Педагогическое училище №10, 1988, учитель начальных классов и воспитатель ГПД; МПГУ, 2001, учитель начальных классов
Место работы:
ГБОУ г.Москвы "Школа №717(3)"
Должность:
учитель начальных классов
Проживаю:
Москва
Квалификационная категория:
Высшая квалификационная категория
Педагогический стаж:
27 лет
Повышение квалификации:
Приказ Департамента Образования города Москвы от 27 января 2015
Совмещаемые предметы:
группа продлённого дня
Дата создания портфолио:
24.07.2014
Достижения:
- "Грамота Министерства образования РФ"
- "Почётный работник общего образования РФ"
- "Ветеран труда"
Общие сведения:
Тема по самообразованию: "«Использование ИКТ на уроках и повышение общего уровня компьютерной грамотности у учителей. ИКТ-компетентность»"
Главная проблема использования ИК технологий состоит в недостаточной компетентности учителя.
Под ИКТ - компетентностью учителя понимают личное качество учителя, его готовность и способность самостоятельно использовать информационно-коммуникационные технологии в своей деятельности.
Педагогам, готовым качественно обучать учащихся, применяя новые информационные технологии, необходимо:
•знать возможности компьютера;
• владеть методами использования компьютера в организации обучения;
• уметь сочетать компьютерные и традиционные технологии обучения;
• использовать новые информационные технологии для организации творческой деятельности
учащихся и др.
Личностно-ориентированное начальное обучение должно быть направлено, прежде всего, на решение важнейшей задачи современной школы – формирование творческого отношения к учебной деятельности.
Развитие активности, самостоятельности, инициативного, творческого отношения к делу – это требование самой жизни, определяющее во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс.
Совершенствуя методы, средства и формы обучения, каждый учитель должен проявить максимум
творчества и инициативы, чтобы обеспечить активное усвоение знаний учащихся, заложить основы их
всестороннего развития.
Уже никто не спорит о целесообразности введения компьютера в систему обучения и воспитания,
сегодня компьютер - друг и помощник ученика и учителя. Главное – грамотное использование
уникальных возможностей. Для многих педагогов – очевидно, что современный мультимедийный
комплекс – эффективное средство для организации учебно-воспитательной и проектно-
исследовательской работы учащихся.
Эффективность информационных технологий зависит от того, как мы их используем, от способов
и форм их применения. Важны и необходимы разные формы использования компьютера на уроках в
начальной школе.
Что должен знать учитель начальных классов в области ИКТ? Насколько он должен знать
компьютер и Интернет?
Вот перечень знаний, навыков и умений современного учителя, предложенный моими коллегами в сети
Интернет:
1. Иметь представление об устройстве компьютера
2. Иметь представление об основных клавишах, папках и программах в компьютере.
3. Уметь находить, открывать, закрывать, создавать, переименовывать, копировать, вырезать, перемещать, удалять файлы и папки.
4. Иметь представление об объеме информации.
5. Иметь представление о типах файлов.
6. Уметь сохранять и читать информацию с дискеты, CD-диска, флэш-устройства.
7. Иметь представление о локальной сети, читать и копировать файлы из доступных папок других
компьютеров.
8. Уметь напечатать разработку урока, сценарий мероприятия, отчет, программу семинара и др.
9. Уметь напечатать анкету для учеников (родителей), таблицу с данными и др.
10. Уметь напечатать грамоту (поздравление, объявление, пригласительный и др.)
11. Создавать дидактические материалы в Word/Excel (контрольные, самостоятельные работы, тестовые задания).
12. Уметь копировать и вставлять фрагменты текста, рисунки из одного файла в другой.
13. Уметь вставлять колонтитулы со своими данными.
14. Уметь готовить файл для печати на принтере, пользоваться принтером.
15. Иметь представление об Интернете, доменах, сайтах и их адресах.
16. Иметь представление о гиперссылке и уметь перемещаться по ним.
17. Уметь находить нужную информацию через поисковые системы.
18. Уметь сохранять нужную информацию, найденную в Интернете.
19. Уметь находить графические изображения.
20. Уметь вести свой каталог адресов в блокноте.
21. Пользоваться электронной почтой, пересылать по почте файлы.
22. Общаться в чате, форуме, ICQ (Mail-агент, Skype? NSN и др.).
23. Уметь копировать тексты и рисунки из Интернета.
24. Уметь открывать музыкальные и видео файлы.
25. Пользоваться простейшим графическим редактором.
26. Изменять параметры цифровых фотографий: размер, яркость, контрастность и др.
27. Создавать электронные презентации для урока.
28. Уметь устанавливать учебный CD-диск и разбираться в его содержании.
29. Иметь навык самостоятельного знакомства интерактивными программами.
30. Уметь пользоваться программами-конструкторами тестов, кроссвордов, учебников и др.
31. Иметь представление о мультимедийных ресурсах для урока.
Возможно сделать скидку и удалить некоторые пункты.
Но не стоит забывать, компьютер – всего лишь инструмент, использование которого должно органично вписываться в систему обучения, способствовать достижению поставленных целей и задач урока.
И пока учитель не осознает необходимости изучения азов компьютерной грамотности, и не приступит к изучению и применению их, он не научится владеть этим инструментом на должном уровне.
Но, к сожалению, грамотно работать на компьютере могут не все, прошедшие подготовку по ИТ. Бывает, что учителя, не овладев достаточно программой, увлекаются изготовлением презентациями. В результате на свет появляются штамповки низкого качества, не отформатированные должным образом, перегруженные анимационными или звуковыми эффектами. Это нельзя назвать ИКТ-компетентностью, а культурой здесь даже не пахнет. Скачивая из интернета готовые презентации, педагогу также необходимо умение «изменить», «поправить», «исправить» имеющийся продукт, или даже создать свой, авторский. И именно тогда, использование информационно-коммуникативных технологий открывает неограниченные возможности, но только для тех, кто действительно владеет ИКТ.
Что мы понимаем под ИКТ - грамотностью и ИКТ- компетентностью учителя? ИКТ-грамотность – знание о том, что из себя представляет компьютер, знание программ, их функций и возможностей, умение «нажимать на нужные кнопки», знание о существовании компьютерных сетей. ИКТ-компетентность – не только знание различных информационных инструментов (ИКТ-
грамотность), но и эффективное и уверенное применение их в педагогической деятельности.
Примерный перечень ИКТ - компетентностей учителя (мнение коллег в сети интернет):
Знать перечень основных существующих электронных (цифровых) пособий по предмету (на
дисках и в Интернете): электронные учебники, атласы, коллекции цифровых образовательных
ресурсов в Интернете и т.д.
Уметь находить, оценивать, отбирать и демонстрировать информацию из ЦОР (например, использовать материалы электронных учебников и других пособий на дисках и в Интернете) в соответствии с поставленными учебными задачами.
Устанавливать используемую программу на демонстрационный компьютер, пользоваться
проекционной техникой, владеть методиками создания собственного электронного
дидактического материала.
Уметь преобразовывать и представлять информацию в эффективном для решения учебных задач, составлять собственный учебный материал из имеющихся источников, обобщая, сравнивая,
противопоставляя, преобразовывая различные данные.
Уметь выбирать и использовать ПО (текстовый и табличный редакторы, программы для создания
буклетов, сайтов, презентационные программы (Power Point, Flash)) для оптимального представления различного рода материалов, необходимых для учебного процесса.
Эффективно применять инструменты организации учебной деятельности учащегося (программы
тестирования, электронные рабочие тетради, системы организации учебной деятельности
учащегося и т.д.).
Уметь сформировать цифровое собственное портфолио и портфолио учащегося.
Уметь грамотно выбирать форму передачи информации учащимся, родителям, коллегам, администрации школы.
Организовывать работу учащихся в рамках сетевых коммуникационных проектов (олимпиады,
конкурсы, викторины…), дистанционно поддерживать учебный процесс (по необходимости).
Для того, чтобы учитель мог выполнять все вышеперечисленное, необходима организация
методической, технической и мотивационной поддержки.
Педагоги не очень активно используют ИКТ на уроках, и это обусловлено рядом причин:
Не все учителя психологически готовы к использованию ИКТ в образовательном процессе.
Недостаточное количество или отсутствие электронных средств, способных решать педагогические задачи учителя.
Низкий уровень владения программными средствами для создания собственных электронных средств обучения (презентаций, электронных учебников, тренажеров и т.д.).
Нехватка времени для создания собственного электронного дидактического материала, а также для изучения, разработки и внедрения новых компьютерных методик обучения.
(В связи с этим, на просторах сети интернет предлагается пересмотреть вопрос нагрузки учителя? Требования к преподаванию растут, а "нагрузка" осталась как раньше. Нужен творческий ИКТ-грамотный учитель? Значит, необходимо дать учителю время на творчество.)
Приобретение компетенций возможно только на практике. Следовательно, большее внимание со стороны учителя должно уделяться практической направленности учебных материалов. Задача учителя сегодня — попробовать шире взглянуть на содержание и методы обучения своему предмету. Постараться совместить традиционные умения по предмету и умения, составляющие ИКТ-компетентность.
Главным условием подготовки ИКТ - компетентных учеников является высокий уровень ИКТ - компетентности самих учителей.
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 21.12.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.