Воспитатель Алексеева Т.А. Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе. Тема: «Дикие животные» Цель: формировать знания о диких животных нашего леса Задачи: Познавательное развитие: систематизировать и расширять знания детей о диких животных, их детенышах, об условиях жизни, о пользе. Физическое развитие: развивать двигательную активность детей, мелкую моторику обеих рук; формировать носовой вдох и выдох. Речевое развитие: развивать связную речь, формировать умение составлять рассказ описательного характера, опираясь на картинно-графическую схему, закрепить в речи детей названия диких животных, упражнять в образовании имен существительных с уменьшительными суффиксами; в подборе определений к существительным и числительным, согласовывая в роде, числе, падеже; в подборе глаголов в разных временных формах; способствовать практическому овладению простыми предлогами; совершенствовать навыки составления простых предложений по картинке, распространенных предложений; способствовать правильной голосоподачи и выразительности и плавности речи, умение изменять силу голоса Социально-коммуникативное развитие: воспитывать желание помочь тем, кто нуждается в помощи, воспитывать любовь и бережное отношение к диким животным, развивать любознательность; Материал, оборудование: интерактивная доска ,спортивный инвентарь, (кубик с изображениями зверей, мешочек с угощениями, карточки с изображениями зверей и их жилищ, шапочки диких животных),презентация « Диких животные», картинно-графическая схема. Предварительная работа: рассматривание изображений диких животных, составление рассказов-описаний о них Ход занятия: В: Ребята! Сегодня утром я нашла возле двери нашей группы письмо. От кого же оно? (читает письмо) «Дорогие ребята! Совсем я стара стала. Забрела в лес и не знаю, кто здесь живет, никого не узнаю. Все вокруг так изменилось. Помогите мне пожалуйста во всем разобраться. Тетушка Сова». Поможем ребята? (Да) В: Дорога в лес нам предстоит трудной, будет много препятствий. Посмотрите, путь преграждают пеньки, их нужно обходить. Дальше нас ждёт пещера с низким лазом, её нам придётся проползти на четвереньках. Дальше путь нам преграждает глубокий овраг. Хорошо, что через него перекинуто дерево. Нужно осторожно пройти по нему, удерживая равновесие, чтобы не упасть вниз.(Дети выполняют задания) В: Вот мы и в лесу! Какой здесь чудесный морозный свежий воздух. Давайте подышим. Будем вдыхать носом и выдыхать тоже(дыхательная гимнастика). Посмотрите, сколько тут различных следов (слайд зимнего леса со следами животных). А по-другому и быть не может, ведь лес-это дом, и в нем много лесных жителей. Кто тут живет?( звери, птицы) А как мы должны вести себя в лесу?(тихо, как в гостях) А как мы назовем животных, живущих в лесу? (лесные или дикие животные).А кто именно живет в нашем лесу мы узнаем, отгадав загадки Презентация «Дикие животные» Кто с высоких темных сосен В ребятишек шишки бросил И в кусты, через пенек, Промелькнул, как огонек? (Белка)
Лежала между елками Подушечка с иголками Тихонечко лежала, Потом вдруг убежала. (Ёж)
Кто зимой холодной В лесу ходит злой, голодный? (Волк)
Хитрая плутовка, Рыжая головка, Хвост пушистый-краса, А зовут ее ….. (Лиса)
Угадайте, что за шапка Меха целая охапка, Шапка бегает в бору У стволов грызет кору? (Заяц)
Хозяин лесной, просыпается весной, А зимой, под вьюжный вой, Спит в берлоге снеговой? (Медведь) В: Молодцы, ребята, отгадали все загадки. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Кубик»(составление рассказа про животных по картинно-графическому плану,(дети кидают кубик с изображениями животных и описывают выпавшее животное, опираясь на схему) Варианты ответов детей. По описанию животных была проведена предварительная работа. -Это заяц. У него круглая голова и длинные уши, короткий хвост. Задние лапы длиннее передних, это помогает ему при беге. Детки у зайца зайчата. Норку заяц не делает и живет под кустом. Зимой меняет шубку на белую, чтобы можно было прятаться на снегу от хищников. Зимой заяц ест кору деревьев, а летом траву, морковку, капусту. Заяц боится лису, волка и хищных птиц. -Это медведь. У него большая круглая голова, маленькие круглые уши, большое туловище, короткий хвост. На лапах у медведя длинные когти. Лапы медведь ставит когтями внутрь, а пятками наружу, поэтому про него говорят - косолапый. Детки у медведя - медвежата. Летом и осенью медведь ест малину, грибы - накапливает жир, а зимой спит в берлоге. -Это лиса. У лисы круглая голова, длинная мордочка, острые уши. Лапы тонкие, хвост длинный и пушистый, она им заметает следы. Детки у лисы лисята. Живет лиса в норе. Охотится на зайцев и мышей. -Это волк. У волка большая голова, толстая шея, длинная морда, острые зубы. У волка сильные лапы с крепкими когтями. Детки у волка волчата. Живет волк в логове, которое устраивает у водоема. Волк - хищный зверь, питается мясом, но добычей его становятся только слабые больные животные, за это волка прозвали "санитаром" леса. -Это еж. У ежа маленькая голова, вытянутая мордочка, короткие лапы и хвостик. Тело ежа покрыто жесткими колючками. При опасности еж сворачивается в комок, и его нельзя взять, можно уколоться. Детки у ежа - ежата. Зимует еж в норке под корнем большого дерева. Питается еж грибами, ягодами, фруктами, жучками и червячками. -Это белка. У нее маленькая голова, уши с кисточками на концах. Большой хвост, размером с саму белку. Детки у белки - бельчата. Осенью белка делает запасы на зиму. Запасает в дупле орехи, шишки, желуди, сушит грибы на сучках деревьев. Зимует белка в дупле. В :Молодцы, ребята! А сейчас давайте немного отдохнем и разомнем наши пальчики! Пальчиковая гимнастика: У зверей четыре лапы -------------- поднимаем и опускаем 4 пальца на обеих руках Когти могут поцарапать------------ пальцы двигаются как коготки Не лицо у них, а морда-------------- соединить пальцы двух рук, образовав шарик Хвост, усы, а носик мокрый------- волнообразные движения рукой, «рисуем» усы, круговые движения пальцем по кончику носа И, конечно, ушки -------------------- растираем ладонями уши Только на макушке------------------ показать ушки на голове. В: Ребята, посмотрите, в нашем лесу, оказывается есть избушка лесника. (фото избушки) А вы знаете, кто это такой? (объясняем смысл слова) Посмотрю, нет ли его дома? Лесника нет, но он оставил угощения для наших зверей. Давайте их покормим. Перед вами корм для зверей. Будем по очереди угощать животных. (На стол выставляются игрушки зайца, медведя, белки, волка, лисы, ежа; в мешочек складываются капуста, мед, шишки, грибы, курочка, бекон) Молодцы, теперь звери сытые и довольные. Мы уже знаем с вами, что у каждого из лесных зверей в нашем лесу свое жилище. Игра «Кто где живет? (Воспитатель говорит предложения, а дети находят ошибки) В: Волк живет в берлоге. Белка живет в норе. Лиса живет в дупле. Медведь живет под пеньком. Заяц живет в норе. В: В моей корзинке лежат картинки. Берите по одной картинке, называйте животное и говорите какое оно. Заяц – трусливый, косой, серый и т.п. Лиса – хитрая, рыжая, пушистая и т.п. Волк – зубастый, серый, голодный и т.п. Медведь – косолапый, лохматый, огромный и т.п. Кабан – клыкастый, злой, коварный и т.п. Лось – рогатый, огромный, сильный и т.п. Игра с мячом в кругу «Назови всю семью» Зайчиха – заяц – зайчата Лисица – лис - лисята Волчица – волк - волчата Свинья – кабан – поросята Лосиха – лось– лосята Медведица – медведь – медвежата Игра с мячом в кругу «Назови ласково» (с произвольным изменением голоса: тише, шепотом, громко) Белка – белочка, лиса – лисонька, волк – волчок, заяц – зайчишка и т.п. В: Теперь мы знаем все о диких животных, потому что сегодня мы с вами побывали у них в гостях, узнали много интересного об их жизни. А сейчас нам пора возвращаться в детский сад Физкультминутка «На водопой» Жарким днем лесной тропой Звери шли на водопой. За мамой-лосихой топал лосенок, За мамой-лисицей крался лисенок, За мамой-ежихой катился ежонок, За мамой-медведицей шел медвежонок, За мамою-белкой скакали бельчата, За мамой-зайчихой — косые зайчата, Волчица вела за собою волчат. Все мамы и дети напиться хотят. Дети идут по кругу друг за другом. . Идут, громко топая. Идут крадучись. Передвигаются в глубоком приседе. Идут вперевалку. Скачут на носочках, согнув руки перед грудью. Скачут, сделав «ушки» из ладоней. Идут на четвереньках. Останавливаются. В: Ну вот мы и в саду. Ребята, давайте нарисуем Тетушке Сове лесных жителей и отправим ей письмо. (дети обводят изображения животных и раскрашивают) |