Урок музыки – сложный художественно-педагогический процесс»
Кошель Ирина Владимировна, учительм узыки, ИЗО,МХК
ЭССЕ КОШЕЛЬ ИРИНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ, учителя музыки «Моя педагогическая философия» «Урок музыки – сложный художественно-педагогический процесс»
Благо, даруемое нам искусством не в том, чему мы в нем научились, а в том, какие мы в нем становимся. Оскар Уайльд. Добрый день дамы и господа! Рада приветствовать Вас! Хочу представить немного себя, И начинаю сейчас свой рассказ. Зовут меня Ирина , А отчеством Владимировна я, Работаю в школе учителем Музыку преподаю я. Пятнадцать лет работая в школе Я выбрала такое кредо себе: Учитель всегда должен чему-то учиться Творить, фантазировать, много читать В чем-то и где-то себя проявлять И ежели вдруг на мгновенье он встал То как учитель существовать перестал. Поэтому я поразмыслив немного, Решила: участие нужно принять, В конкурсе «Я - Учитель», На что я способна самой себе показать. Для многих предмет «музыка» лишь развлеченье, А для меня это сложный процесс, Должна создать я такие условия, Чтобы у школьников был интерес. Я разъясняю, где форте, пиано, Как различить их в нотном письме, Как развивается в произведении драма, И что значит тембр, темп и гамма. Знакомимся с оперой и увертюрой, О композиторах говорим, А иногда мы еще сочиняем И такое удовольствие получаем! Еще на уроках играем немного, Ведь игр музыкальных не перечесть, И все интересны, занятны, полезны, В них все виды музыкальной деятельности можно учесть. А увлеченье!? А увлеченье у меня лишь одно – это пение! Пою для себя, для души, для детей, И, чтобы создать впечатление Прочтите мое произведение!
Урок музыки. Что это за урок? Тот, что мы провели, или тот, который извлекли? И где получен этот урок: в школе, на концерте, при просмотре телепередачи? Казалось бы, понятное словосочетание «урок музыки» может иметь абсолютно разные толкования. Поговорим же об уроке, который стоит в школьном расписании, который творится учителем, соавторами которого становятся дети. Встреча с музыкой, встреча с прекрасным, прекрасное в музыке, музыка в прекрасном… Игра слов? Но в этой игре заключено так много! В педагогических кругах до сих пор сохраняется мнение, что урок музыки – это лишь развлечение. Между тем, урок музыки – сложный художественно-педагогический процесс. Но только для учителя! Для детей этот процесс – продолжение, естественное протекание жизни. При этом учителю всегда нужно помнить о главном: урок музыки – это урок искусства. Сегодня меняется статус предметов образовательной области «Искусства» в школе. Происходит переход от уроков, ориентированных на освоении лишь технических навыков к урокам, ориентированных на развитие личности учащихся и его творческих способностей. Для меня главное и самое важное в любом уроке – его атмосфера. Важнейшая функция музыки – коммуникативная. Её смысл заключается в человеческом общении, наслаждении музыкой вместе со всеми. И от учителя здесь зависит очень многое. Для этого он сам должен быть творческой личностью. Основная цель педагогического творчества – создание новых методов и средств разрешения педагогических ситуаций в процессе художественно-педагогического общения. Настоящий урок, даже тщательно спланированный, является импровизацией на тему урока, т.к. вынуждает меня учитывать настроение (своё и учеников), творческое состояние (своё и учеников), отношение к происходящему (своё и учеников). Таким образом, педагогическая импровизация – это ещё и показатель педагогического мастерства, когда учитель способен на основе предварительной разработки в процессе урока, опираясь на художественно-педагогическую интуицию, предчувствовать педагогические явления и прогнозировать педагогический результат, перестраивать свою деятельность в соответствии с развитием педагогической ситуации, т.е. создавать урок, как художественное произведение, непосредственно в ходе исполнения. Несмотря на то, что 60% успеха в общении зависит от действий учителя, всё же нельзя не согласиться с тем, что и действия учеников накладывают свой отпечаток на ход и результат общения. Здесь, прежде всего, нужно сказать о специальной культуре поведения, которая заключается в том, насколько ученики владеют различными видами деятельности. В Концепции образовательной области «Искусство» отмечено: «Ввиду особой специфики содержания образовательной области «Искусство» преподавание предметов данной области должно осуществляться педагогами творческими, владеющими современными педагогическими технологиями, имеющими высокий уровень психолого-педагогической подготовки». Полностью разделяю эти позиции и поэтому стараюсь соответствовать образу современного учителя музыки, а уроки строить как художественные по содержанию и учебные по форме.
Ирина Владимировна, это замечательно, когда учитель влюблен в свой предмет , видит его серьезность и хочет передать это своим ученикам. Как знать, может именно Ваши уроки помогут кому-то из Ваших учеников найти себя в искусстве. Вы все очень правильно делаете. Творческих Вам успехов.
ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА, так хочется побывать у Вас на уроке! Я всегда с особым умилением смотрю на учителей музыки, изобразительного искусства - вы, право, люди "не от мира сего"! Вам души людей подвластны полностью. Вы же можете творить из нас что хотите! Согласна с Вами, что ушли в прошлое уроки пения, когда, растянув баян, учитель не имел особых проблем при подготовке к ним. Сегодня более цивилизованный подход к организации урока. И Вы совершенно правы, что современный урок - это "сложный художественно-педагогический процесс". Я верю, что Вам удаётся импровизировать чудеснейшие уроки! Удачи Вам!
Галина Николаевна, здравствуйте. Ну, почему же мы "не от мира сего"? Мы, просто, мир видим по-особому. А это и есть процесс творчества, когда в обыкновенном можно увидеть и создать что-то новое и красивое! А, может быть, Вы и правы! Но в таком случае "сей мир" у каждого свой -единственный и неповторимый!
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 13.05.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.