Самарский государственный университет, 1997 г. специальность "Биология"
Место работы:
ГКСКОУ школа-интернат для детей сирот г.о. Чапаевск Самарской области
Должность:
учитель биологии
Проживаю:
Самарская область, г. Чапаевск
Квалификационная категория:
Высшая квалификационная категория
Педагогический стаж:
13 лет
Доп.нагрузка, классное руководство:
Эколого-биологический кружок "Друзья природы", кружок предпрофессиональной подготовки "Овощевод", классный руководитель
Тема методического самообразования:
Приемы активизации мыслительной деятельности у учащихся с диагнозом ЗПР на уроках биологии
Материал очередной аттестации:
результаты повышения квалификации, использования новых образовательных технологий, внеурочной деятельности учащихся по предмету, коррекционной деятельности, участие в работе методического объединения,
Повышение квалификации:
29 декабря 2010 г, г. Самара, аттестационный лист от 30.12.2010 № 984-р
Совмещаемые предметы:
химия
Дата создания портфолио:
16.11.2014
Выдано свидетельство о регистрации портфолио:
№ 241 от 12.12.2014 г.
Достижения:
В ГКСКОУ школе-интернате я работаю уже 13 лет с 2001 г. , за это время было достигнуто следующее:
В 2005 году присвоена первая квалификационная категория, в 2010 присвоена высшая квалификационная категория.
В 2009 году получила Почетную грамоту Министерства образования и науки Самарской области Юго-западного управления
11 марта 2012 года получила Почетную грамоту Министерства науки и образования Российской Федерации.
20-21 ноября 2013 года принимала участие в работе Всероссийской научно-практической конференции "Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт, знания, перспективы", посвященной 10-летию Центра специального образования Самарской области.
Общие сведения:
Эссе.
Когда я окончила Самарский государственный университет по специальности "Биология" я ещё не знала, что буду учителем биологии, но как оказалось позже - это моё призвание. Я счастлива, что нашла себя в это профессии, что каждый раз я получаю удовольствие и удовлетворение после проведенных уроков, когда глаза детей загораются жаждой познания чего-то нового, неизведанного. Наши дети - дети-сироты, она как никто обделены материнской любовью, заботой. И в интернате учитель не только дает детям знания, он пытается научить детей жизни, раскрыть все секреты природы, элементарные навыки, которые эти дети не получат от своей семьи и близких.
Биология — наука о жизни. Именно законы природы дети познают на уроках. Знания, полученные за весь курс обучения служат для ребят опорой в дальнейшей жизни. Курс дает знания в области механизмов биологических процессов и явлений, показывающих место человека в биосфере и его ответсвенность за состояние природы. Это не только теория, но надеюсь, что ребята в дальнейшем будут использовать на практике полученные знания. На каждом уроке я обращаю внимание на воспитание бережного отношения к природе — источнику нашего существования, умения рационально использовать природные ресурсы. Целью своей педагогической деятельности считаю необходимость найти индивидуальный подход к каждому ученику, раскрыть его сильные стороны, помочь найти свое место в жизни. Методическая деятельность
В ГКСКОУ школе-интернате я являюсь председателем методического объединения учителей политехнического цикла. Моя методическая деятельность осуществляется через работу методического объединения, на котором педагоги делятся опытом работы, организуют взаимопосещение уроков, обсуждают вопросы повышения интереса к предметам, повышения мотивации обучения, преемственности в работе начальной школы и среднего звена, организуются предметные недели, предметные олимпиады. В целях повышения мотивации к обучению ежегодно проводится неделя биологии. При проведении мероприятий используется интерактивная доска, конкурсы рисунков, разгадывание загадок и ребусов.
Если говорить о состоянии методической подготовки, то важно отметить: при планировании уроков и в ходе их проведения учитываю психофизическое состояние учащихся. Являюсь активным участником консилиумов, где определяются коррекционные задачи и основные направления коррекционной работы на класс и каждого учащегося. Исходя из данных психолого-педагогического обследования учащихся и плана индивидуальной коррекционной работы с каждым учеником, планирую и реализую различные формы работы на уроке. Осуществляю тесную взаимосвязь с узкими специалистами (дефектологом, логопедом, психологом), учитываю их рекомендации, при постановке и решении задач урока.
На организационном этапе урока с целью повышения познавательной активности использую занимательные задачи, загадки, ребусы, задания «Третий лишний», игры, позволяющие настроить учащихся на урок и повысить познавательный интерес к предмету.
Презентации, используемые на уроках, включают разноуровневые задания, иллюстрации, рисунки, фотографии, схемы, что позволяет чередовать виды учебной деятельности на различных этапах урока и достичь оптимальной работоспособности учащихся. Использование на уроках дифференцированных заданий, дидактических карточек, позволяет усвоить необходимые знания по биологии всем ученикам, вне зависимости от уровня их развития.
При проверке изученного материала в целях совершенствования устной монологической речи, используются задания, в которых предлагается ребенку отвечать на вопрос, используя несколько вариантов ответов. При этом отрабатываются различные виды высказывания, рассуждения, формируется умение давать четкий и правильный ответ при устном опросе.
Проверка домашнего задания осуществляется дифференцировано, в зависимости от степени сформированности мыслительных процессов (синтез, анализ, классификация, обобщение), коррекционных задач на класс и каждого ученика определенных на консилиуме. Уделяя при этом особое внимание формированию умения учащихся работать в парах, группах, критически оценивать результат своей работы, осуществлять взаимопроверку, взаимоконтроль.
В целях повышения познавательной активности активно использую работу на интерактивной доске, интерактивные задания, созданные в программе Hot Potatoes.
При постановке задач урока, проблемных вопросов у учащихся развиваются навыки планирования собственной деятельности.
При изучении нового материала реализуются коррекционные задачи по развитию произвольного внимания (переключение, распределение) через использование специальных заданий и упражнений: использование опорных схем, таблиц, алгоритма действия. Организация смыслового запоминания на основе выделения главного осуществляется с помощью заданий: работа с текстом учебника, интерактивной доской, пиктограммами.
Формированию мыслительных процессов (синтез, анализ, классификация, обобщение) способствуют задания: «какие утверждения верны»; «выберите правильный ответ»; «на иллюстрации выберите изученные растения или животных, и систематизируйте их»; задания на сравнение.
С целью повышения познавательной активности школьников, проводятся лабораторные, практические работы, которые выполняются в парах, что позволяет формировать коммуникативные свойства учащихся через совместную деятельность.
Проверка и закрепление изученного материала проводится с помощью тестовых заданий, разработанных с учетом индивидуальных особенностей учащихся. При взаимопроверке, взаимоконтроле, выставлении оценок за урок учащимися, реализуется работа по развитию умения критически оценивать результаты своей деятельности, формированию ответственности за конечный результат, умение аргументировать причину выставления данной оценки.
Развитие навыков самоконтроля и произвольно-рефлексивных действий в поведении осуществляется на заключительном этапе - рефлексии. Где учащиеся оценивают свою работу на уроке, подводят итог урока.
В своей деятельности использую современные образовательные технологии. Наиболее успешно проводится работа по технологиям: информационной, игровой, групповой, технологии разноуровневого обучения.
В целях сохранения здоровья, привития культуры здорового образа жизни, педагогической профилактики развития “школьных” заболеваний (нарушение осанки и близорукость), предупреждение формирования у учащихся «школьных стрессов», снятия переутомления на уроках используются здоровьесберегающие технологии.
Принима активное участие в методической работе, являюсь активным участником педагогических советов, методического объединения, совещаний.
Повышение методической компетентности обеспечивается системой подготовки на курсах повышения квалификации, на различных этапах самообразования, через обучающие семинары, участие в конкурсах, определяя тем самым потребность в достаточном уровне теоретической подготовки и практических умениях, способствуя профессиональному росту и мобильности.
Научно-методическая работа
Год
Название конференции, семинара или др. мероприятия с указанием статуса
(международный, всероссийский, региональный, городской и пр.)
Тема доклада
Форма участия
( участник, докладчик, ведущий круглого стола, секции и т.д.;
слушатель, ведущий)
Документ, подтверждающий участие: диплом, свидетельство, сертификат,
(при наличии такового)
20.10.09
Школьная конференция
Формирование мыслительных процессов у учащихся с ЗПР с помощью графических моделей на уроках биологии.
Докладчик
Протокол
24.11.09
Заседание МО
Формирование потребности в здоровом образе жизни старших школьников.
Докладчик
Протокол № 2 от 24.11.09
Заседание МО
24.11.09
Заседание МО
Использование интерактивной доски при работе с тестами и другими формами проверки ЗУН учащихся.
Докладчик
Протокол № 2 от 24.11.09
Заседание МО
15.02.2010
II Всероссийский конкурс
на лучшую методическую разработку по экологической проблематике
Проектно – исследовательская деятельность по воспитанию экологической культуры у детей с ограниченными возможностями здоровья через содействие охране окружающей среды
Участник
Специальный диплом призера II Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку по экологической проблематике. 2010 г.
28. 01. 2011
Заседание МО
Планирование и пути реализации межпредметных связей в обучении
Докладчик
Протокол № 3 от 28. 01. 2011 Заседание МО
10.10.2013
Интернет-конференция
«Перспективы образования детей с ограниченными возможностями здоровья в свете разработки федерального государственного образовательного стандарта»
Слушатель
Сертификат участника
24.10.2013
Вебинар
«Интерактивные задания как инструмент реализации ФГОС ООО при преподавании биологии»
Участник
Сертификат участника-вебинара
20-21.11.2013
Всероссийская научно- практическая конференция «Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт, знания, перспективы»
Приемы активизации мыслительной деятельности у учащихся с ЗПР на уроках биологии
Участник
Сертификат участника
28.11.2013
Заседание МО
«Использование интерактивных технологий в образовательном процессе»
Докладчик
Протокол №2 заседания МО от 28.11.2013
21.03.2014
Вебинар
«Переходим на ФГОС: достижение образовательных результатов на личностном, метапредметном и предметных уровнях с УМК по биологии «Линия жизни»
Участник
Сертификат участника
Мои достижения:
В 2009 году получила Почетную грамоту Министерства образования и науки Самарской области Юго-западного управления
В 2009-2019 уч. году учащиеся кружка принимали участие в социальном проекте «Любимая Семеновка».
В 2010 году стала призером II Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку по экологической проблематике.
В 2011-2012 учебном году приняла участие и заняла I место в областном конкурсе профессионального мастерства педагогических работников специальных (коррекционных) образовательных учреждений в номинации "Учитель 5-9 классов"
11 марта 2012 года получила Почетную грамоту Министерства науки и образования Российской Федерации.
20-21 ноября 2013 года принимала участие в работе Всероссийской научно-практической конференции "Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт, знания, перспективы", посвященной 10-летию Центра специального образования Самарской области.
В 2013-2014 учебном году являлась организатором Всероссийского игрового конкурса "Человек и природа" в школе-интернате г. Чапаевска. Была награждена Почетным сертификатом за организацию и проведение дистанционной олимпиады образовательного центра "Эдукон" по предмету "Биология".
В 2013-2014 учебном году приняла участие и получила сертификаты участника: 1. I Международного конкурса "Радуга презентаций - 2014" Международное сообщество педагогов
2. Областной конкурс презентаций "Педагогическая экомозаика"
Во внеурочной деятельности - учащиеся эколого-биологического кружка принимали участие в Региональном творческом конкурсе "Новогодняя Ёлочка", Лифанов Виктор занял I место, и мне была выдана благодарность Самарского Школьного Портала за обеспечение участия учеников.
Участие в конкурсах, олимпиадах за 2013-2014 учебный год.
Название конкурса
Учитель
ФИО учащихся
Результат
Международный конкурс «Радуга презентаций – 2014»
На сайте «Я-учитель»
Быстрова Е.А.
Сертификат участника конкурса, свидетельство о публикации.
ЧИП
Всеросийский конкурс
Быстрова Е.А.
Учащиеся 5-9 классов
Сертификаты участников конкурса
Международная интернет-олимпиада для школьников на сайте «Эдукон»
Быстрова Е.А.
Скорополитов Данил (9в класс),
Абрамов Сергей (8а)
Проскоряков Андрей (7а), Агишев Никита (5а)
Сертификаты участников конкурса. Заняли 4-е место.
Конкурс от «Олвейс»
Быстрова Е.А.
Девочки 7б-8б классов
Всероссийская акция «День птиц»
Быстрова Е.А.
Учащиеся 3б,4а, 4б, 7б, 8б классов.
Отчет отправлен в самарский областной эколого-биологический центр.
Тема самообразования:Приемы активизации мыслительной деятельности у учащихся с ЗПР на уроках биологии
Цель: активизировать мыслительную деятельность учащихся через создание условий для развития познавательных, творческих, коммуникативных и рефлексивных способностей учащихся средствами учебного предмета «Биология».
Задачи: 1. Показать учащимся значимость биологических знаний, возможность их применения в повседневной жизни.
2. Активизировать познавательную деятельность учащихся;
3. Повысить уровень умственного развития учащихся;
4. Применение современных технологий обучения для активизации познавательного интереса.
Для решения этих задач было сделано:
1.Некоторая перестройка программы и соответствующее планирование;
2.Дифференциация образовательного процесса;
3.Работа со справочной и дополнительной литературой;
4.Использование различных методов и приемов: лекции, составление опорных конспектов и схем, работа с учебником и дополнительной литературой, проблемное изложение материала.
Активизация мыслительной деятельности у учащихся с диагнозом ЗПР является одной из основных задач коррекционно-воспитательного процесса. При этом особое значение имеет специальный подбор (с учётом особенностей развития детей) учебных заданий наглядного, предметно-практического и мыслительного характера. Учащиеся с диагнозом задержка психического развития, характеризуются нарушениями в соотношениях наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического видов мышления, что обусловлено, в частности, ограничением непосредственно чувственного восприятия объектов познания. Все эти факторы предполагают специальную организацию обучения, обеспечивающую формирование у учащихся конкретной содержательной основы умственных действий.
Для развития и коррекции личностного развития школьника необходимы системы коррекционной работы, использование ряда психолого-педагогических разработок, способов и приёмов активизации мыслительной деятельности. Педагогические приёмы коррекционной работы стимулируют компенсаторные процессы и создают возможности для установления ряда коррекционных воздействий. Основными задачами коррекционно-развивающего обучения являются:
Преподавание биологии в ГКСКОУ школе интернате для детей-сирот г.о. Чапаевска ведется в соответствии с уровнем основной общеобразовательной специальной (коррекционной) программы VII вида и основной общеобразовательной специальной (коррекционной) программы VIII вида двух ступеней общего образования, адаптированным к конкретным классам (детям) и утвержденным методическим советом школы.
В основу работы была взята программа авторского коллектива под руководством Сонина Н.И., Захарова В.Б., где базовый уровень биологического образования завершается в 9 классе изучением общебиологического материала (курс «Биология. Общие закономерности»), в 6 классе изучается курс «Живой организм» с привлечением одновременно материалов о растениях, животных и микроорганизмах, в 7 классе – «Многообразие организмов», в 8 классе – «Человек». Рабочие программы составлены на основе обязательного минимального содержания и требований к уровню подготовки выпускников по биологии.
Биологические знания должны стать основой для формирования у учащихся различных умений и навыков, в частности таких важных, как умение проводить эксперименты, самим получать и обрабатывать информацию. Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, стимулирующего мыслительную деятельность учащихся.
Слабо развитые мыслительные операции, которые складываются из способности выделять существенное, сравнение понятий, способности обобщать, способности классифицировать, анализировать отношения между понятиями очень часто приводят к трудностям в изучении тех или иных тем. Так, например, очень часто возникают трудности при изучении темы «Строение растительной и животной клеток», где учащимся необходимо выделить основные части клетки, найти различие в строении растительной и животной клеток. Планируемые образовательные результаты
В результате активизации мыслительной деятельности на уроках биологии учащиеся должны научиться:
а) выделять существенное при изучении нового материала;
б) сравнивать понятия;
в) обобщать полученные знания;
г) классифицировать живые организмы по разным систематическим группам;
д) анализировать отношения между понятиями;
е) проговаривать вслух содержание темы, что позволит учащимся осмыслить учебный материал;
ж) самостоятельно приобретать знания в ходе поисковой деятельности.
Для формирования мыслительных процессов у детей с задержкой психического развития предлагается на уроках биологии использоватьактивные и интерактивные методы обучения. Они необходимы, чтобы разнообразить учебный процесс, активизировать мыслительную деятельность учащихся. К активным методам и приёмам я отношу и нестандартные формы, и приёмы обучения.
Уроки-игры по закреплению, обобщению и систематизации знаний
Начиная с 5 класса это уроки-игры по закреплению, обобщению и систематизации знаний: уроки-путешествия, устные журналы, уроки-соревнования, викторины, экскурсии, интегрированные уроки, КВНы, кругосветки, "Своя игра" по теме "Жизнь на Земле", загадочное письмо.
Проблемные задачи.
Для активизации мыслительной деятельности используются проблемные задачи, процесс решения которых характеризуется высоким мыслительным напряжением, самостоятельным поиском, доказательствами, рассуждениями. Решение задач максимально мобилизирует и развивает такие умственные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, абстрагирование.
Дидактические игры.
Большая роль в повышении эффективности обучения учащихся с нарушением интеллекта и коррекционно-воспитательной работы принадлежит дидактическим играм. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения более интересным и помогает преодолевать трудности в усвоении нового материала. Поэтому в игре учащиеся более охотно выполняют то, что вне игры им кажется неинтересным и трудным.
В процессе игры дети учатся самостоятельно помогать друг другу и взаимно проверять себя. Разнообразные игровые моменты помогают развивать память, мышление, внимание, речь, сосредоточенность, волю.
Дидактические игры бывают простые (это загадки, ребусы, кроссворды, чайнворды и др.) и сложные ( цифровой диктант, биологические и экологические задачи, вопрос-ответ и др.).
«Третий лишний» - на доске написаны столбиками названия организмов или явлений живой природы, которые сгруппированы по определенному признаку. Одно название лишнее, надо определить эту запись. Например, 1-дрофа, 2-сипуха, 3-стрепет (лишнее 2-отряд Совы, 1,3 – отряд Дрофы)
«Продолжи ряд» - дана последовательность слов, которые относятся к одной теме, но в ней не хватает нескольких понятий, которые надо дописать.
«Цепочка» - хорошо применять при изучении темы «Пищевые связи». Один игрок называет организм, способный к фотосинтезу, второй игрок называет организм, который питается предыдущим (растительноядный), следующий называет плотоядный организм и т.д. Тот, кто не сможет назвать следующего члена цепочки, получает штрафное очко и начинает игру сначала. Выигрывает тот, кто наберет наименьшее число штрафных очков.
«Познавательные игры – путешествия» - Путешествие в страну Грибов.
«Словесные пропорции».
«Вставьте в текст необходимые по смыслу слова из словарика»
4.Тестовые задания.
В теории и практике обучения разработаны и успешно применяются не только в массовых, но и в специальных коррекционных школах различные виды, формы и методы повторения и закрепления изученного материала для коррекции и развития психофизических недостатков учащихся.
Определённое место в процессе повторения и закрепления занимают тесты. Тесты – это стандартизированные задания с вариантами ответов, среди которых даются верные и не верные. Нередко в задании закладывается не только содержание ответа, но и его форма. Последняя, часто бывает также стандартизированной, например:
вычеркнуть лишнее;
продолжить запись;
отметить правильный ответ знаком (+), неправильный знаком (-);
отметить выбранный ответ с помощью определённого сигнала, например: (☻,☺).
Работающий с тестами ученик должен определить верный ответ и выделить его в соответствии с заданной формой.
Современные требования к школе постоянно требуют поиска новых подходов в обучении. В работе с тестами совершенствуется внимание, память, стремление к улучшению результата, самоконтроль, также способствуют развитию умения обобщать знания, чётко формулировать ответ.
Дети с большим увлечением работают с тестами. Эта деятельность во многом им напоминает отгадывание загадок, кроссвордов, ребусов. Как и в работе с названными занимательными материалами, при работе с тестами активизируется любопытство, что в свою очередь выступает основой развития любознательности.
На уроках использую компьютерные различные варианты компьютерных тестов, сделанные в программе «Hot Potatoes», которые позволяют индивидуализировать проверку знаний, сократить время опроса.Компьютер сам ставит оценки учащимся.
5. Загадки.
Работа с загадками помогает развивать наблюдательность, сообразительность, находчивость. Загадки могут быть использованы практически в любой теме по курсу «Биология», как при закреплении изученного материала, опросе учащихся, на обобщающих уроках, в качестве домашнего задания.
6. Синквейн.
Синквейн – это стихотворение из 5 строк. Данное стихотворение пишется по определённым правилам. Составление синквейна требует от ученика умения находить в учебном материале наиболее важные элементы, делать выводы и выражать всё это в кратких заключениях.
Это означает, что автор синквейна должен обладать глубоким знанием темы, иметь по ней собственное мнение и высказать его по определённым правилам.
Правила написания синквейна.
1. Первая строка — тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом (обычно существительным).
2. Вторая строка — описание темы в ДВУХ словах (двумя прилагательными).
3. Третья Строка — описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами (обычно глаголами).
4. Четвертая строка — фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, показывающая отношение к теме (чувство).
5. Пятая строка — это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
О себе:
По знаку зодиака я Телец, знак Земли. И как любитель Земли не могу жить в многоэтажном здании, и поэтому мы с мужем построили небольшой домик на окраине г.Чапаевска, где живем и воспитываем двух дочерей. В летний период я люблю заниматься цветниками и огородом. Петунии самых разных окрасок радуют нас с ранней весны и до поздней осени. Герань прекрасно смотрится в озеленении клумбы. А овощи, которые мы выращиваем на огороде, консервируем и едим круглый год. У нас есть домашние животные кошки, собаки, за которыми наши дети ухаживают.
Работа учителя занимает практически все свободное время, но если есть свободная минутка я очень люблю вышивать бисером, плести деревья из бисера. Люблю заниматься творческими работами с младшей дочерью, которая принимает активное участие в жизни школы.
Люблю порадовать своих близких вкусными блюдами, новыми кулинарными рецептами.
В школе и дома я являюсь организатором праздничных поздравлений с юбилеями, днями рождения, праздничными и памятными датами Мне нравиться дарить людям радость, делать их праздники запоминающимися и яркими.
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 21.11.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.