Основные методы исследования, используемые в процессе мониторинга, - наблюдение и беседа, а также анализ продуктов (результатов) детской деятельности. Наблюдение – это исследовательский метод, который заключается в систематическом и целенаправленном восприятии изучаемого объекта с целью сбора информации, фиксации действий и проявлений поведения. Наблюдение может быть: - целенаправленным/случайным (в зависимости от наличия или отсутствия цели и плана); - свободным (не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры проведения)/стандартизированным (заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается); - включенным (исследователь принимает участие в деятельности наблюдаемых (вместе с ними играет, трудится, рисует)/не включенным (исследователь не вмешивается в деятельность наблюдаемых); - кратковременным, эпизодическим (в течение незначительного отрезка времени)/длительным, систематическим (от нескольких дней до нескольких лет); - опосредованным/непосредственным (по характеру контакта с испытуемыми); - широким (за возрастной группой детского сада)/узким (за отдельным ребенком); Беседа – это исследовательский метод, позволяющий познать особенности личности, уровень знаний, интересов, мотивов действий, поступков на основе анализа ответов на поставленные и предварительно продуманные вопросы. Имеет четко осознаваемую цель, вопросы формулируются точно, лаконично. Анализ продуктов детской деятельности – это изучение рисунков, поделок, аппликаций, лепки, конструкций ребенка, а также анализ словотворчества (сочинение рассказов, сказок, стихотворений, песен и т.д.), различных видов игр, других продуктов деятельности, характеризующих особенности психических функций ребенка, его состояний и свойств личности, общительности, сформированности представлений об окружающей жизни и т.д. Основные методы (наблюдение, беседа, анализ продуктов детской деятельности) могут использоваться в комплексе, в ходе совместной деятельности детей и взрослых, самостоятельной деятельности дошкольников, в процессе проведения нод. |