Чечено-Ингушский государственный педагогический институт, 1990 г., специальность "Физика и математика"
Место работы:
ГБОУ "СОШ-ДС № 1 с. п. Кантышево"
Должность:
Учитель физики
Проживаю:
Ингушетия Назрановский район с. п. Кантышево
Квалификационная категория:
Высшая квалификационная категория
Педагогический стаж:
35 лет
Доп.нагрузка, классное руководство:
Классное руководство
Тема методического самообразования:
Развитие ученика как личности через соединение задач обучения и воспитания на уроках физики
Материал очередной аттестации:
Обобщение опыта работы
Повышение квалификации:
2018 г., г. Магас, удостоверение № 20АА 056237
Совмещаемые предметы:
Астрономия
Дата создания портфолио:
12.07.2020
Достижения:
Заслуженный учитель Республики Ингушетия
Почётный работник общего образования Российской Федерации
Победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации
Ветеран труда
Победитель муниципального этапа конкурса "Учитель года Ингушетии-2004"
Финалист регионального этапа конкурса "Учитель года Ингушетии-2004" На протяжении пятнадцати лет руковожу районным методическим объединением учителей физики
Являюсь членом предметной комиссии по проверке работ ЕГЭ по физике
Общие сведения:
Обобщение опыта работы Развитие ученика как личности через соединение задач обучения и воспитания на уроках физики Ещё в позапрошлом веке К. Д. Ушинский сказал, что школе никогда не сломать жизни, но жизнь легко опрокидывает любую школу. Наши ученики живут сегодня в таком мире, где непрерывно идут столкновения мнений, борьба групп и группировок, проявляются противоречивые тенденции, сталкиваются разные интересы. Они, конечно, ощущают эту неспокойную атмосферу, но обычно не могут самостоятельно , без помощи взрослых ориентироваться в ней, ведут себя бездумно и часто попадают под влияние случайных людей. Именно поэтому я, учитель физики, своё педагогическое кредо формулирую так: «РАЗВИТИЕ УЧЕНИКА КАК ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ СОЕДИНЕНИЕ ЗАДАЧ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ». Я уверена, что воспитание и образование неразделимы. Нельзя воспитать, не передавая знания, равно как и обратное. Сегодня в обучении физике, да и в образовании в целом, много проблем. Это – слабая материально-техническая база или полное её отсутствие, прежде всего, снижение авторитета образования, особенно на селе, и приоритета высшего образования. Я имею ввиду не образование ради денег, а ради знаний, истины. Дабы преодолеть эти проблемы, я решаю следующие задачи: - усвоение основ физики, развитие прикладных умений; - формирование научного мировоззрения; - развитие творческих способностей каждого ученика; - формирование умений мыслить; - развитие интереса к физике. Как реально возможно решить, и решаются мною эти задачи в процессе обучения и воспитания на уроках физики? Так вот, важнейшим направлением своей деятельности я считаю работу над содержанием физического образования в школе, которая заключается в построении наиболее логичной структуры изучения различных разделов физики. Я строю изучение любого раздела физики таким образом, чтобы фундаментальные понятия и всеобщие законы использовались в качестве стержневой идеи для объяснения сути явлений. Не отступая от государственной программы по физике, я корректирую её содержание и последовательность изучения тем, чтобы обеспечить согласованность с программами других предметов (математики, химии, биологии, информатики). В «погоне» за стандартом я пытаюсь не допускать формального заучивания определений и бессмысленного запоминания формул, чтобы у учащихся не вырабатывалась такая негативная привычка, с которой потом приходится бороться. Особое внимание уделяю языку изложения материала. Главный критерий – доступность изложения, ибо через речь, словесное описание явления происходит осмысление его сущности. На уроках всё время работаю над развитием физической речи учащихся. С этой целью использую словесные логические цепочки, в которых выстроены кратко сформулированные утверждения, факты, выводы, формулы. Немаловажное значение, я считаю, играет вопрос осуществления непрерывности образования при обучении физике. Обычно систему непрерывного образования представляют в виде «дошкольное образование – школа - ВУЗ». Я же считаю, что эта схема была бы более полной, если бы в ней присутствовали ещё две ячейки: «семья» и «улица». Ибо они, считаю я, также «участвуют» в процессе обучения. Что я понимаю под непрерывностью физического образования? Физика для учащихся 7-8 классов является новым предметом, в процессе изучения которого вводится много терминов. Учащимся сложно сориентироваться в потоке новой информации: определений, физических величин, их единиц измерений, математических выражений, состоящих из этих величин. Они порой путают обозначения физических величин, а ещё чаще их единицы измерения. Чтобы облегчить задачу знакомства с физическими величинами и их единицами измерения, я создаю с учащимися физический словарь (создание описано в статье в рубрике «Нам пишут» журнала «Физика в школе» № 3 за 2006 г). Он рисуется на последней странице рабочей тетради, которая, как правило, рассчитана на работу в 7 и 8 классах. Физический словарь содержит несколько подсказок: как обозначается величина, единица её измерения, скалярная или векторная величина. Положительным моментом создания такого словаря является то, что он всё время «под рукой» ученика. Заполняется словарь постепенно (в течении 7 и 8 классов). На уроке изучается физическая величина, и дети сами спешат «поселить» её в словарь. Трудности здесь возникают следующего характера: дети порой забывают внести величину в словарь. Избежать этого можно, если время от времени проводить «ревизию» накопленных величин – У кого в словаре больше величин? А какой величины нет у тебя? А как ты занёс данные такой-то величины? Для решения сложной проблемы непрерывного образования на этапе «школа - ВУЗ» я делаю следующее: - «приближаю» терминологию, используемую в преподавании в школе, к вузовской; - приучаю школьников к формам обучения, которые применяются в ВУЗах (семинары, конференции, коллоквиумы и др.); - ориентирую учащихся на вузовские требования к рефератам и докладам, к проектам; - унифицирую требования к проведению практикумов в школах и ВУЗах (постановка задачи, способ её решения, анализ полученного результата). Важным считаю осуществление межпредметной связи при преподавании физики (с математикой, литературой, биологией, химией, информатикой). Эта связь позволяет показать общность и единство законов природы и путей её познания, помогает ученикам увидеть явление со всех сторон. Наиболее эффективным в этом направлении, считаю я, являются интегрированные и бинарные уроки. Один из важнейших принципов моей работы – это организовать обучение физике, широко используя демонстрационный эксперимент. Пусть это не всегда современные опыты. Главное – это показать так, чтобы убедить ребёнка. Демонстрационный эксперимент» работает» на любом этапе учебной деятельности. Демонстрационный эксперимент должен быть осознанным опытом, а не фокусом. Необходимо, чтобы он был наглядным, чётким, относительно несложным и сопровождался точным исчерпывающим объяснением. Главное в эксперименте – поиск научной истины, т. е. верного с точки зрения физики решения рассматриваемой проблемы. Большое значение уделяю домашнему заданию для учащихся. Чтобы придать домашней работе творческий характер, вызвать интерес к ней, практикую различные творческие задания: составление физических задач, проведение наблюдений и опытов и пр. Интерес у учащихся вызывает взаимный опрос. При этом искусство постановки вопроса оценивается также, как и умение правильно отвечать на него. Какую бы форму проверки домашнего задания я не использовала, я никогда не обращаюсь к классу с вопросом «Кто готов к уроку?», ибо сам вопрос подразумевает, что к уроку можно быть и не готовым. Я говорю детям: «Кто желает выступить по такому-то вопросу?», «Вопрос такой-то осветит такой-то» и в этом роде. Такое отношение располагает учащихся не только ко мне, н и к предмету. После такого официального и красивого обращения ребёнку сложно сказать традиционное «не готов». Но даже если «роковое» «не готов» и звучит, я не отчаиваюсь и не спешу ставить оценку «2». Поднимаю ребёнка позже и не раз. Но никогда не позволяю себе, раз посадив ребёнка, забыть о нём до конца урока. Очень живо у меня проходят «уроки открытых мыслей» (термин Шаталова). Один из таких уроков я регулярно посвящаю Дню космонавтики. После рассмотрения основных вопросов мероприятия, предлагаю учащимся дискуссию по вопросам: А как бы повёл себя Ю. А. Гагарин, живи он сегодня? Ударился бы в политику? Ушёл бы в бизнес? … Сколько учеников в классе, столько и мнений. Такой ход дискуссии формирует культуру диалога. На уроках физики сегодня не обходится без электронных образовательных ресурсов. Таких, как: «Открытая физика», «Живая физика» и др. Альберт Эйнштейн говорил: «Где только возможно, изучение должно стать переживанием». Я всегда ставлю пред детьми перспективу: ближнюю и дальнюю. На уроках я часто рассказываю детям об учёных прошлых лет и современности. Творцы физической науки оставили не только открытия и законы, но и богатейший юмористический материал: шутки, розыгрыши, смешные истории. Учащимся, которые видят физику строгой, официальной, состоящей из формул, законов, выводов, рассуждений, это очень импонирует. Умело использованный юмор способствует лучшему контакту с классом. Опыт многих лет работы в школе подвёл меня к выводу, что наиболее эффективным в обучении физике в 10-11 классах является переход к блочно-модульной системе изучения физики. Выбор аргументирован тем, что на изучение физики в общеобразовательных школах (базовый класс) отводится только по 2 часа в 7-11 классах. Учащихся, выбирающих физику для сдачи ЕГЭ, бывает немало. К тому же, вследствие перегруженности, у детей снижен уровень подготовленности к восприятию нового материала. А блочно-модульная система основана на изложении учебного материала, необходимого для описания целого круга явлений, а не «дробление» его изучением отдельных параграфов учебника. Это позволяет выделить больше времени на решение заданий ЕГЭ. В работе я постоянно вдохновляю учеников на поиск нового. В каком бы состоянии класс не пришёл ко мне (возбуждённый после урока физкультуры или утомлённый после контрольной), я пытаюсь установить с ними контакт, даю возможность расслабиться или, наоборот, сосредоточиться, мгновенно оценив ситуацию в классе и скорректировав как план урока, так и своё поведение. Другими словами, я режиссирую свой урок. Я «тку» его из эмоций, настроений, чувств и своих учеников. Так или иначе, я пытаюсь на каждом уроке привить учащимся любовь к творчеству, интерес к знаниям и учёбе, воспитать желание дерзать и творить. Считаю важным, чтобы всем учащимся было интересно заниматься физикой на каждом уроке. В заключение хочу сказать: я – учитель! Учу детей добывать знания, как и требует ФГОС. Делюсь с детьми своим мироощущением, пониманием человека, прививаю любовь к природе, труду.
Добрый день! Моё портфолио прошло регистрацию, а на странице"Портфолио", где Республика Ингушетия стоит 0 участников. Почему? Благодарю за возможность задать вопрос.
Ответ администрации: Здравствуйте. После каждого редактирования портфолио снова отправляется на модерацию.
Добрый день! Моё портфолио прошло регистрацию, а на странице"Портфолио", где Республика Ингушетия стоит 0 участников. Почему? Благодарю за возможность задать вопрос.
Добрый день! При заказе электронного свидетельства требуется ссылка на портфолио. Подскажите, пожалуйста, где её взять?
Ответ администрации: Здравствуйте. Когда открываете свое портфолио (страницу, на которой Вы сейчас пишите), сверху в браузере нужно скопировать ссылку. Вот она: https://ya-uchitel.ru/portfol....1-0-622
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 21.11.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.