Сегодня: 10.12.2016
6+
Регистрация
Вход на сайт




Главная » 2015 » Ноябрь » 21 » Этапы детского развития: кризисы и новообразования
15:35
Этапы детского развития: кризисы и новообразования
Ребенок в процессе своего жизненного развития проходит определенные этапы, во время которых появляется что-то новое в его организме и в его личности. Переходы от одного этапа к другому сопровождаются так называемыми кризисами развития, моментами, когда «отмирает» нечто пройденное и возникает какое-нибудь полезное новообразование. По мнению психологов, возрастные кризисы обусловлены, прежде всего, разрушением привычной социальной ситуации развития и возникновением другой, которая более соответствует новому уровню психологического развития личности ребенка.

Зная особенности каждого критического этапа развития своего ребенка, вы сможете легче справиться с трудностями, возникающими в такие моменты в межличностном общении, поведении и воспитании.

Если вы будущая мама или уже имеете малыша, то будьте особенно внимательны ко всем поведенческим проявлениям вашего ребенка, которые касаются нижеописанных возрастов.

[b]Кризис новорожденности. [/b]Это период жизни новорожденного малыша до 1 месяца. В это время происходит первичная адаптация ребенка к окружающему миру: ему довольно тяжело переходить из среды водной и темной на свет и воздух. У ребенка к моменту рождения оказываются достаточно развитыми слух, обоняние, тактильная, болевая и температурная чувствительность, но в связи со средой они пока настроены на другую волну. Поэтому вы должны быть предельно аккуратны в выборе окружения для вашего малыша: не допускать яркого света, громких звуков, обеспечить мягкую и приятную для тела «одежду» (пеленки, одеяла). В этот период происходит настройка ребенка на общение с взрослыми: в конце первого месяца появляется социальная улыбка, возникающая в ответ на обращение мамы или отца. Так что не скупитесь на разговоры с вашим маленьким человечком – он все видит и реагирует на ваши слова.

Кризис одного года. Ведущей деятельностью на данном этапе является ходьба. Как правило, к этому моменту малыш начинает учиться вставать на ноги и делать полноценные самостоятельные движения уже в вертикальном положении. Поэтому вы должны ему в этом всячески помогать и следить, чтобы он все делал правильно. Второй момент это появление зачаточной речи – в это время с ребенком надо разговаривать, стараться понять, что он хочет, как называет предметы, отвечать ему. И третий момент – это первые признаки самостоятельных решений, т.е. ребенок может впервые начать капризничать, делать что-то по-своему, отказываться от ваших просьб. Очень важно при этом не наказывать ребенка, а разрешать ему предпринимать то, что он хочет, самому.

Для родителей, у которых дети постарше, нужно обращать особое внимание на следующие периоды развития.

Кризис трех лет. Первый признак этого кризиса – полный негативизм в поведении ребенка. При этом все его поступки идут вразрез с тем, что предлагают ему взрослые: т.е. ребенок не хочет чего-нибудь сде­лать только потому, что это предложил кто-то из взрослых, он отказывается выполнять любую просьбу родителей. В таком случае не настаивайте на своем и не ругайте малыша, а постарайтесь выяснить, почему он не хочет этого делать, приведите дополнительные аргументы, для чего это нужно. И попробуйте сделать так, чтобы ребенок как бы сам пришел к решению о том, что данное дело все-таки нужное. Второй признак – упрямство – такая реакция ребенка, когда он на­стаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал. И делает он так только потому, что он так сказал, и держится в этом «до последнего».

Постепенно появляется тенденция ребенка к самостоятельности: теперь он хочет все делать сам. В кризисный момент в этом возрасте формируется самосознание – поэтому надо давать ребенку делать, если он говорит «я сам». С этим связан симптом обесценивания: родители и другие взрослые на время перестают казаться ребенку авторитетами и помощниками. Например, в хорошей семье ребенок начинает ругаться, может назвать маму или отца дураками. Не пугайтесь и не срывайтесь на него с жестокими наказаниями. Лучше всего выясните, почему он так сказал, жестко и серьезно объясните ему, что так говорить нельзя и попросите извиниться.

Ко всему прочему в это время идет активное развитие мелкой моторики, поэтому давайте своему ребенку маленькие игрушки, простые конструкторы, старайтесь, чтобы он чаще что-нибудь собирал или строил руками. Также для психики ребенка этого возраста характерна высокая зависимость от наглядной ситуации – показывайте пример в любых делах, но незаметно, чтобы ситуация для малыша «я сообразил сам» сохранялась.

Кризис семи лет. Ребенок при переходе от до­школьного к школьному возрасту очень резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении, чем прежде. В это время идет борьба переживаний: с одной стороны он ведет себя, как раньше, т.е. свободно, так, как ему хочется, но с другой – начинает появляться первая самооценка, понимание своих действий. За счет такого дисбаланса ребенок начинает манерничать, капризничать, ходить не так, как ходил раньше. В поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное, какая-то вертлявость, паясничанье, клоунада. Ребенок может строить из себя шута, он еще не определился, как себя вести: как маленькому или по-взрослому. Не наказывайте детей за такое поведение, а предоставляйте все возможности, чтобы они почувствовали себя самостоятельными, советуйтесь с ними, попросите помочь вам в каком-нибудь вашем взрослом деле.

Затем постепенно происходит утрата детской непосредственности: в поступки ребенка привносится интеллектуальный момент, который вклинивается между эмоциональным переживанием и непосредственным поступком, что является прямой противоположностью наивному и непосредственному действию, свойственному ребенку. Таким образом, к окончанию критического момента существенным в формировании личности становится то, что мотивы и желания ребенка начинают согласовываться друг с другом, выделяются более и менее значимые, за счет чего происходит переход от импульсивного, ситуативного поведения к опосредованному каким-то правилом или образцом.

Личностные кризисы 1 года, 3 и 7 лет имеют очень важное значение для дальнейшего развития ребёнка. Поэтому очень важно, чтобы взрослые с пониманием и терпением относились к ребёнку в это время. Для этого рекомендуется избегать крайностей в общении с ребёнком (нельзя всё позволять малышу или всё запрещать). Важно согласовать стиль поведения со всеми членами семьи. Нельзя оставлять без внимания то , что происходит с ребёнком, но при этом надо постараться объяснить ему, что у его родителей и других родственников есть другие дела кроме заботы о нём. И что в решении некоторых проблем он может помочь. Важно давать ребёнку выполнять самостоятельно задания, чтобы он почувствовал свою автономность. Нужно поощрять его инициативу, побуждать к ней (если её нет). Но при этом ребёнок должен всегда чувствовать поддержку и одобрение значимого для него взрослого. Нужно помнить, что запрет и повышение голоса – самые неэффективные средства воспитания, и попытаться обходиться без них. Когда ребёнок станет чуть-чуть старше, важно расширять круг знакомств ребёнка, чаще давать ему поручения, связанные с общением с другими взрослыми и сверстниками. При этом следует укреплять уверенность ребёнка в своих силах. Но надо помнить, что ребёнок в своём поведении и поступках подражает взрослым, и постараться подавать ему хороший личный пример. Однако всё это возможно только в том случае, если у ребёнка со взрослым (родителем) установлен тесный эмоциональный контакт.

источник http://www.bcetyt.ru/children/psychology/60680987.html
Категория: Блоги | Просмотров: 145 | Добавил: Medea | Рейтинг: 5.0/1

Нравится
Всего комментариев: 1
Все проблемы которые происходят в детстве, обязательно аукнуться в переходном или старшем возрасти, поэтому все перечисленные моменты нужно знать.

Имя *:
Email *:
Код *:



Новый год - сценарии, презентации, плакаты, стенгазеты, поделки

Я - Учитель!



Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2016 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.

Рейтинг@Mail.ru
Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Мы в соцсетях:


Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧкА"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал