Сегодня: 02.05.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Статьи » Педагогам

Пприменение моделирования как средства развития познавательных УУД учащихся на уроках математики в начальной школе

Герлеженко Людмила Михайловна

Аннотация. В данной статье рассматривается несколько понятий «универсальные учебные действия», «познавательные универсальные учебные действия», «понятие и виды моделирования». Также представлена роль применения моделирования в развитии и спроектирована серия заданий с применением моделирования на уроках математики 3 класса.

Ключевые слова: ФГОС начального общего образования, универсальные учебные действия, познавательные универсальные учебные действия, младший школьный возраст, понятие и виды моделирования.

В связи с принятием ФГОС в педагогике возникло новоиспеченное понятие «универсальные учебные действия» (УУД). Поэтому определению, предоставленному в ФГОС начального общего образования, универсальные учебные действия такие общие учебные действия, которые порождают масштабную ориентацию учащихся в пределах разнообразных областей, а также мотивацию к учебной деятельности [4].

Что же такое универсальные учебные действия по ФГОС, это учебные действия, помогающие «научить человека учиться».

Современный ребенок выделяется неповторимыми высокопотенциальными возможностями. Но чтобы они обернулись в реальные силы, в личные качества необходим целенаправленный воспитывающий, обучающий, формирующий, совершенствующий педагогический процесс. Формирование у ребенка познавательных универсальных учебных действий в ходе обучения, задача педагога, работающего с ребенком.
Познавательные универсальные учебные действия это система способов знания окружающего мира, системы независимого процесса поиска, изыскания и комплекс действий по обработке, систематизации, обобщению и использованию приобретенной информации.

Для современного школьника безгранично главное умение ориентироваться в потоке информации, что он приобретает в ходе обучения. Для эффективного получения познаний должен переделать и усвоить материал, осуществить исследование отсутствующих сведений, осознать тексты [6].

Младший школьный возраст период постижения окружающего мира: природы, человеческих отношений. У ребенка вырабатываются навыки коллективного поведения (ответственность за поступки, взаимопомощь и пр. ), сильно формируются приблизительно все интеллектуальные, социальные и нравственные качества, организовывается опора для овладения им познавательными универсальными учебными действиями.

Применение моделей и моделирования одно из условий к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Поэтому знакомство школьников с методами моделирования значительно для современной школы, исключительно в условиях постоянно растущего объема учебной информации, возникновения новых ее носителей (электронные учебники, компьютерные энциклопедии, порталы для школьников, сохраняющие как материалы для обучения, так и для досуга) и средств доступа к ней. Обучающимся нужно осознать сам процесс познания, установить пространство в этом процессе такого познавательного приема, как моделирование.

По мнению П. Трусова, «модель - это такой материальный или мысленно видимый объект, который в процессе познания (изучения) заменяет объект-оригинал, защищая некоторые важные для данного исследования типичные его черты» [1].

Воронцов считает, что «модель выступает как инструмент общей деятельности учащихся и учителя. Она отражает общие отношения и связи внутри исследуемого объекта» [2].

В узком осмысливании под моделью понимают мысленно представленную или материально реализованную систему, которая, формулируя и воспроизводя объект исследования, способна заменять его при обусловленных условиях так, что изучение ее дает новую информацию об этом объекте. Модель в самом размашистом смысле это любой мысленный или знаковый образ моделируемого объекта (оригинала). В качестве модели могут обозначать изображения, описания, схемы, чертежи, графики, компьютерные программы, копии подлинника (увеличенные или уменьшенные), модель может и не иметь материального олицетворения (мысленная модель).

Моделирование - это процесс построения моделей, т. один из видов деятельности (по определению П. Трусова, В. Давыдова и Н. Моделированием также называют исследование с помощью модели определенных явлений, процессов, систем объектов, т. их оригиналов.
Все модели принято делить на схематизированные и знаковые.

Схематизированные модели, в свою очередь, делятся на вещественные и графические в зависимости от того, какое влияние они обеспечивают.

Вещественные (или предметные) модели текстовых задач гарантируют физическое действие с предметами. Они могут выстраиваться из каких-либо предметов (пуговиц, спичек, бумажных полосок), они могут быть презентованы разного рода инсценировками содержания задач. К этому виду моделей причисляют и мысленное воспроизведение реалистичной ситуации, описанной в задаче, в варианте представлений.

Графические модели используются, как правило, для обобщенного, схематического воспроизведения условия задачи. К графическим следует отнести следующие виды моделей: условный рисунок; схематический чертёж (или просто схема).

Математика занимает одну из лидирующих позиций в формировании познавательных универсальных учебных действий школьников. Ведь она содействует развитию жесткого логического мышления, учит дедуктивному рассуждению, абстрагированию, умению обобщать, анализировать, критиковать.

Использование приемов моделирования возможно уже в дочисловой период. Действия с различными предметами, пытаясь заменить один предмет другим, подходящим по заданному признаку, дети выделяют параметры вещей, являющиеся величинами, т.е. свойства, для которых можно установить отношения равно, неравно, больше, меньше. Используется графическое моделирование с выборочной зарисовкой упражнения в тетради.
Практический опыт показывает, что особую серьезность в овладении познавательными универсальными учебными действиями составляют знаково-символические действия. В частности, действие моделирования, так как оно является инструментальным базисом на уроках, разрешает отрегулировать и систематизировать имеющиеся знания, вывести и конструировать новые знания [3].

В настоящее время в школе свободно употребляются модели. Моделирование на уроках в начальной школе позволяет свести изучение сложного к простому.

В данной статье приведен сборник заданий с применения моделирования, направленных на развитие познавательных УУД учащихся 3 класса.

Сборник включает в себя 10 заданий на разные виды моделирования такие как краткая запись, условный рисунок, схематический чертёж.

Пример задания:
В олимпиаде по русскому языку участвовало 15 мальчиков, а девочек в 3 раза меньше, чем мальчиков. Сколько всего детей участвовало в олимпиаде по русскому языку?
Время на выполнение данного задания дается 2 минуты.
Форма организации деятельности:
Вид моделирования: схематический чертеж.

Решение:
1) 21 : 3 = 7 (дев.) – всего.
2) 21 + 3 = 24 (д.) – всего.
Ответ: 24 ребенка пошло в поход.
Таким образом, задачу можно использовать на этапе актуализации знаний. Данная задача направлена на развитие познавательных УУД.

Список литературы
1. Аргинская И. И. Математика : учебник для 3 класса / И. И. Аргинская., Е. И. Ивановская, С. Н. Кормишина. – Москва: Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова, 2011. – 128 с.
2. Бантова, М.А. Методическое пособие к учебнику «Математика 1 класс»: пособие для учителя / М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. В. Степанова. – 2-е изд. – Москва : Просвещение, 2002. – 63 с.
3. Познавательные УУД 
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.– Электрон. Министерство образования и науки РФ. – Москва : Просвещение, 2011.
Категория: Педагогам | Добавил: lusy_gerl | Дата: 01.11.2022
Просмотров: 360 | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:


Я - Учитель!


Конкурсы
XVI Всероссийский творческий конкурс "Прекрасные цветы"
VII Всероссийский творческий конкурс "Удивительный мир насекомых"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Умелые ручки"
Всероссийский творческий конкурс "Цветущая весна"
X Всероссийский творческий конкурс "Великая Победа!"
VII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
IX Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XXXII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 02.05.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог