Сегодня: 07.12.2016
6+
Регистрация
Вход на сайт




Главная » Детское творчество » Сочинения детские

«Сказка – ложь да в ней намёк…»
Янченко Анна, 15 лет
Пыстина Лидия Митрофановна учитель
«Сказка – ложь да в ней намёк…»
Сказки Пушкина…. Чему они нас учат? Они что, только для маленьких? Или, может быть, и для взрослых? Думаю, что второе вернее всего. Я хочу остановиться на одной из сказок. Это – «Сказка о золотом петушке». Она , как это ни странно (ведь мне 15 лет), моё любимое произведение. «Сказка о золотом петушке» была последней сказкой, написанной Александром Сергеевичем Пушкиным. Сказка появилась в тысяча восемьсот тридцать четвертом году. Это время переломное для поэта.
Что такое сказка? Первое понятие, которое я нашла в толковом словаре Ожегова: « Сказка – это повествовательное, обычно народно – поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил». Второе понятие: «Сказка – это эпический жанр письменного и устного народного творчества, прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных языков». Оба понятия очень схожи по смыслу. Сказочное – в основе, и это ведущее для этого жанра.
Вернёмся к Пушкину и его сказке. Александр Сергеевич Пушкин – это драматург, поэт и прозаик. Его перу принадлежат поэмы: «Руслан и Людмила», «Гаврилиада», «Цыганы», «Полтава», «Домик в Коломне», «Анджело», «Медный всадник»; роман в стихах «Евгений Онегин»; драматические произведения «Борис Годунов», «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Русалка», проза «Арап Петра Великого», «Дубровский», «Капитанская дочь», сказки «Жених», «Сказка о попе и его работнике Балде», «Сказка о Медведихе», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке» и стихи. Конечно, это не все его произведения. Ряд можно продолжать и продолжать. Но объект моей работы – «» Сказка о золотом петушке. Эта сказка о царе Дадоне.
Когда – то он воевал со своими соседями, не давал им покоя. А как постарел, так соседи стали беспокоить старого царя. И тогда он решает обратиться к мудрецу за помощью. Старец дает Дадону Золотого Петушка взамен того, что он выполнит любое его желание. Однажды Петушок сообщает:
Кири – ку – ку
Царствуй, лежа на боку!
Дадон отправляет старшего сына, затем младшего, но они оба не возвращаются, тогда царь сам решает ехать. Дадон прибыл на место, где вся рать лежит мертвая и его два сына тоже мертвые:
Что за страшная картина!
Перед ним его два сына
Без шеломов и без лат
Оба мертвые лежат,
Меч вонзивши друг во друга.
Вдруг распахивается шатер, а из него выходит Шамаханская царица. И Дадон меркнет перед её чарами, и забывает про смерть обоих сыновей:
И забыл он перед ней
Смерть обоих сыновей.
Везет Дадон девицу домой в столицу. Вдруг в толпе Дадон видит старца. И мудрец напоминает царю, что он должен исполнить его обещание. Старец попросил у Дадона Шамаханскую царицу:
Подари ж ты мне девицу,
Шамаханскую царицу.
Но желание и страсть Дадона перевесило царское слово. И Дадон убивает мудреца:
Царь хватил его жехлом
По лбу, тот упал ничком,
Доди дух вон.
Дадону оставалось совсем немного. К царю подлетает золотой петушок и клюет царя в темя. Простой сюжет. Легко пересказывается и понимается. Но за кажущейся лёгкостью скрывается глубокий смысл.
Эта сказка нас учит очень многим простым вещам, о которых мы забываем или просто не думаем в современном ритме жизни. Нужно держать свои обещания и не забывать про них. Надо уметь контролировать желания и иметь меру во всём, удерживать эмоции и свои желания. Чего не сумел сделать Дадон, так как не понял, что обладание Шамаханской царицей – это не столь важно, как защита своей земли. И эта прихоть погубила Дадона и мудреца.
Но больше всего поражает то, что, когда Дадон видит Шамаханскую царицу, он забывает обо всем и обо всех. Для него мир перестает существовать! Одно мгновение назад он видел тела мертвых сыновей, своих сыновей, которые вонзили мечи друг в друга. Какая страшная сцена! Братья убиты! Да и, наверное, хотя мы не знаем, какое было сражение, они убили друг друга из – за соперничества к Шамаханской царицы. Пушкин написал эту сказку, а некоторые моменты остались как бы за кадром. А мы, читатели, должны сами догадываться, что происходило там, за строкой пушкинского текста.
По-моему, в этой сказке нет положительных героев, если не считать положительными героями тех, что запутались или попали под злые чары.
Героев сказки и разделить-то нельзя. Но главный из них – Дадон.
Он не всегда был старым и ленивым: «Смолоду был грозен». Это царь в тридевятом царстве, в тридесятом государстве. У него два сына, старший и младший. Пушкин сравнивает Дадона с петушком, когда мы следим за движениями и поступками царя. Вот пушкинский петушок:
Петушок опять кричит,
Страх и шум во всей столице.
Царь к окошку, - он на спице,
Видит бьётся петушок
Обратившись на восток
Петушок угомонился,
Шум утих, и царь забылся.
Теперь поведение Дадона:
Царь завыл: Ох, дети, дети!
Горе мне! Попались в сети
Оба наши сокола! ...
Распахнулся и девица,
Шамаханская царица, …
Царь умолк, ей глядя в очи
И забыл он перед ней
Смерть обоих сыновей.
И правда, у царя и у золотого петушка есть что – то похожее в действиях.
Мудрец – тоже один из героев сказки. Он очень мудрый и пытается думать заранее, предугадывая и предвидя. Не зря он ждал подходящего момента, чтобы получить что - то большее, чем то, что предлагал царь. Пушкин сравнивает его с лебедем:
Весь как лебедь поседелый,
Старый друг его скопец.
А девица, Шамаханская царица, – чарующая восточная принцесса. Её сравнивает автор с ночной птицей:
Как перед солнцем
птица ночи, …
Этот образ не мрачный и демонический, особенно в конце, когда Дадон убивает скупца. Девица смеётся. Зло торжествует, а это – стихия царицы. Жаль, что сыновья Дадона – два молодых брата - погибают. Больше мы о них ничего не знаем. Но когда царь их видит мертвыми, он называет соколами:
Царь завыл: Ох дети, дети!
Горе мне! Попались в сети
Оба наших сокола!
Из этой сказки каждый человек может вынести кучу жизненных уроков. Первый урок. Самое страшное, когда родители переживают смерть своих детей. Второй урок. Человек всегда должен вначале думать, а потом делать. Надо думать о последствиях, к чему они могут привести. Третий урок. Надо контролировать себя и свои эмоции, держать себя в руках. Сколько ни перечитывать эту сказку, каждый раз будешь находить новые проблемы и что - то новое. Каждый человек выносит для себя свои уроки.
Пушкин нас учит, поэтому в конце сказки пишет:
Сказка ложь, да в ней, намек
Добрым молодцам урок!
Категория: Сочинения детские | Добавил: pystina | Дата: 08.03.2015
Просмотров: 573 | Рейтинг: 5.0/3

Нравится
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Новый год - сценарии, презентации, плакаты, стенгазеты, поделки

Я - Учитель!



Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки

Что пожелать вам в Новый год?


План-конспект НОД по ранней профессиональной ориентации детей старшего дошкольного возраста (ОНР 2 уровень) на тему: "Все профессии важны!"


План-конспект НОД по ранней профессиональной ориентации детей старшего дошкольного возраста на тему: «Сколько есть профессий нужных»


Методическая разработка "Декоративные украшения. Волшебный квиллинг"


Интерактивный тренажёр по математике «Считаем устно. Сложение и вычитание десятичных дробей»



© 2012 - 2016 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.

Рейтинг@Mail.ru
Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Мы в соцсетях:


Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧкА"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал