Сегодня: 02.05.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Статьи » Обучение в школе

Организация внеурочных занятий как средство формирования социальных ценностей младших школьников

Катаева Юлия Сергеевна
Аннотация: Статья посвящена проблеме формирования социальных ценностей подрастающего поколения. Овладение социальными качествами имеет общественную значимость, влияет на процесс и результат воспитания обучающихся, способствует их социализации и успешной жизни в обществе. Одним из возможных средств формирования социальных ценностей может быть внеурочная деятельность. Основная идея, размариваемся в статье заключается в описании оптимальных механизмов формирования социальных ценностей личности, посредством внеурочных занятий, которые позволят обеспечить решение проблемы переноса знаний и умений младших школьников на реальные ситуации, которые происходят или могут произойти в жизни.

Ключевые слова: социальные ценности, внеурочная деятельность, младшие школьники, воспитание, разговоры о важном.

Проблема формирования социальных ценностей подрастающего поколения связана с тем, что ценности играют основную роль в формировании личности, любой социальной группы и всего человечества в целом. Овладение социальными качествами имеет общественную значимость, влияет на процесс и результат воспитания обучающихся, способствует их социализации и успешной жизни в обществе.

Общественный заказ на формирование социальных ценностей у обучающихся определен Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», Cтратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО), Национальным проектом «Образование».

По мнению ученых (Тугаринов В.П., Щуркова Н. Е., Крылова Н. Б., Наумова Н.Ф, Архангельский Л.М.) ценность - то, что значимо для жизни человека, тот предпочтительный объект, присутствие которого оказывает влияние на содержательный ход жизни.

Одним из возможных средств формирования социальных ценностей может быть внеурочная деятельность. Она направлена на достижение планируемых результатов (предметных, метапредметных, личностных) освоения программы начального общего образования.

Согласно Федеральному образовательному стандарту начального общего образования 3 поколения, достигать определенных результатов в образовательной деятельности можно не только на уроках. Внеурочная деятельность по новым ФГОС НОО является важным рабочим инструментом.

Ориентирами в организации внеурочной деятельности являются:
 запросы родителей, законных представителей обучающихся;
 приоритетные направления деятельности школы;
 единое образовательное пространство образовательной организации, включающее внутришкольную систему дополнительного образования;
 возможности образовательных учреждений дополнительного образования и созданная система сетевого взаимодействия.

Как утверждает М. Р. Битянова, для формирования социальных ценностей младших школьников важны следующие методы:
1) «Метод ценностного анализа» - способ рассмотрения чего-либо с позиций ценностной значимости.
2) «Метод идентификации» - метод понимания, представляющий способность человека мысленно поставить себя на место другого человека или объекта природы.
3) «Метод эмпатии» - метод понимания, представляющий способность переживать те же эмоциональные состояния, которые испытывает другой человек через отождествление с ним (сопереживание).
4) «Метод ценностной рефлексии» - метод осознания своего внутреннего мира, представляющий способность анализировать собственные переживания и поступки.
5) « Метод выбора осмысленных ценностей» - способ отбора объектов и явлений по признаку их ценности для субъекта. Он анализирует личные ценности и дает возможность ребенку трансформировать чувственный опыт в смысловой.
6) «Метод диалога» - способ познания себя и окружающей действительности в условиях субъектно-смыслового общения.
7) «Метод биографий» - способ осознания ценности мира «другого», через описание прошедших этапов «жизни»[3].

Педагог наблюдает, воспринимает, инициирует, корректирует именно отношение к социальным ценностям, и прикосновение к личности совершается через данные отношения, которые транслирует педагог, сам, будучи в качестве личности носителем этих отношений. Содержанием становятся ценностные отношения, а оценка взрослого в адрес ребенка - основным методом формирования.

Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью образовательного процесса. Она организуется в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся и осуществляется в формах, отличных от урочных.

В соответствии с ФГОС начального общего образования образовательная организация должна обеспечить обучающимся до 10 часов еженедельных занятий внеурочной деятельностью. 1 час в неделю из возможных 10 часов внеурочной деятельности рекомендуется отводить на внеурочное занятие «Разговоры о важном».

Основной целью информационно-просветительских занятий патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном» является развитие ценностного отношения обучающихся к своей Родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Основная задача заключается в формирование соответствующей внутренней позиции личности школьника, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе.

Занятия «Разговоры о важном» рекомендуется проводить еженедельно первым уроком по понедельникам для всех обучающихся 1–11 классов в рамках внеурочной деятельности, всего 34 часа в год.

Центральными темами «Разговоров о важном» являются: патриотизм и гражданское воспитание, историческое просвещение, нравственность, экология.
С 1 сентября 2022 года по решению Министерства Просвещения России в школах страны началась реализация проекта «Разговоры о важном». Данный проект реализуется посредством внеурочных занятий в школе в виде уроков, посвященных России, ее прошлому, будущему и настоящему.

Проект «Разговоры о важном» направлен на развитие ценностного отношения школьников к своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре, на формирование соответствующей внутренней позиции личности школьника, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе.

Главной целью проекта является актуализация приоритетов государственной политики в области ценностных основ воспитания и социализации подрастающего поколения. Иначе говоря, проект посвящен формированию взглядов, убеждений, ценностных ориентиров обучающихся на основе базовых национальных ценностей, нравственному и патриотическому воспитанию обучающихся, историческому и экологическому просвещению. Педагоги активно включились в реализацию проекта, интересен анализ педагогического опыта реализации проекта «Разговоры о важном» в начальной школе.

Задача учителя начальных классов сформировать у школьников любовь к Родине, гордость за свою страну, патриотизм. Ему предстоит обсуждать с детьми вопросы, связанные с историей и культурой России, её ролью в мировых процессах, уделяя особое внимание региональному компоненту, специфике своего региона (праздники, традиции, обычаи, герои и пр.)

Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам. События, люди, их деяния и идеи – все это может стать предметом бесед учителя начальных классов со своими детьми.

Главной формой внеурочного занятия «Разговоры о важном» является беседа с обучающимися. Но, для того чтобы заинтересовать учащихся начальных классов и вовлечь их в обсуждение текущей темы, недостаточно выстроить занятие в форме дискуссии или беседы. Поэтому при планировании занятия с обучающимися младших классов не стоит забывать об играх, интерактивных заданиях, подборе дополнительного материала.

Для обучающихся 1-2, 3-4 классов методические материалы для организации еженедельных занятий, включающие сценарий занятия, методические рекомендации, интерактивный визуальный контент, разрабатываются на федеральном уровне и размещаются на портале razgovor.edsoo.ru Однако, для успешного проведения занятия «Разговоры о важном» с детьми начального уровня обучения, недостаточно ограничиться материалами федерального уровня. Чтобы активизировать деятельность учащихся, учитель сам в первую очередь должен быть творческой личностью, любить свое дело и жить интересами детей. Свеча, которая не горит, не может зажечь другую свечу. Также и здесь, пассивный учитель, не способный творчески действовать, не сможет пробудить интерес школьников, зажечь их фантазию и воображение. Важно помнить о том, что занятия не должны повторять традиционные для урока формы, ребенок не должен превращаться только в слушателя и пассивного потребителя информации. Поэтому необходимо заранее производить отбор иллюстративного содержания, предусматривать релаксационные и динамические паузы, включать интерактивные и игровые приёмы, а также учитывать особенности мышления и восприятия младшего школьника.

Приоритет следует отдавать тем формам работы, в которых ребенок занимает активную позицию: обсуждения, дискуссии, мозговые штурмы, конкурсы, коммуникативные, деловые, интеллектуальные игры, групповые обсуждения, литературные и музыкальные гостиные, встречи с интересными людьми, викторины, творческие мастерские, мини-сочинения, виртуальные экскурсии, конкурс талантов.

В конце каждого занятия предполагается рефлексия — младшие школьники могут высказаться о том, что их заинтересовало, удивило, какие выводы они сделали.

И тогда «Разговоры о важном» станут не просто беседой между учителем и детьми, а превратятся в увлекательное событие, способное научить ребенка действовать, чувствовать, принимать решения, вызывая неподдельный интерес у обучающихся к истории своей страны.

Таким образом, проект «Разговоры о важном» является условием для формирования социальных ценностей младших школьников.

Для младшего школьного возраста характерно то, что в круг интересов человека входит весь спектр социальной действительности, разнообразие социальных ориентиров. От того, сможет ли ребенок выделить среди интересов и ориентиров приоритетный, выстроить своеобразную иерархию жизненных ценностей, будет зависеть успешность его дальнейшего жизненного пути.

Информационные ресурсы
1. Абраменкова В.В. Ценность детства в современном мире : монография/ В.В. Абраменкова.- Москва : ФГБНУ «ИИДСВ РАО»,2019.- 232 с.
2. Бакурадзе А.Б. Классификации ценностей в контексте управления образованием//Образование и наука. -2013.- №7. – С.101-113.
3. Батуев С. В. Социальные ценности, как составляющий компонент социальной интеграции дошкольников / С. В. Батуев // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. – 2017. – №1. – С. 23-36
4. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе: Учебное пособие/ М.Р Битянова.- Москва : Генезис, 2015.- 298 с.
5. Богуславский М.В. Воспитание ценностных ориентаций личности школьника: современный подход //Классный руководитель.-2019.-№8- С.21-28.
6. Васильев В. В. Персональные ценности. Размышления о книге В. К. Шохина «Философия ценностей и ранняя аксиологическая мысль» // Вопросы философии. -2008.- С. 149-153.
7. Ганин Е.А. Педагогические условия использования современных информационных и коммуникационных технологий для самообразования будущих учителей (дата обращения 27.02.23).
Категория: Обучение в школе | Добавил: supcheg_vkysnyi | Дата: 24.10.2023
Просмотров: 166 | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:


Я - Учитель!


Конкурсы
XVI Всероссийский творческий конкурс "Прекрасные цветы"
VII Всероссийский творческий конкурс "Удивительный мир насекомых"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Умелые ручки"
Всероссийский творческий конкурс "Цветущая весна"
X Всероссийский творческий конкурс "Великая Победа!"
VII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
IX Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XXXII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 02.05.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог