Уважаемые педагоги! Очень понравилась статья, которую я процитировала ниже. Хочется услышать Ваше личное мнение по этой теме. Пожалуйста, присоединяйтесь к обсуждению!
Чтение - вот лучшее мучение
Это для нас, взрослых, отпуск - время отдыха. Ха-ха-ха! Tри раза, - говорят нам на это наши дети, для которых каникулы - это время подготовки к школе, когда надо прочесть рекомендованную учителями на лето литературу.
Рассказываю подлинную историю. Девочка четырнадцати лет. Отличница. В школе получает список под гордым названием "Литература для домашнего чтения". Родители ей говорят: "Пока не прочтешь "Витязь в тигровой шкуре", - гулять не пойдешь". Девочка начала читать книгу.
Через некоторое время она стала названивать своим знакомым с просьбой пожить у них немножко, пока родители не успокоятся, поскольку прочитать эту книгу она вообще не в силах.
"Витязь в тигровой шкуре" - плохая книга? Идиотский вопрос. Великая, гениальная, философская... Но, как многие великие книги, трудно читается. Особенно в 14 лет...
Я видел список, который рекомендовали этой девочке. Список не обязательный, но желательный. Учителя настоятельно советовали. Помимо великой книги Руставели - там еще, к примеру: "Божественная комедия" Данте, "Повесть временных лет", "Сказание о Вавилонском царстве", "Разговор с Анакреоном" Ломоносова, "Путешествие из Петербурга в Москву" Радищева, "Последний квартет Бетховена" Одоевского, "Пойман с поличным" Диккенса, " Ярмарка тщеславия" Теккерея, три романа Вальтера Скотта, три романа Гюго, два романа Флобера... И это еще совсем не всё...
Эти книги рекомендуют учителя 13-14-летним детям! Учителя - умные люди: они все понимают. Но им рекомендует начальство, а они, по эстафете - ученикам.
Покажите мне подростка, который, прочитав все эти книги жарким, вольным летом, не возненавидит литературу как таковую? Что мы делаем, а? Сознательно или бессознательно мы воспитываем в детях не просто нелюбовь, а ненависть к великим книгам. К той самой литературе, во многом благодаря которой люди веками оставались людьми, даже когда окружающая жизнь не способствовала.
Конечно, это вовсе даже не сугубо проблема летнего домашнего чтения. Это вообще проблема преподавания литературы в школе. Мой сын учится в хорошей школе, но и там, как и везде, четыре урока физкультуры в неделю и два - литературы. Физкультура, получается, в два раза нужней жителям ХХI века. Нам что, действительно кажется, что для модернизации жизни больше необходимы накаченные, чем те, кто "нужные книги в детстве читал"?
А с другой стороны, думаю: может, оно и хорошо, что уроков литературы в школе мало? Программа ведь так составлена, чтобы не привить, а отбить любовь к книге.
Принцип обучения какой? Надо изучать великое, а не интересное. В результате дети знают, что Жуковский - великий поэт, который писал очень скучные стихи. Пушкин - гений, чьи стихи надо учить едва ли не в каждом классе... А Лев Толстой писал такие огромные романы, что прочитать их нет никакой возможности.
Как радостно представители школы всегда жалуются на то, что современные дети не читают, потому как время такое: Интернет, мобильный телефон с играми и проч. и проч. Но разве школа что-то делает для того, чтобы увлечь ребенка чтением?
Кто и когда придумал, что ребенок должен учить наизусть стихи? Неужели не ясно, что это только отбивает любовь и к конкретным поэтам, и к поэзии вообще? Когда человек с первого по одиннадцатый класс вынужден учить наизусть стихи - ему, боюсь, уже никогда не понять, что поэзия - это летопись души...
Задача уроков литературы в школе не в том, чтобы бегло ознакомить детей со всеми классиками. Это бессмысленно и не нужно. Но в том, чтобы показать ребенку: литература - это дело очень живое, интересное, классное! На уроках литературы надо изучать книги о Гарри Поттере и Остера, Успенского и Крапивина. Если мы приучим ребенка читать, - уверяю, он сам дойдет до Толстого и Достоевского. Главное, воспитать в нем эту привычку - читать.
Знаете ли вы, что Санкт-Петербургский университет по заданию министерства образования разрабатывает нынче список из 100 книг, которые должны быть непременно прочитаны выпускниками школ? Как? Не знаете? Подозреваю, что нет, поскольку на сегодняшний момент на сайте разработчиков лишь около 500 человек откликнулось на предложение составить свой список.
А ведь это должна быть всероссийская акция! Может быть, покруче, чем "Имя России"... Страна должна выбрать 100 книг, которые должны прочесть наши дети. Эта акция могла бы объединить читающих людей - а таких немало, могла бы реально помочь учителям, и, что самое главное, могла бы возбудить интерес к литературе.
Страна не в курсе. Людей из университета торопят сделать список к 1 сентября... Ну, постараются, ну, сделают, ну, разошлют по школам. И чего?
И что же остается нам, родителям? Понять, что сегодня школьные уроки литературы, как и списки внеклассного чтения, отбивают у наших детей любовь к книге.
Если ваше чадо имеет "три" по литературе, - это вовсе не значит, что оно не любит читать. Подсуньте ему какую-нибудь книгу. Пока общество и государство оставляют нас наедине с этой проблемой, - попробуем сами. Иного выхода у нас нет...
Автор: Андрей Максимов (писатель, член Академии российского телевидения) Источник: "Российская газета"
С какой то стороны Андрей Максимов прав. Литература, которую читают наши дети в школе, порой трудна для осмысливания в данном возрасте...Однажды я прочитала комментарий одного 40-летнего человека, который был восхищён романом Л.Н.Толстого "Война и мир".Он сказал:"Только сейчас, перечитав роман, я понял-Какое прекрасное это произведение!"
Совершенно с вами согласна. Детям на каникулы дают такое количество книг, что иногда и взрослый не сможет их прочитать. А дети должны в каникулы отдыхать или только читать? Читать надо, но и литературу надо подбирать соответственно возрасту. АННИТА
А я считаю, что только чтение литературных произведений обогащает словарный запас наших детей. Другое дело - подбор литературы для чтения летом. Нужны такие книги, чтобы было интересно для малышей. Страшно слышать речь наших детей, когда они общаются со сверстниками и не только.... Разве эти слова они читают в книгах, или слышат их на улице, где и проводят больше времени, чем за чтением?
Проблемы преподавания в школе начинаются с проблем семьи. При советской моде на чтение каждая, даже самая плохоживущая, семья старалась купить книжку, книги дарили, передавали, на новые книги в библиотеках стояла очередь. Родители читали детям, в детских садах был час чтения. В первых классах НЕ БЫЛО детей, ни разу не слышавших "Репку", "Семеро козлят", "Сказку о мертвой царевне". Пройдите сейчас по первоклассникам... Половина умеет пользоваться компьютером, а о вечернем чтении с мамой и не слышали. Может быть, литература и перегружена, но Пушкин, Лермонтов, Толстой, Грибоедов - неужели язык их труден? Беда не в школе, а в отношении общества к книге и чтению. Я ежегодно провожу читательские конференции по физике ( по Беляеву, Стругацким, Лему...). Диктаторским решением заставляю прочитать произведение, спрашиваю по содержанию, прежде чем перейти к физике. Поверьте, ребята втягиваются в чтение, начинают читать хорошую научно-популярную фантастику, а потом благодарят. Пока вкус хорошей книги не распробуешь - не поймешь.
Добрый день! Проблема чтения сейчас как никогда актуальна. Виртуальный мир полностью заменил нашим детям мир реальный. И такое занятие как чтение книг стало редкостью. В свободное время дети сидят за компьютером, играя в "стрелялки", сражаясь с монстрами. И практически не встретишь школьника за чтением книги, тем более той, которая не входит в обязательный список для чтения по литературе. А ведь во многом это зависит от взрослых. Какой взрослый имеет пристрастие к книге?. Можно сказать, что это риторический вопрос. Я думаю, что, если будем читать больше, то и дети за нами потянуться.
Чтение пронизывает все сферы и этапы жизни личности (младенчество, детство, юность, зрелость, старость), во многом определяет жизненную успешность. Без чтения нет профессионального становления, эмоционального и интеллектуального развития.
Роль книги, ценность детского чтения в общественном сознании сегодня особенно высока, однако, к сожалению, читающих детей становится все меньше и меньше. Можно сколько угодно ругать школу, телевидение, компьютеры и Интернет, однако это не решит проблемы.
Многие литературные произведения мы действительно можем понять только будучи уже людьми за... Но это не значит, что их не надо читать школьникам. Если взрослый сможет грамотно донести суть произведения, то в памяти оно отложится, а уж по истечении лет рука сама к нему потянется. А насчёт научной фантастики у меня такое мнение: в 80-90г. она была другой, интересной, живой, не милитаризированной, по крайней мере, как сейчас. Современная научная фантастика больна драками, боями и смертью в больших количествах,а значит подобна тиражированным боевикам. По моему мнению научить чему-либо ей сложно. А читать надо ЛЮБИТЬ, понимать смысл прочитанного, нехотя прерываться, с удовольствием рассказывать о том, что прочитал, советовать другим почитать.
Добавлено (01.11.2013, 16:44) --------------------------------------------- Современные детские книжки, подчас, так жутко иллюстрированы, что даже страшно в руки брать, не то, что ребёнку давать. Малыши нуждаются в чтении с опорой на наглядность, а показать порой бывает нечего. Это тоже одна из причин проблем с чтением в семьях, где растут дети дошкольного возраста.
Сообщение отредактировал verihella - Пятница, 01.11.2013, 16:44
Я тоже того же мнения, что произведения надо подбирать по возросту. А дома должны быть семейные чтения. Это обогощает словарный запас, развивает память. И заучивание стихов тоже развивает память, может поэтому их учат наизусть. учитель-дефектолог, МБДОУ "Детский сад № 93" комбинированного вида г. Стерлитамак РБ
Я, как учитель литературы, конечно же за чтение. Но из своей практики знаю, что из того списка, который предлагаем мы, учителя, детям на летние каникулы они почти никто ничего не читают. Да, школа за год им надоедает, и они хотят про неё забыть летом полностью. Дело, думаю, не в перечне предложенных книг. Просто с детских лет нужно в детях воспитывать любовь к чтению и поощрять за это (разумеется, не материально!). Мой сын, например, увлёкся чтением с той самой поры, как только научился читать. В девять лет он проявил желание читать "Пятнадцатилетнего капитана" и "Остров сокровищ". И мы ему это позволили, хотя он и половины не понял из того, что читал. Но я старалась придерживаться мнения: "Лишь бы только читал, раз так хочется ему!". Читал много, с упоением, но до возраста 16 лет. Сейчас он студент и не читает вообще художественную литературу, но так как в свои 9-16 лет преуспел в чтении, то очень развитый молодой человек. Мой муж, в школе средний ученик, вообще практически ничего не прочёл из школьной программы (знаю, так как мы с ним одноклассники и сидели за одной партой), но сейчас уже в течение последних лет пятнадцати читает очень много. Я считаю, что "умение и желание читать " к каждому приходит по-разному, у каждого для этого свой возраст. Другое дело, что современные дети---это совсем другое поколение, это дети поколения информационных технологий и бешеного ритма жизни. Уверена, что эти дети будут читать, когда уже совсем будут не детьми: каждому придёт для этого своё время. учитель немецкого языка, русского языка и литературы филиал МБОУ "СОШ п. Садовый Самойловского района Саратовской области" в с. Хрущевка
Людмила Валерьевна, полностью согласна с Вами. Каждому свое время. У меня два сына, постоянно сравниваю их отношение к книге. Старший читает "запоем", в свои 12 лет прочил многое из того, что дети читают в 10-11 классе. А младший первоклассник, совсем не проявляет интереса к самостоятельному чтению. Но, любит, чтобы ему почитали вслух. Хотя любовь к чтению мальчикам прививала с пеленок. Читать научились в одном и том же пятилетнем возрасте. Старалась воспитывать и развивать сыновей в этой области одинаково. Но, результат пока разный. Поэтому, тоже думаю, что еще просто не пришло его время!
Сообщение отредактировал bengardt - Пятница, 20.12.2013, 07:18
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 21.12.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.