Сегодня: 09.12.2016
6+
Регистрация
Вход на сайт




Главная » 2015 » Апрель » 14 » Духовно – нравственное воспитание детей младшего школьного возраста.
21:18
Духовно – нравственное воспитание детей младшего школьного возраста.
Духовно – нравственное воспитание детей младшего школьного возраста.
Мачула Алла Владимировна
Воспитатель группы продлённого дня
Запорожский учебно-воспитательный комплекс № 77
г. Запорожье

Нелегко быть педагогом,
Малышей учить.
Нужно здесь не столько строгим,
Сколько чутким быть.
Улыбнуться, подбодрить,
Кое-что помочь исправить
Или снова объяснить.
Повторить не раз, не дважды,
Закрепить еще раз пять...
Словом, далеко не каждый
Педагогом может стать.

За последние десятилетия в стране произошли значительные изменения, которые вызывают глубокую тревогу и озабоченность за судьбу детей и образования, за сохранение жизни на планете Земля. О гуманности и о духовности в образовании сейчас много говорят и пишут. Как воспитать гуманность в детях, готовность прийти на помощь другому человеку, сопереживать? В гуманных отношениях находят отражение духовные потребности личности, стремление видеть в человеке друга, брата, жить для блага людей, быть удовлетворенным жизнью, счастливым. Именно гуманное отношение к людям определяет гуманистическую сущность личности.
Основная задача школы - помочь ребенку самоопределиться в жизни. Он не должен ощущать давления со стороны взрослых. Ему необходимо чувствовать плечо старшего друга, готового всегда прийти на помощь. Педагогам необходимо обращать внимание на мельчайшие особенности личности каждого ребенка и с пониманием отнестись к её самым незначительным проявлениям, чтобы поддержать, убедить взрослеющего человечка в ценности, полезности и необходимости развития его индивидуальности, дать ребёнку веру в его возможности. Школа должна направить ребёнка на служение добру и справедливости. Может ли школа, «мастерская человечности» (Коменский), отказаться от своего предназначения? В 1918 году, когда общество страдало не менее, чем сейчас, осложнёнными формами болезни антигуманизма, антидуховности, античеловечности, Вернадский записал в своём дневнике: «Нельзя отложить заботу о великом и вечном (т.е. об образовании) на то время, когда будет достигнута для всех возможность удовлетворения всех элементарных нужд. Иначе будет поздно. Мы дадим материальные блага в руки людей, идеалом которых будет «хлеба и зрелищ». Есть, пить, ничего не делать, наслаждаться любовью. Неужели учитель сможет довольствоваться тем, что станет воспитывать Скалозубов, Молчалиных, жадных до денег банкиров? Хорошо жить во имя чего? Надо искать более высокие идеалы. Любовь к человечеству - маленький идеал, когда живёшь в космосе».
По словам Шалвы Амоношвили, действительно гуманная педагогика - это та, которая в состоянии приобщить детей к процессу созидания самих себя. У учителя должно быть чуткое сердце. Только оно подскажет ему, как надо говорить с ребенком в момент истины. Быть гуманным к детям - означает для учителя найти в каждом ребенке "искру божью".
Каждый ребёнок в этой жизни – уникальное явление. Загадку этой уникальности приоткрывает древняя мудрость: «То, с чем я родился – подарок Бога. То, с чем я умру - мой подарок Богу». Ребёнка надо любить. Это - закон учителя. Не может человек, не любящий детей, работать с детьми, будь то школа или дошкольное учреждение. Надо отдавать себя всего, без остатка, любви к каждому ребёнку, и дети потянутся к тебе. Дети должны не только овладевать знаниями, но и развиваться духовно и нравственно, раскрыть свою естественную природу.
Если бы в современных школах не было авторитарно настроенных учителей, родителей, дети могли бы стать более совершенными гражданами . Необходимо отказаться от авторитарной педагогики, создать такие условия, в которых учащийся будет обеспечен атмосферой комфорта и «психологической безопасности». Ребёнок должен знать, что его любят, им занимаются, им интересуются.
В последние годы в Украине произошли экономические и политические изменения, которые привели к потере духовных ценностей. Эти изменения вызвали расслоение общества и снижение жизненного уровня, произвели ценностную переориентацию у молодёжи. Через СМИ идёт пропаганда насилия, активно насаждается приоритет материальных ценностей над духовными. Нет условий для формирования высоконравственной личности с чётко выраженной гражданской позицией. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного украинского патриотического сознания. В последнее время в обществе все более широко осознается пагубность для будущего Украины нравственной деградации, слово "патриотизм" вновь обретает свое высокое значение. Сложившаяся в стране сложная ситуация вызвала озабоченность работников учреждений образования и культуры, ученых, государственных, общественных и религиозных деятелей. Поэтому необходимо воспитывать в детях, начиная с дошкольного возраста, доброту, гуманность, ответственность, чувство собственного достоинства, гражданственность, гордость за свою страну.
Я работаю с детьми более 20 лет. Работала в дошкольном учреждении, с детьми от 3 до 7 лет. По окончании университета перешла в школу воспитателем группы продлённого дня. Анализируя прошедшие годы, я вспоминаю своих коллег, воспитанников, родителей, т.е. всех тех, с кем мне пришлось встретиться на моём педагогическом пути.
Часто вспоминаю, как страшно было от неизвестности, от неумения, от того, что многого не понимала. Однако главное, что было осознано, - это требование порядочности, трудолюбия, доброжелательности и терпения.
Когда речь идёт о детях, педагогу надо самым добросовестным образом относиться к делу. Все должны быть посвящены нуждам подопечных, пониманию их интересов.
Начав работать, я убедилась в том, что знаний, полученных в учебном заведений, мало, нужно самой много читать, наблюдать, всматриваться, анализировать свои ошибки. Да и наши поступки - это результат наших взглядов, показатель интеллекта. Именно интеллект является непременным условием авторитета педагога. Важную роль в приобретении авторитета играет доброжелательность и умение расположить к себе окружающих. Педагогу должны быть присущи доброта, милосердие. Без этих качеств работать с детьми невозможно.
Во время работы я всегда стараюсь создать хорошее настроение себе, детям, коллегам – кому советом, кому шуткой, кому примером. Доброта педагога заключается в том, чтобы с готовностью помогать ребёнку осваивать мир, а семье – гармонично воспитывать его. Человек, воспитывающий детей, должен очень любить их, и они будут счастливы. С.В. Образцов в рассказе «Клибка» очень верно определил, что любовь – это умение и желание жалеть, сопереживать, болеть, когда больно другому, что есть удивительное по своему значению слово – сострадание, что жалость – высшая форма сочувствия, безжалостность – атрофия этого чувства.
Дети учатся быть совестливыми. Именно совестливость, чувство стыда, а не страха, предохраняет человека от антиобщественных поступков. Стыд – противовес развязности и вседозволенности, поэтому слово «стыдно» я употребляю в работе с детьми очень часто. Постепенно у детей рождается ответственность за свои поступки, умение считаться с общественным мнением, а это так важно в жизни. Если я говорю ребёнку, что стыдно быть неряхой, он тут же приводит в порядок свой внешний вид или своё рабочее место.
Антон Семёнович Макаренко писал, что если от человека не требовать многого, то много от него не получишь. Читая «Педагогическую поэму», я обратила внимание на то, что великий педагог в своих исканиях шёл, «осторожно ступая», отбрасывая то, что не действовало, и применяя другое, способствующее воспитательному эффекту. У А.С. Макаренко я училась проявлению настойчивости в вопросах воспитания.
Работая в дошкольном учреждении, а сейчас в школе, я очень часто читаю детям сказки, рассказы. После чтения обязательно проводим беседу о том, что понравилось, а что не понравилось и почему. Дети дают оценку поступкам героев, размышляя о том, как бы они поступили на месте героев.
Для того, чтобы привить детям любовь к живому, мы весной наблюдаем за поведением птиц и насекомых. Я рассказываю им о том, из чего птицы строят гнёзда, как высиживают птенцов, где зимуют, чем питаются, как плохо им зимой. Зимой мы кормим птиц, насыпая им в кормушки различный корм.
Воспитывая любовь к природе, мы пробуждаем у детей ласковое, заботливое отношение ко всему живому. Взрослые должны помогать детям открыть для них окружающий мир природы, полюбить его как общий дом.
Экологическое воспитание следует рассматривать как нравственное воспитание, т.к. в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства. Детям необходимо осознавать, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связи.
Воспитывая у школьников взаимопонимание, взаимоуважение, отзывчивость, взаимопомощь, мы создаём ролевые игры, их обсуждаем, оступившемуся – мы подаём руку помощи. Если ребёнок не справляется с каким-либо поручением, обязательно найдутся желающие помочь. Дети выучили «золотое» правило нравственности: поступай по отношению к другим так, как ты желал бы, чтобы поступали по отношению к тебе.
Учитель должен любить детей, жить для детей – без этого его работа не имеет смысла, кроме того, ему всегда надо помнить о своём долге: вырастить из ребёнка достойного члена общества.

Список использованной литературы:
1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.:Издательский Дом Ш. Амонашвили, 1996.
2. Макаренко А. С. Видавництво «Радянська школа», Київ – 1973.
Категория: Блоги | Просмотров: 446 | Добавил: machula | Рейтинг: 5.0/1

Нравится
Всего комментариев: 1
Когда читаешь это, веришь: Украина Жива: "Нет условий для формирования высоконравственной личности с чётко выраженной гражданской позицией. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного украинского патриотического сознания. "  
Вы - сила Украины и её главная ценность и надежда! Так держать!

Имя *:
Email *:
Код *:



Новый год - сценарии, презентации, плакаты, стенгазеты, поделки

Я - Учитель!



Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2016 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.

Рейтинг@Mail.ru
Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Мы в соцсетях:


Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧкА"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал