Сегодня: 26.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » 2012 » Октябрь » 29 » Краеведение как форма приобщения к православной культуре
20:47
Краеведение как форма приобщения к православной культуре
Краеведение является элементом образования, который обогащает учащихся знаниями родного края, воспитывает любовь к нему и способствует формированию гражданственных понятий и навыков. Оно раскрывает учащимся связи родного города, села с великой Родиной, помогает уяснить неразрывное единство истории, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края. В основе краеведческой работы лежат поиск, дерзание, глубокий интерес к прошлому.
Краеведение как духовный образ земли, на которой живёшь, признавалось необходимой частью образования на всех этапах развития педагогики. Впечатления детства и отрочества во многом определяют характер мировосприятия человека в последующие годы.
Знакомство с родным краем, его историей, посещение исторических мест, памятников исторической и духовной культуры стало неотъемлемой частью образования в нашей школе. Школьная краеведческая работа проводится в системе. Это органически взаимосвязанные компоненты образования - урочная и внеурочная деятельность, активно проводится работа вне стен гимназии.
С 2007 года в гимназии действует краеведческая программа «Мой край Тульский». В рамках реализации программы в школе функционирует музей «История школы в истории страны». В исторической гостиной школьного музея для гимназистов проводятся встречи поколений. Каждая встреча - это передача молодежи общественно-исторического опыта, планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение учеников с целью формирования ценностных ориентиров на основе лучших национальных традиций. Живая связь поколений позволяют ребятам по-новому взглянуть на историю родины, прикоснуться к истокам ее национальной гордости, помогают формировать у них собственную гражданскую позицию.
На базе музея работают клубы и кружки. Один из них Клуб любителей истории «Клио», которым руковожу я. Вся работа клуба направлена на развитие творческого и духовного потенциала учащихся. Каждое занятие это передача молодежи общественно-исторического опыта, планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение учеников с целью формирования ценностных ориентиров на основе лучших национальных традиций.
Особое место в краеведческой работе отводится проектной и исследовательской деятельности, которая воспитывает уважительное и бережное отношение к истории своего народа, духовно – нравственно развивает личность учащегося. Ребята становятся первооткрывателями, совершая для себя открытия, хотя и небольшие. Ученики исследуют корни своей семьи, рода, составляют генеологические древа, изучают конкретные человеческие судьбы – родственников, земляков, изучают обыденную жизнь с ее живыми подробностями, накапливают фотоматериалы.
На сегодняшний день в школе организована исследовательская деятельность по созданию летописи истории школы, 100-летие которой будет отмечаться в 2012 году.
Все воспоминания, изученные и проанализированные источники, архивные материалы систематизируются в творческих работах гимназистов. По завершению работ юные исследователи выступают с презентациями на традиционных школьных конференциях, участвуют в конкурсах.
Участие в конкурсах Государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей Тульской области «Областной центр детско – юношеского туризма» познакомило нас с проектом «Тульский край - земля православная», посвященный 900-летию памяти просветителя и первокрестителя славянского племени вятичей – святого Кукше. Задачи этого проекта: выявление малоизвестных объектов православной культуры и их комплексное изучение; сбор биографических сведений о подвижниках веры и благочестия, представителях Тульского духовного сословия, заслуженных церковных деятелях и священниках; заинтересовали и увлекли нас в мир православного краеведения.
С 2008 года принимаем участие в конкурсах и Крещенских гостиных «По святым местам земли Тульской», «Моя малая родина: природа, культура, этнос» Областного эколого-биологического центра. Ежегодно старшеклассники участвуют во Всероссийском конкурсе исследовательских работ Международного историко-просветительского общества «Мемориал» «Человек в истории. Россия - XX век». Сквозная тема конкурса – это судьба человека, история семьи. Для гимназистов некоторые работы стали началом систематизации семейной истории. С работами можно познакомиться на сайте фестиваля творческих работ школьников «Портфолио» Издательского Дома «Первое сентября».
Интерес к темам исследования по историко-церковному краеведению позволил моим ученикам уже два года принимать участие во Всероссийском конкурсе по историко-церковному краеведению. Результат IV Всероссийского конкурса (2011 г.) - дипломы лауреатов I степени. Юные исследователи восстанавливают память о забытых историях «малой родины», например работа «Забытая история Ефремовского духовного училища»; изучают жизнь и деятельность и ныне здравствующих церковных деятелей и тех, чей жизненный путь уже закончился.
Одна из таких работ «Архиепископ Савва (Раевский Федор Федорович) (1892-1976), уроженец города Ефремова Тульской области»
Предметом исследовательского интереса стал тот факт, что в нашем провинциальном городе родился Раевский Федор Федорович, будущий Владыка Савва, бывший Правящий Архиепископ Австралийско-Новозеландской Епархии.
Цель работы:
Восстановление памяти религиозного деятеля земли Ефремовской Федора Федоровича Раевского.
Мы узнали, что Федор Федорович Раевский после октябрьских событий в 1920 году покинул Россию, стал активным религиозным деятелем Русской Православной Церкви Заграницей. Раздел Церквей на Зарубежную и Московскую, разрушение православных святынь в России наложили запрет даже на упоминание о Федоре Раевском.
В краеведческом биографическом справочнике «Красивомечье: века и люди» всего 37 строк о Федоре Раевском. Мы занялись поиском. Мы – это творческая группа, состоящая из учащихся 8-х, 9–х. классов: Воробьева София, Тимофеева Дарья, Беликова Светлана и руководители Беликова Софья Вадимовна, учитель музыки и я.
В архивах Ефремова, Тулы ничего нового не нашли. В Интернете мы решили начать поиски через Австралийскую, Американскую и Австрийскую Епархии, где, по сведениям из справочника, служил о. Савва. На наши просьбы о помощи поделиться информацией откликнулись: протоирей Владимир Цуриков, декан Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле (США), священник о. Георгий Харлов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Зальцбурге (Австрия). Отец Георгий дал нам телефон духовной дочери Архиепископа, Елены Николаевны баронессы Мейендорф, которая с радостью рассказала о своих встречах с отцом Феодором Раевским.
Особым успехом наших изысканий стал телефонный разговор и переписка по электронной почте с Главой Русской Православной Церкви Заграницей Митрополитом Илларионом. Благодаря его помощи, мы получили из Австралии подарок - книгу о владыке Савве, написанную протоиреем Михаилом Протопоповым, который был «посошником» у Владыки.
Книга открыла для нас Федора Федоровича Раевского. Прекрасного адвоката и тонкого богослова, культурного, умного и энергичного Архипастыря, большого патриота, горячо любящего многострадальную Родину, глубокого духовного мыслителя, хорошо разбирающегося в людях и, умеющего вдохновлять их на великие дела.
В своей книге протопоп Михаил говорит, что «Владыка Савва ушел в историю. Он остался жить у Бога, невидимо для человеческих глаз и, возможно, в сердцах тех, кто его помнит». Эти слова оказались пророческими. Спустя 120 лет на родную землю вернулась память о её уроженце - Раевском Федоре Федоровиче.
В феврале 2012 года по приглашению баронессы Елены Николаевны Мейендорф мы посетили Австрию. Для моих учеников встреча с человеком, который лично знал отца Феодора, Архиепископа Савву, стала понимаем того, что, где бы человек не находился, в какой трудной жизненной ситуации не был, главная жизненная опора - это вера, терпимость по отношении к другим, всепрощение и осмысление своих поступков. Для моих учеников история его жизни – это путь поборника православной веры и пример преодоления жизненных страданий. Встречи в Зальцбурге живой урок верности Православию.
Приобщение к православной культуре происходит не только в школе. Мы активно используем социокультурное пространство гимназии: музеи, общественные клубы, библиотеки.
Частый гость гимназии отец Герман, благочинный храмов Ефремовского прихода. Встречи с учащимися в преддверии православных праздников стали традиционны. Доступный рассказ о жизни праведников и святых старцев в годы гонений и лишений, которых лично знал Архимандрит Герман дает пищу для глубокого размышления. Наши гимназисты посещают воскресную школу при храме Святой Троицы, участвуют в богослужениях, совершают паломнические поездки, старшеклассники, члены волонтерского отряда, оказывают посильную помощь в уборке возрождаемых православных храмов города и района – все это духовно обогащает.
Знакомство с православной культурой я провожу во время экскурсий по храмам ефремовского края, Тулы и ближнего зарубежья.
В мае 2009 я организовала поездку в Беларуссию, в Могилев. Эта поездка стала продолжением исследовательской работы «О чем рассказало название городской улицы 388 Полка». Конечный пункт нашей программы - посещение Буйничского поля – поле Боевой Славы, где мы поклонились праху нашим землякам, бойцам 1 состава стрелкового 388-го полка.
При знакомстве с историческими местами Могилева, мы посетили Свято-Никольский женский монастырь, который находится практически в самом центре города. Центральная церковь - Николаевская, построена в 1669-1672 годах, внесенная ЮНЕСКО в реестр наиболее ценных сооружений Европы в стиле барокко. Посетив этот чудесный уголок православной жизни Могилева, мы окунулись в мир уединения и покоя. В Николаевской церкви, все дети не по принуждению, а по стремлению души, пожелали поставить свечи перед иконами, но, к сожалению, в дальние пределы пройти было нельзя. Как только монахини узнали, что к ним прибыли ученики из России, разрешение было получено. Ребятам рассказали об истории монастыря, пережившего время коммунистического гонения и военное лихолетье, об иконах, а затем дали время побыть одним….
В сентябре 2012 мы прошли дорогами Отечественной войны 1812 года: Москва-Можайск-Вязьма-Смоленс-п.Красный-Малоярославец. В каждом из героических городов мы поминали погибших в храмах, церквях монастырей. В Москве - Храм Христа Спасителя; на Бородинском поле – церковь Спасо-Бородинского монастыря; Вязьме - Иоанно-Предтеченский монастырь; в Смоленске старинная церковь Петра и Павла, Кафедральный Успенский собор; в Малоярославце - Никольский Черноостровский монастырь.
Все поездки, по словам детей, оставляют неизгладимый след в душе, а родители, чьи дети побывали в Могилеве, в поездке, посвященной 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года, сказали, что их дети приехали «другие». Это тот воспитательный эффект, которого мы добиваемся в образовании.
Мои ученики теперь уже осознанно интересуются русскими святынями – монастырями, историей их зарождения и судьбой в советское время, взаимодействию монастырей с внешним миром, житием православных подвижников. Чтобы интерес не угас, я подготовила программу кружка «Святыни России». Большая часть тем посвящена изучению становления православия на Тульской земле.
Интерес к изучению православной культуры позволил моим ученикам уже не первый год участвовать во Всероссийской олимпиаде школьников по курсу «Основы православной культуры», организованный Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом. В 2010 году моя ученица Степанова Дарья заняла II место в региональном туре. В 2011-2012 учебном году участников школьного этапа олимпиады возросло. Теперь уже не только мои ученики, но и другие гимназисты заходят на сайт и активно участвуют в конкурсах Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Открытая всероссийская интеллектуальная олимпиада «Наше наследие» дала возможность детям глубже изучить тему «Отечественная война 1812 год». Ежегодно увеличивается количество гимназистов – участников Всероссийского детского творческого конкурса «Святые заступники Руси». Все это интеллектуально развивает и воспитывает ребенка, дает объяснение понятиям, что есть добро и что есть зло, а как жить – это уже выбирает сам человек, сам ученик. Мы просто даем ему возможность выбора, просвещая его.
На сегодняшний день важно вернуться к православным истокам и через воспитание на традициях православия нужно возрождать культурные ценности современной России. Забота об улучшении народной нравственности и душевного благосостояния - вот необходимая мера в наше время. Всему этому способствует, в том числе и краеведение.
Закончить свое выступление хочу словами нашего уроженца архиепископа Саввы из книги благочинного Михаила Протопопова. Удивительно, но пророческие слова были сказаны в декабре 1966 года,
«Интересно отметить, что с возрождением интереса к национальному и государственному прошлому России растет и интерес к религии, так как люди начинают интересоваться и исторической ролью Церкви, стараются понять, какую роль играла Церковь на протяжении всей истории России уяснить то, как она всегда окрыляла и укрепляла дух народа во все тяжкие моменты его жизни».
Прикрепления: Картинка 1
Категория: Блоги | Просмотров: 2906 | Добавил: gab604 | Теги: православие, воспитание, краеведение, школьный музей, благочинный Ефремовского прихода от | Рейтинг: 2.0/3
Всего комментариев: 2
Краеведение - нужная и полезная в воспитательном плане работа!

2 Галина (gab604)   (20.07.2015 23:00) [Материал]
Согласна. Через краеведение воспитываются патриоты. Любовь к "малой Родине" есть начало большой любви к своей стране.

Имя *:
Email *:
Код *:


Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 26.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог