Сегодня: 21.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
«ДЕТСКИЙ САД И СЕМЬЯ – ПЕРВЫЙ СОЦИУМ ДЛЯ РЕБЁНКА"
OlgaOlegovnaДата: Воскресенье, 19.10.2014, 23:25 | Сообщение # 1
Группа: Я - воспитатель!
Сообщений: 1
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
Дошкольнымиучреждениями накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями
в целях повышения эффективности нравственного, трудового, умственного,
физического, художественного воспитания и развития детей. Воспитатели детских
садов, стремясь добиться органичного сочетания воспитательных воздействий на
ребенка в дошкольном учреждении и в семье, обеспечить всестороннее развитие
личности.Актуальностьпроблемы состоит в том, что детский сад - первый внесемейный социальный
институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт
родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От
совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И
именно от качества работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической
культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Для
того чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного
воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом такого
воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к
рекомендациям воспитателей, охотно будут устанавливать с ними контакт.
Воспитатели должны постоянно повышать требования к себе, к своим педагогическим
знаниям и умениям, своему отношению к детям и родителям.Для воспитания полноценной личности необходимо способ­ствоватьсоциализации ребенка в его первых социумах — семье и группе детского сада,
которые могут способствовать его соци­ально-психологической адапта­ции к
дальнейшей жизни в об­ществе и успешному взаимодей­ствию с окружающим миром.Зачастую родители недооцени­вают значение детского сада и ос­тавляютребенка дома до школы, что приводит к возникновению у него проблем
взаимодействия со сверстниками, общения с педагога­ми и взрослыми людьми. Не
нуж­но думать, что детский сад является лишь местом кратковременного пребывания
ребенка. Дошкольное образовательное учреждение — организационно системный меха­низм
с четкими подходами к реше­нию задач воспитательно-образо­вательного процесса.Только вдетском саду ребенок учится уважать и принимать в расчет других людей.
Дошкольное образовательное учреждение для малыша — сво­его рода модель
взрослого мира, в котором ему предстоит жить. Насколько он будет подготовлен к
этому — выбирать родителям. В ДОУ ребенок учится прояв­лять себя как личность,
ему при­вивают положительные лично­стные качества, развивают раз­личные
способности, оказывают своевременную социальную, психологическую, правовую и
медицинскую помощь, что, со­гласитесь, дорогого стоит, ведь родители часто
заняты своими проблемами и могут не заметить, что их малыш нуждается в по­мощи
специалиста.Интеграция ребенка в группе сверстников (социум) происхо­дит путемраспределения и со­блюдения определенных правил. Ребенок учится общению, утвер­ждая
при этом собственную личность; выражению своих мыслей, развитию речи, повыше­нию
интеллекта и т.д.В детскомсаду ребенку приви­вают основные правила поведе­ния и общения, способствуя его
дисциплинированности, приуча­ют к соблюдению режима, что является важным
аспектом для его дальнейшего полноценного развития.Семья,родители должны при­вивать ребенку позитивное отно­шение к детскому саду,
группе, воспитателям и педагогам. Про­блема в том, что родители невзна­чай,
сами того не подозревая, вкладывают негативный смысл в понятия «детский сад»,
«группа», «воспитатель», тем самым созда­вая предпосылки нежелания де­тей
посещать дошкольное учреж­дение.Родителям, как заинтересован­ной стороне в полноценном и грамотномразвитии своего по­томства, необходимо прививать ребенку положительное отноше­ние
к детскому саду. Тогда ребе­нок будет посещать дошкольное образовательное
учреждение с удовольствием, а значит, и соци­ализация его будет проходить более
быстро, в верном направле­нии, что также будет способство­вать развитию
социально-актив­ных качеств ребенка.В социализации ребенка ДОУ выступает помощником в отно­шениях«родитель — ребенок». В каждом детском саду прово­дится политика гармонизации
отношений внутри семьи: отно­шения родителей к детям, роди­телей друг другу, и
вся окружаю­щая обстановка дома (социума), а также семьи и дошкольного
образовательного учреждения. В итоге к поступлению в шко­лу ваш ребенок будет
уже граж­данином своего общества, соци­ально-активной личностью, бу­дет легче
адаптироваться к шко­ле, новому коллективу, к режиму, понятиям «нельзя» и
«надо». При этом он будет образован, иметь запас знаний, необходимых для
обучения в школе, а также все­сторонне развитПоявляясь на свет, ребенок становится членом общества («социума»),так как выжить и удовлетворить свои потребнос­ти без помощи и участия друго­го
человека ему не под силу. Со­циализация происходит в совместной деятельности и
об­щении его с другими людьми. Ребенок растет и включается в систему
взаимосвязей с други­ми людьми, обретает граждан­ство. Знакомство с социальной сферой города мы начинаем с детского сада,который является частью социальной инфраструктуры населенного пункта. Детский
сад представляет собой соци­альный мир в миниатюре, здесь представлены такие
социальные сферы, как образование, культура, сфера ус­луг, общественное
питание, медицина и др. Для детей третьего-четвертого года жизни детский сад -
это боль­шой, непознанный мир, где много не­знакомых, но интересных людей,
предметов и вещей. Знакомя малышей с детским садом, воспитатель должен детально
рассказать о находящихся здесь предметах, объяснить их назна­чение, сообщить
названия, показать пример восприятия окружающего, своего отношения к нему.
Такая экс­курсия способствует более быстрой и легкой адаптации детей к
дошкольно­му учреждению. Знакомые предметы, помещения, люди, работающие в дет­ском
саду, не пугают малыша, стано­вятся близкими и понятными.Начиная со средней группы, вос­питатели знакомят детей собъектами, находящимися за пределами детского сада. Социум, окружающий детский
сад, представлен учреждениями образования, здравоохранения, культуры, сферы
услуг. Проводятся целевые про­гулки на близлежащие улицы, в про­цессе которых
дети усваивают нормы поведения на улице, закрепляют свои знания о транспорте,
правилах дорож­ного движения, рассматривают обще­ственные здания и жилые дома.
Роди­тели дошкольников оказывают по­мощь при подготовке продолжитель­ных
экскурсий и целевых прогулок, на­пример, выездов в город или походов в лес. По
темам прогулок и экскурсий в дошкольном учреждении организуют­ся фотовыставки,
открытые обобщаю­щие занятия и досуговые мероприя­тия, создаются фотоальбомы.В старшем дошкольном возрасте главным объектом ознакомления ссоциумом поселка становится школа. Детский сад взаимодействует с общеобразовательной
школой №21, «Детской школой искусств», библиотекой, проводя совместные
мероприятия, целевые посещения и экскурсии для дошкольников.Знакомясь с социумом поселка, дети не только получают множестворазнообразных сведений, необходимых в их повседневной жизни, но и учатся
гордиться своим го­родом. Основными формами ознаком­ления с социумом являются занятия исовместная деятельность: кружко­вая работа, беседы, игры-путешест­вия,
развлечения, экскурсии, викто­рины, сюжетно-ролевые и дидакти­ческие игры.Ознакомление детей с объектами социальной сферы осуществляется вовсех возрастных группах, но на раз­ном содержании, в соответствии с
особенностями и возможностями де­тей. В основу занятий положен прием погружения
детей в тему. Большое значение придается продуктивной детской деятельности:
созданию кол­лажей, альбомов, детских книжек, словарей, сочинению сказок, изго­товлению
макетов и др.Одним из условий успешного оз­накомления детей с социумом являет­сяпредметно-развивающая среда, которая должна быть спроектирована так, чтобы
дошкольники могли в сво­ей игровой, творческой и познава­тельной деятельности
моделировать, отражать взрослые формы деятель­ности. Для этого мы пытаемся
создать в детском саду социальный мир в ми­ниатюре, представить разнообразные
социальные сферы.Развитие социальных связей дет­ского сада с общественными учреждениямидает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности
ребенка. Мы отмечаем, что наши дети стали более общительны­ми, уверенными в
себе, заботливыми, внимательными, дружелюбными. Организациявзаимодействия детского сада и семьи предполагают:-изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию своих детей и
детей детского сада;-группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала для
воспитания своего ребенка, детей группы;-составление программы совместных действий педагога и родителей;- анализпромежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности.Изучениесемьи воспитанника позволяет педагогу ближе познакомиться с ним, понять стиль
жизни семьи, ее уклад традиции, духовные ценности, воспитательные возможности,
взаимоотношения ребенка с родителями. Но следует помнить, что изучение семьи -
дело деликатное, тонкое, требующее от педагога проявления уважения ко всем
членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей.Взаимодействиедетского сада и семьи должно пронизывает всю воспитательно-образовательную
работу в детском саду. Педагоги используют различные формы работы, уделяя
внимание совершенствованию практических воспитательных навыков родителей
(беседы и другая работа должны подтверждаться практическими наблюдениями,
совместной деятельностью детей и родителей и т.п.). При анализе планов работы с
родителями из года в год следим за тем, чтобы родители за то время, пока
ребенок посещает детский сад, усвоили максимум знаний и умений, чтобы в каждой
возрастной группе были затронуты самые актуальные вопросы воспитания детей
дошкольного возраста, уделялось больше внимания вопросам социализации.
Например, во второй группе детей раннего возраста много внимания необходимо
уделять роли семьи в адаптации к дошкольному учреждению, в средней группе -
роли в формировании познавательных интересов, трудолюбия у детей, в старших
группах - обучению детей, воспитанию у них чувства ответственности за
выполнение обязанностей, подготовке детей к школе и т.п.
Эффективность работы с родителями во многом зависит и от психологического
настроя, который возникает в процессе повседневных контактов между педагогами и
родителями. Этот настрой определяется индивидуальным подходом воспитателей к
самим родителям, тем, как они учитывают особенности личности родителей и
затруднения семейного воспитания. В целях облегчения работы воспитателя при
подготовке к мероприятиям по педагогическому просвещению родителей особое
внимание нужно уделять систематизации и разработке различных рекомендаций.
Тематический материал можно условно разделить на четыре группы:1.Содержание семейного воспитания и вопросы повышения педагогической культуры
родителей в детском саду.2.Практические рекомендации воспитателям относительно содержания, форм и методов
работы детского сада с родителями: а)изучение семей; б)педагогические беседы и тематические консультации; в)родительские собрания; г)изучение, обобщение и распространение опыта семейного воспитания;д)индивидуальная работа с неблагополучными семьями и детьми из этих семей; е)рекомендуемая тематика мероприятий для родителей детей разных возрастных групп,
практические рекомендации и вопросы для анализа определенной формы работы воспитателей
с родителями.3.Повышение педагогических умений воспитателей: а)планирование работы с родителями; б)педагогическое самообразование педагогов; в)педагогический опыт; г)консультации и семинары с воспитателями.Итак,изучение опыта работы показало, что вопросы педагогической культуры родителей
необходимо рассматривать в тесной связи с повышением квалификации воспитателей,
потому что отношение педагога к детям, к их родителям, уровень его
педагогического мастерства определяют уровень воспитанности ребенка и отношение
родителей к выдвигаемым детским садом требованиям.Сегодня,в условиях нового этапа научно-технической революции и динамизма социальных
преобразований оказалось, что дошкольные учреждения оторваны от современной
реальной жизни, работают по принципу «закрытой системы», осуществляя свои
образовательные и воспитательные функции только в рамках детского сада, только
с детьми и семьями, посещающими детский сад. Решение задач социализации
подрастающего поколения в современных условиях жизни нашего общества диктует
необходимость изменения характера деятельности дошкольного учреждения как
первой ступени в системе непрерывного образования. «Закон об образовании РФ»
предусматривает дальнейшее развитие и совершенствование образования, поиск
новых типов дошкольных учреждений, новых форм воспитания и обучения детей. На разработку модели деятельностиоткрытого ДОУ натолкнула проблема оторванности детских садов от современной
реальной жизни, их работа по принципу «закрытой системы». Обычные дошкольные
учреждения осуществляют свои образовательные и воспитательные функции только в
рамках детского сада, только с детьми, которые посещают ДОУ. Отрыв детей от
широкого участия в жизни своего района, от экономики среды, ее
производительного и культурно-исторического потенциала - все это разрушает
целостный воспитательный процесс, не способствует достаточному формированию
личности.Цельдеятельности ДОУ как открытой социально-педагогической системы состоит в
следующем:-максимальная «привязка» педагогической деятельности ДОУ к условиям районного
социума; -формирование личности ребенка путем взаимодействия с социальными институтами
среды, семьей;-социализация личности ребенка;-организация координирующего воспитательного центра на собственной базе по
работе с семьей микрорайона; -выполнение социального заказа населения микрорайона; -способствовать созданию в городском социуме воспитательного потенциала путем
взаимодействия с социальными институтами среды; -проводить активную работу по улучшению педагогической просвещенности родителей
дошкольников;-способствовать реализации прав семьи и детей на защиту и помощь со стороны
общества и государства; -содействовать развитию и укреплению семьи как социального института; -улучшить показатели социального здоровья и благополучия семьи и детей; -гуманизировать связи семьи с обществом и государством, трудовыми коллективами и
общественными организациями; - помочьв установлении гармонических внутрисемейных отношений.Длясоздания в семье благоприятных условий воспитания детей родителям, прежде всего,
необходимо овладеть полным объемом определенных психолого-педагогических
знаний, практическими навыками и умениями педагогической деятельности.В зависимостиот категорий родителей используются такие новые активные формы работы, как
«круглые столы», аукционы, викторины, педагогические калейдоскопы, диспуты,
клубы по интересам, конкурсы, «Вечера вопросов и ответов» и др. Перед каждой
встречей организуются просмотры занятий, согласно темы. Используемые
многообразные формы воздействий должны основываться на доверии. Организация
взаимодействия должна быть направлена на осуществление педагогики
сотрудничества воспитателей и родителей, на повышение профессионального уровня
самих воспитателей по работе с родителями с учетом современных требований
педагогической пропаганды.Выявлениевсех категорий посредством социально-педагогических методов, использование
активных форм работы с родителями с учетом типов семей и уровня их
педагогических знаний, умений и навыков, навыков общения с детьми, организация
работы ДОУ как открытой системы, активная поддержка связи с микрорайонами,
приносит весомые результаты. Это было выявлено в ходе проводимой
исследовательской работы.А если кэтому добавить некоторые изменения в структуре дошкольного образования, то
можно добиться большего. На мой взгляд, введение в систему дошкольного
образования ДОУ, работающих по открытой системе, только улучшит качество работы
педагогов дошкольных учреждений города с родителями, укрепит связь детских
садов и микрорайонов, обеспечит более оперативное и эффективное распространение
передового педагогического опыта, поможет активнее проводить работу по
педагогическому просвещению родителей дошкольников.Необходимои дальше совершенствовать формы работы с родителями, учитывая их социальное
положение, социальный статус, категорию семей, социальную ситуацию в обществе.


воспитатель
МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №24 "Светлячок" г. Мичуринска Тамбовской области
 
ЕленаИлларионоваДата: Вторник, 25.08.2015, 13:23 | Сообщение # 2
Группа: Я - воспитатель!
Сообщений: 1
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
Для воспитания полноценной личности необходимо способствовать социализации ребенка в его первых социумах – семье и группе детского сада, которые могут способствовать его социально-психологической адаптации к дальнейшей жизни в обществе и успешному взаимодействию с окружающим миром.

Являясь одним из важных факторов социального воздействия, семья оказывает влияние в целом на физическое, психическое и социальное развитие ребенка. Роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе ребенка и культуре страны, где он появился на свет. Обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре страны, ее нравственным нормам, традициям народа – прямая функция семьи как социального института. Но все это невозможно без систематического просвещения родителей.

Федеральный закон "Об утверждении федеральной программы развития образования"( 2000г) обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные потребности потребителей образовательных услуг ("Концепция модернизации российского образования на период до 2010года").

В статье 18 Закона РФ "Об образовании" говорится: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте".

Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:



Обновленные темы форума

Активисты сообщества

Приветствуем новичков!

Сегодня нас посетили


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 21.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог