«Что стратегически необходимо сделать в дополнительном образовании уже сегодня, чтобы дети в 2030 году были профессионально-ориентированы, адаптивны и устойчивы к изменениям».
«Рост мощного искусственного интеллекта
будет либо лучшим, либо худшим из того,
что когда-нибудь случится с человечеством»
Стивен Хокинг
Прогресс не остановить. Цифровизация, большие данные, машинное обучение, автоматизация и робототехника, интернет вещей, искусственный интеллект, симуляторы, чат-боты, виртуальные помощники, роботы, осуществляющие доставку еды. Многие технологии современности знакомы детям уже на интуитивном уровне. А многое остается неизведанным, загадочным и даже пугающим, потому что технологический прогресс, как бурный поток реки врывается во все отрасли нашей жизни.
Наш город, наш край – приморский. В нашем регионе есть действующий судостроительный комплекс, судоремонтный завод, предприятия, рыбодобывающей промышленности, порты.
Не стоит забывать и о том, что Приморский край – это восточная граница нашей страны. И в разные периоды времени мы имеем различную политическую обстановку. Предприятия военно-промышленного комплекса должны развиваться в соответствии с требованиями современности.
Агро промышленный комплекс тоже внедряет и успешно использует современные технологии.
Практически во всех отраслях региона и страны не обойтись без современного технологического оборудования. А значит и без квалифицированных разработчиков, инженеров, механиков, программистов и других специалистов технической направленности.
Все это должно вызывать у современных детей здоровый интерес, предвкушение нового, современного, возможность реализовать свои навыки, компетенции, найти свое место в профессиональной среде.
Одна из задач дополнительного образования – содействовать формированию у обучающихся современных знаний, умений и навыков в области технологических наук, технологической грамотности и инженерного мышления.
Я, как педагог дополнительного образования, создаю условия для формирование начальных навыков робототехнического легоконструирования и программирования у детей 6-8 лет ГО Большой Камень.
И считаю, что это первый шаг на пути к выполнению задач, сформулированных в концепции дополнительного образования.
Моя деятельность – это кусочек пазла в формировании целостной модели технологического образования.
Сегодня я учу детей собирать и программировать роботов из конструктора, понимать принципы работы простейших механизмов, устройств, создавать несложные программы, работать в команде. Способствую формированию навыков критического, логического, креативного мышления. Дети имеют возможность попробовать себя в различных мероприятиях, конкурсах, соревнованиях.
И к 2030 году эти ребята будут профориентированы, мотивированы к познанию в области технологических наук.
А в том, что они найдут применение своим компетенциям, я не сомневаюсь.
Но, все стремительно и ежесекундно меняется!
Технологии изменяют восприятие окружающего мира, обработку данных, характер производства товаров и услуг, общение, развлечения и отдых, трудовую деятельность, жизнь человека в целом. Технологии не существуют сами по себе, они часть системы – ценностей, норм, правил, целей и пр., определяющих и формирующих наше поведение, инфраструктуру, необходимые для социальной, политической, экономической и культурной жизни.
Важно формировать правильную систему ценностей у детей.
Система ценностей должна лежать в основе разработки технологий, определять, как технологии повлияют на ценности и будут их поддерживать.
Вспомним один из законов робототехники Айзека Азимова:
Роботу вменяется в обязательном порядке исполнять приказы, отдаваемые человеком.
Человек и его роль, по моему мнению играет главную роль в мире технологий. И не смотря на прогресс в развитии искусственного интеллекта, нельзя допустить переоценку роли современных технологий.
В век цифровизации, в современном потоке информации не менее важно формировать сетевую компетентность.
Обучить безопасному, здоровьесберегающему функционированию в сетевой среде для решения личных и профессиональных задач с соблюдением норм права и морали.
Система образования претерпевает изменения. Модель образования, и дополнительного в том числе, модернизируется от образования для всех к образованию для каждого. Дистанционное образование, онлайн обучение, цифровая школа.
В Интернете в зоне личного пространства остаются лишь друзья. Знакомые уступают место «виртуальному», «незнакомому» другу, а семья и профессиональная помощь, педагоги остаются «за кадром».
Необходимо также осознать свои функции, как педагога, в жизни обучающихся. А это создание мотивации к поиску, познанию, навигация в потоках информации, организация и управление совместной деятельностью обучающихся, автоматизация образовательного процесса и удаленное обучение, работа с открытыми образовательными ресурсами, курирование траекторий развития, выявление и сопровождение талантов, организация проектной деятельности.
Подводя итоги вышесказанного, повторюсь, что дополнительное образование играет важную роль в образовании современного ребенка. Но вся система образования динамично развивается в соответствии с запросами и требованиями современности. Многие учреждения дополнительного образования переживают состояние схожее с турбулентностью.
И для того, чтобы не выпасть из системы и, чтобы дети в 2030 году были профессионально-ориентированы, адаптивны и устойчивы к изменениям необходимо, помимо формирования и развития у детей надпрофессиональных, предпрофессиональных и профессиональных компетенций включая систему ценностей, сетевую компетентность, технологическую грамотность, необходимо педагогу дополнительного образования осознать свою роль, свои функции в системе образования. Необходимо развиваться, повышать свою профессиональную грамотность, осваивать современные технологии и методы обучения, чтобы не остаться «за кадром».
Как сказал Махатма Ганди: «Если желаешь, чтобы мир изменился, — сам стань этим изменением». |