Дошкольнымиучреждениями накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности нравственного, трудового, умственного, физического, художественного воспитания и развития детей. Воспитатели детских садов, стремясь добиться органичного сочетания воспитательных воздействий на ребенка в дошкольном учреждении и в семье, обеспечить всестороннее развитие личности.Актуальностьпроблемы состоит в том, что детский сад - первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Для того чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей, охотно будут устанавливать с ними контакт. Воспитатели должны постоянно повышать требования к себе, к своим педагогическим знаниям и умениям, своему отношению к детям и родителям.Для воспитания полноценной личности необходимо способствоватьсоциализации ребенка в его первых социумах — семье и группе детского сада, которые могут способствовать его социально-психологической адаптации к дальнейшей жизни в обществе и успешному взаимодействию с окружающим миром.Зачастую родители недооценивают значение детского сада и оставляютребенка дома до школы, что приводит к возникновению у него проблем взаимодействия со сверстниками, общения с педагогами и взрослыми людьми. Не нужно думать, что детский сад является лишь местом кратковременного пребывания ребенка. Дошкольное образовательное учреждение — организационно системный механизм с четкими подходами к решению задач воспитательно-образовательного процесса.Только вдетском саду ребенок учится уважать и принимать в расчет других людей. Дошкольное образовательное учреждение для малыша — своего рода модель взрослого мира, в котором ему предстоит жить. Насколько он будет подготовлен к этому — выбирать родителям. В ДОУ ребенок учится проявлять себя как личность, ему прививают положительные личностные качества, развивают различные способности, оказывают своевременную социальную, психологическую, правовую и медицинскую помощь, что, согласитесь, дорогого стоит, ведь родители часто заняты своими проблемами и могут не заметить, что их малыш нуждается в помощи специалиста.Интеграция ребенка в группе сверстников (социум) происходит путемраспределения и соблюдения определенных правил. Ребенок учится общению, утверждая при этом собственную личность; выражению своих мыслей, развитию речи, повышению интеллекта и т.д.В детскомсаду ребенку прививают основные правила поведения и общения, способствуя его дисциплинированности, приучают к соблюдению режима, что является важным аспектом для его дальнейшего полноценного развития.Семья,родители должны прививать ребенку позитивное отношение к детскому саду, группе, воспитателям и педагогам. Проблема в том, что родители невзначай, сами того не подозревая, вкладывают негативный смысл в понятия «детский сад», «группа», «воспитатель», тем самым создавая предпосылки нежелания детей посещать дошкольное учреждение.Родителям, как заинтересованной стороне в полноценном и грамотномразвитии своего потомства, необходимо прививать ребенку положительное отношение к детскому саду. Тогда ребенок будет посещать дошкольное образовательное учреждение с удовольствием, а значит, и социализация его будет проходить более быстро, в верном направлении, что также будет способствовать развитию социально-активных качеств ребенка.В социализации ребенка ДОУ выступает помощником в отношениях«родитель — ребенок». В каждом детском саду проводится политика гармонизации отношений внутри семьи: отношения родителей к детям, родителей друг другу, и вся окружающая обстановка дома (социума), а также семьи и дошкольного образовательного учреждения. В итоге к поступлению в школу ваш ребенок будет уже гражданином своего общества, социально-активной личностью, будет легче адаптироваться к школе, новому коллективу, к режиму, понятиям «нельзя» и «надо». При этом он будет образован, иметь запас знаний, необходимых для обучения в школе, а также всесторонне развитПоявляясь на свет, ребенок становится членом общества («социума»),так как выжить и удовлетворить свои потребности без помощи и участия другого человека ему не под силу. Социализация происходит в совместной деятельности и общении его с другими людьми. Ребенок растет и включается в систему взаимосвязей с другими людьми, обретает гражданство. Знакомство с социальной сферой города мы начинаем с детского сада,который является частью социальной инфраструктуры населенного пункта. Детский сад представляет собой социальный мир в миниатюре, здесь представлены такие социальные сферы, как образование, культура, сфера услуг, общественное питание, медицина и др. Для детей третьего-четвертого года жизни детский сад - это большой, непознанный мир, где много незнакомых, но интересных людей, предметов и вещей. Знакомя малышей с детским садом, воспитатель должен детально рассказать о находящихся здесь предметах, объяснить их назначение, сообщить названия, показать пример восприятия окружающего, своего отношения к нему. Такая экскурсия способствует более быстрой и легкой адаптации детей к дошкольному учреждению. Знакомые предметы, помещения, люди, работающие в детском саду, не пугают малыша, становятся близкими и понятными.Начиная со средней группы, воспитатели знакомят детей собъектами, находящимися за пределами детского сада. Социум, окружающий детский сад, представлен учреждениями образования, здравоохранения, культуры, сферы услуг. Проводятся целевые прогулки на близлежащие улицы, в процессе которых дети усваивают нормы поведения на улице, закрепляют свои знания о транспорте, правилах дорожного движения, рассматривают общественные здания и жилые дома. Родители дошкольников оказывают помощь при подготовке продолжительных экскурсий и целевых прогулок, например, выездов в город или походов в лес. По темам прогулок и экскурсий в дошкольном учреждении организуются фотовыставки, открытые обобщающие занятия и досуговые мероприятия, создаются фотоальбомы.В старшем дошкольном возрасте главным объектом ознакомления ссоциумом поселка становится школа. Детский сад взаимодействует с общеобразовательной школой №21, «Детской школой искусств», библиотекой, проводя совместные мероприятия, целевые посещения и экскурсии для дошкольников.Знакомясь с социумом поселка, дети не только получают множестворазнообразных сведений, необходимых в их повседневной жизни, но и учатся гордиться своим городом. Основными формами ознакомления с социумом являются занятия исовместная деятельность: кружковая работа, беседы, игры-путешествия, развлечения, экскурсии, викторины, сюжетно-ролевые и дидактические игры.Ознакомление детей с объектами социальной сферы осуществляется вовсех возрастных группах, но на разном содержании, в соответствии с особенностями и возможностями детей. В основу занятий положен прием погружения детей в тему. Большое значение придается продуктивной детской деятельности: созданию коллажей, альбомов, детских книжек, словарей, сочинению сказок, изготовлению макетов и др.Одним из условий успешного ознакомления детей с социумом являетсяпредметно-развивающая среда, которая должна быть спроектирована так, чтобы дошкольники могли в своей игровой, творческой и познавательной деятельности моделировать, отражать взрослые формы деятельности. Для этого мы пытаемся создать в детском саду социальный мир в миниатюре, представить разнообразные социальные сферы.Развитие социальных связей детского сада с общественными учреждениямидает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка. Мы отмечаем, что наши дети стали более общительными, уверенными в себе, заботливыми, внимательными, дружелюбными. Организациявзаимодействия детского сада и семьи предполагают:-изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию своих детей и детей детского сада;-группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей группы;-составление программы совместных действий педагога и родителей;- анализпромежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности.Изучениесемьи воспитанника позволяет педагогу ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, ее уклад традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ребенка с родителями. Но следует помнить, что изучение семьи - дело деликатное, тонкое, требующее от педагога проявления уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей.Взаимодействиедетского сада и семьи должно пронизывает всю воспитательно-образовательную работу в детском саду. Педагоги используют различные формы работы, уделяя внимание совершенствованию практических воспитательных навыков родителей (беседы и другая работа должны подтверждаться практическими наблюдениями, совместной деятельностью детей и родителей и т.п.). При анализе планов работы с родителями из года в год следим за тем, чтобы родители за то время, пока ребенок посещает детский сад, усвоили максимум знаний и умений, чтобы в каждой возрастной группе были затронуты самые актуальные вопросы воспитания детей дошкольного возраста, уделялось больше внимания вопросам социализации. Например, во второй группе детей раннего возраста много внимания необходимо уделять роли семьи в адаптации к дошкольному учреждению, в средней группе - роли в формировании познавательных интересов, трудолюбия у детей, в старших группах - обучению детей, воспитанию у них чувства ответственности за выполнение обязанностей, подготовке детей к школе и т.п. Эффективность работы с родителями во многом зависит и от психологического настроя, который возникает в процессе повседневных контактов между педагогами и родителями. Этот настрой определяется индивидуальным подходом воспитателей к самим родителям, тем, как они учитывают особенности личности родителей и затруднения семейного воспитания. В целях облегчения работы воспитателя при подготовке к мероприятиям по педагогическому просвещению родителей особое внимание нужно уделять систематизации и разработке различных рекомендаций. Тематический материал можно условно разделить на четыре группы:1.Содержание семейного воспитания и вопросы повышения педагогической культуры родителей в детском саду.2.Практические рекомендации воспитателям относительно содержания, форм и методов работы детского сада с родителями: а)изучение семей; б)педагогические беседы и тематические консультации; в)родительские собрания; г)изучение, обобщение и распространение опыта семейного воспитания;д)индивидуальная работа с неблагополучными семьями и детьми из этих семей; е)рекомендуемая тематика мероприятий для родителей детей разных возрастных групп, практические рекомендации и вопросы для анализа определенной формы работы воспитателей с родителями.3.Повышение педагогических умений воспитателей: а)планирование работы с родителями; б)педагогическое самообразование педагогов; в)педагогический опыт; г)консультации и семинары с воспитателями.Итак,изучение опыта работы показало, что вопросы педагогической культуры родителей необходимо рассматривать в тесной связи с повышением квалификации воспитателей, потому что отношение педагога к детям, к их родителям, уровень его педагогического мастерства определяют уровень воспитанности ребенка и отношение родителей к выдвигаемым детским садом требованиям.Сегодня,в условиях нового этапа научно-технической революции и динамизма социальных преобразований оказалось, что дошкольные учреждения оторваны от современной реальной жизни, работают по принципу «закрытой системы», осуществляя свои образовательные и воспитательные функции только в рамках детского сада, только с детьми и семьями, посещающими детский сад. Решение задач социализации подрастающего поколения в современных условиях жизни нашего общества диктует необходимость изменения характера деятельности дошкольного учреждения как первой ступени в системе непрерывного образования. «Закон об образовании РФ» предусматривает дальнейшее развитие и совершенствование образования, поиск новых типов дошкольных учреждений, новых форм воспитания и обучения детей. На разработку модели деятельностиоткрытого ДОУ натолкнула проблема оторванности детских садов от современной реальной жизни, их работа по принципу «закрытой системы». Обычные дошкольные учреждения осуществляют свои образовательные и воспитательные функции только в рамках детского сада, только с детьми, которые посещают ДОУ. Отрыв детей от широкого участия в жизни своего района, от экономики среды, ее производительного и культурно-исторического потенциала - все это разрушает целостный воспитательный процесс, не способствует достаточному формированию личности.Цельдеятельности ДОУ как открытой социально-педагогической системы состоит в следующем:-максимальная «привязка» педагогической деятельности ДОУ к условиям районного социума; -формирование личности ребенка путем взаимодействия с социальными институтами среды, семьей;-социализация личности ребенка;-организация координирующего воспитательного центра на собственной базе по работе с семьей микрорайона; -выполнение социального заказа населения микрорайона; -способствовать созданию в городском социуме воспитательного потенциала путем взаимодействия с социальными институтами среды; -проводить активную работу по улучшению педагогической просвещенности родителей дошкольников;-способствовать реализации прав семьи и детей на защиту и помощь со стороны общества и государства; -содействовать развитию и укреплению семьи как социального института; -улучшить показатели социального здоровья и благополучия семьи и детей; -гуманизировать связи семьи с обществом и государством, трудовыми коллективами и общественными организациями; - помочьв установлении гармонических внутрисемейных отношений.Длясоздания в семье благоприятных условий воспитания детей родителям, прежде всего, необходимо овладеть полным объемом определенных психолого-педагогических знаний, практическими навыками и умениями педагогической деятельности.В зависимостиот категорий родителей используются такие новые активные формы работы, как «круглые столы», аукционы, викторины, педагогические калейдоскопы, диспуты, клубы по интересам, конкурсы, «Вечера вопросов и ответов» и др. Перед каждой встречей организуются просмотры занятий, согласно темы. Используемые многообразные формы воздействий должны основываться на доверии. Организация взаимодействия должна быть направлена на осуществление педагогики сотрудничества воспитателей и родителей, на повышение профессионального уровня самих воспитателей по работе с родителями с учетом современных требований педагогической пропаганды.Выявлениевсех категорий посредством социально-педагогических методов, использование активных форм работы с родителями с учетом типов семей и уровня их педагогических знаний, умений и навыков, навыков общения с детьми, организация работы ДОУ как открытой системы, активная поддержка связи с микрорайонами, приносит весомые результаты. Это было выявлено в ходе проводимой исследовательской работы.А если кэтому добавить некоторые изменения в структуре дошкольного образования, то можно добиться большего. На мой взгляд, введение в систему дошкольного образования ДОУ, работающих по открытой системе, только улучшит качество работы педагогов дошкольных учреждений города с родителями, укрепит связь детских садов и микрорайонов, обеспечит более оперативное и эффективное распространение передового педагогического опыта, поможет активнее проводить работу по педагогическому просвещению родителей дошкольников.Необходимои дальше совершенствовать формы работы с родителями, учитывая их социальное положение, социальный статус, категорию семей, социальную ситуацию в обществе. воспитатель МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №24 "Светлячок" г. Мичуринска Тамбовской области
Для воспитания полноценной личности необходимо способствовать социализации ребенка в его первых социумах – семье и группе детского сада, которые могут способствовать его социально-психологической адаптации к дальнейшей жизни в обществе и успешному взаимодействию с окружающим миром.
Являясь одним из важных факторов социального воздействия, семья оказывает влияние в целом на физическое, психическое и социальное развитие ребенка. Роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе ребенка и культуре страны, где он появился на свет. Обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре страны, ее нравственным нормам, традициям народа – прямая функция семьи как социального института. Но все это невозможно без систематического просвещения родителей.
Федеральный закон "Об утверждении федеральной программы развития образования"( 2000г) обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные потребности потребителей образовательных услуг ("Концепция модернизации российского образования на период до 2010года").
В статье 18 Закона РФ "Об образовании" говорится: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте".
Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 21.12.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.