурядным человеком». Разговоры с Ириной оказали определённое влияние на душевное состояние Вольки. Их встреча – это начало внутренней жизни Баклана. Появилось новое в его поведении, в его мыслях, в его поступках. Он уже не похож на Вольку первых страниц повести: «Впервые он опасался всё разом испортить и потерять». Он и говорить начал по-другому, в нём зазвучала мысль: «У человека должна быть вольная душа. А вольная душа всегда простору требует. Ей одного дозволенного мало, ей и недозволенное подавай». Волька начинает понимать, что поступать так, как раньше, он больше не будет. И автор пишет об изменившемся Вольке Баклане: «Может, затих бы, потускнел, остепенился и закатился куда-нибудь на дальние путины под Темрюк или Керчь…»
Что бы произошло, и кем бы стал Волька Баклан в мирное время, осталось за рамками повествования. Изменила бы его любовь до конца? А может, наоборот, озлобила бы, ожесточила душу: ведь такими разными были Ирина и Волька. Но война расставила всё на свои места и ответила на все те вопросы, на которые, может быть, в мирное время не ответил сам Волька. Именно там, на войне, происходит окончательное раскрытие личности Баклана.
Волька попал в плен. Его и орловца, с которым он там познакомился, заставили выгребать удобрения, как и его друга из лимановской ватаги Фитиля. Но у Баклана с орловцем было всё по- товарищески, а «Фитиль сразу взялся ловчить». Тогда Волька пригрозил Фитилю, чтобы тот не издевался над своим напарником. Волька увидел ложность поведения своего земляка, перестал ему доверять, и не ошибся: Фитиль перешёл на сторону врага. Тогда Волька решил отомстить предателю. Только жестокость фашистов, предательство своих до конца разбудили всё положительное в Вольке Баклане. Он вдруг соотнёс свои довоенные поступки с тем, что делали фашисты, и пришёл к страшному выводу: «Я над людьми так же измывался, как сейчас фрицы над нами. Выходит, я был вроде как фашист?» Волька осознаёт необдуманность, жестокость своих прошлых поступков. А осознание – это тоже характерная черта личности. Осознанностью пронизано и его письмо к Ирине: «Если останусь живой, то приеду к тебе в Ленинград и пойду учиться, и всю свою жизнь на новый галс переложу». И понимание этого привело к пониманию того, что происходит вокруг.
В лагере появился певец. Среди измученных тяжёлой работой людей нашёлся тот, кто смог вернуть надежду, что когда-нибудь они освободятся: «Мы как-то враз все почувствовали, что есть ещё вольная, красивая жизнь, любовь, счастье, радость». Реакция Вольки на песню была эмоциональной, впечатляющей: «Волька вдруг уронил голову на плечо и затрясся, как в припадке… Если до этого концерта он ещё как-то мирился со скотским своим положением, то после него в нём вроде бы снова человек распрямился». Оказывается, Ирина, читавшая когда-то ему стихи, пробудила в душе Вольки Баклана лирическую струну. Тогда он не понял до конца смысла, а в тяжёлых лагерных условиях Волька не только понял песню, но и принял решение, которое в дальнейшем повлияет на его жизнь: «Ты как хочешь, а я буду когти рвать… Лучше пулю поймать, чем так загибаться». И когда представился удобный случай бежать, ему помешал Фитиль, он нарушил все планы побега, потому что, как только Баклан его увидел, «главным для него стало с этим «землячком» поквитаться. За того ростовского Алексея, за ребят, что под его холуйское хихиканье сквозь колючий рулон ползли, и за этих ребят, которые голыми руками, без рукавиц нетёсанные доски таскали да перекладывали, оставляя в ладонях чёртову уйму заноз, в то время как он (Фитиль) по перрону с сытой рожей прогуливался». Волька убил Фитиля на глазах у немецких солдат. За это его расстреляли. Он, Волька Баклан, глава лимановской ватаги, совершает подвиг ценою собственной жизни. Что это? Порыв души? Или пробуждение красивой личности в красивом человеке? Всё в одном.
Ю. Ковхаев проводит интересную параллель: бандиты – это тоже фашисты. И бандитизм сродни фашизму. Его герой Волька Баклан это понял. Горькие раскаяния – это венец душевной борьбы главного героя. Хоть поздно, но ощущение вины к Вольке пришло. И это основное, к чему ведёт нас, читателей, автор. Лейтмотивом последних строк повести проходит мысль, что понять, осознать, раскаяться никогда не поздно. И Волька прошёл этот путь, путь который превратил его, бандита, в настоящего человека, личность, вставшую на защиту родины от фашистского зверья.
Именно такие люди, как Волька Баклан, способны на высокий человеческий подвиг во имя справедливости. Это – мятежная душа…
Повесть «Волька Баклан» можно назвать учебником жизни для подростков, которые ещё до конца не осознают правильность своего поведения в обществе и ответственность за то, что совершают. И Ю. Ковхаев доказывает, что «личностью не рождаются, а становятся» (И.Кон).
Категория: Сочинения детские | Добавил: pystina | Дата: 16.01.2015
Просмотров: 232 | Рейтинг: 5.0/2

Нравится
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Новый год - сценарии, презентации, плакаты, стенгазеты, поделки

Я - Учитель!



Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки

Интерактивная игра "Школьные загадки"


Серия конспектов непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению детей логопедической группы с окружающей природой


Сценарий праздника «День матери» для старших дошкольников «Мама и я!»


Методическая разработка урока по дисциплине “Web-дизайн” по теме: “Встраивание готовых динамических объектов на страницу сайта”


Сценарий музыкально-спортивного развлечения ко дню Матери «Вместе с мамой веселее» для детей раннего возраста



© 2012 - 2016 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.

Рейтинг@Mail.ru
Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Мы в соцсетях:


Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧкА"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал