Эссе "Моя инновация в образовательном менеджменте"
Не так давно я стала директором гимназии, в которой работаю уже 15 лет. В 2000 году я пришла простым учителем истории и обществознания, в 2003 году мне поручили работу заместителя директора по учебно-воспитательной работе, а в 2009 году после трагической гибели директора Зубкова В.В., мне доверили руководить школой. Для меня это решение было принять не так просто. Вроде и опыт административной работы был, и желание было, и первую программу развития гимназии, которую реализовывали до 2011 года, разрабатывала я, но реально понимала, что быть директором – это огромная ответственность. Признаюсь честно, были сомнения – справлюсь ли. Массу вопросов задавала себе. Как гимназии дальше развиваться? Как создать команду заместителей – помощников во всех начинаниях? Как сохранить в знаменитой на весь район школе опытных профессионалов и привлечь молодых специалистов? Как создать достойные условия работы коллегам, готовым ко всем процессам модернизации в образовании? Я понимала, чтобы работа была продуктивной, нужно обучаться менеджменту и решать кадровый вопрос: «Кадры - решают все!» Конечно, я задумывалась, каким руководителем мне быть. Почему один руководитель уважаем, а другому подчиняются лишь на словах? Почему один приобретает авторитет и становится лидером для своих сотрудников, а другой борется с отрицательными лидерами среди своих подчиненных? Чем же таким особенным обладает один, чего вовсе нет у другого? Каким же он должен быть - настоящий, я бы лучше сказала успешный, современный руководитель, которого не только уважают, но еще и ценят, а может быть, даже любят? Высокоэффективным управляющим? – Само собою разумеется. Ярким лидером? – Безусловно. Хорошим организатором? – Конечно, да. Грамотным инноватором? — В современных условиях по – другому невозможно. Тонким дипломатом? — Дважды да. Мудрым воспитателем? – И это тоже. Чутким человеком? — Непременно. А теперь выстроим все эти роли в одну линию: управляющий + лидер +организатор + инноватор +дипломат + воспитатель + человек — таков он современный эффективный менеджер в образовании. «И это всё?» – спросите вы. «Да, всё».Но вот только быть настоящим руководителем не просто. И тогда невольно возникает вопрос: а что же ещё? Народная мудрость гласит: «Один в поле не воин». Мы также часто слышим и слова, утверждающие обратное. Вот только будет ли это верно?! В каких – то случаях, возможно, и да, но не в нашем. Во главу угла в нашем случае, как мне кажется, следует поставить умение руководителя правильно строить отношения с коллективом – ведь от этого зависит эффективность работы учреждения. Какими же они должны быть? На мой взгляд, правильно выстроенные производственные отношения – это отношения, базирующиеся на сотрудничестве и доверии, взаимопонимании и взаимоуважении – в общем, это должен быть коллектив единомышленников в самом широком смысле этого слова. Коллектив, способный решать самые сложные задачи оперативно и эффективно. Ведь только в команде можно максимально быстро найти общий язык для решения любых проблем. Весьма важным мне представляется также понимание руководителем того, что главная ценность учреждения – специалисты, люди высокой квалификации. А это значит, что ему необходимо не только знание каждого работника как специалиста, но и как человека со всеми его сильными и слабыми сторонами, положительными и отрицательными качествами характера (идеальных людей не бывает), его предпочтениями и нелюбовью. Хочу особенно подчеркнуть - каждого работника, начиная от заместителей и кончая ночными сторожами, хотя кому - то это покажется невероятным. В этой связи хочу вспомнить 22 мая 2013 года, когда микро-смерч на 3 минуты поверг нас в настоящий ад. Все помнят, какое печальное зрелище представляло собой здание учебного заведения после стихии. Но ведь во время её буйства в классах шли уроки, занятия кружков, дополнительные занятия, то есть в гимназии были дети, педагоги, техперсонал и другие работники. То, что среди учащихся не было не только жертв, но и получивших серьёзные травмы, целиком и полностью заслуга всех взрослых, работавших как одно целое. Все вместе спасали детей, а потом также все вместе, теперь уже и с детьми, выносили мусор, а в августе после ремонтно-восстановительных работ буквально за 2 дня подготовили школу к началу учебного года. Рядом с нами трудились и родители, и выпускники прошлых лет. В этом тоже заслуга моих коллег. А теперь вернёмся к разговору о команде и взаимоотношениях руководитель – подчинённые. Всё сказанное выше поможет руководителю настроить каждого из них на работу в команде, чтобы как в оркестре, каждый играл свою партию, но вместе они звучали слаженно и гармонично. Другими словами, руководителю необходимо сформировать в коллективе сплоченную команду профессионалов. Хотелось бы думать, что мне удалось достичь того, о чём я говорила выше. В гимназии сложился коллектив единомышленников профессионально компетентных специалистов – коллектив, хорошо понимающий стоящие перед нами задачи и умеющий найти для них оптимальные решения. Понимая это, мы с успехом работаем в инновационном режиме. Готовность педагогов работать по-новому позволила стать гимназии областным ресурсным центром по теме «Информатизация системы образования и использование ИКТ в образовательном процессе». У нас созданы все условия для применения современных компьютерных технологий в образовательном процессе и управлении гимназией. На базе гимназии для учителей города и района проводятся различные практические семинары, проходит курсовая подготовка учителей-предметников по ИКТ-технологиям в урочной и во внеурочной деятельности. Наши учителя сами понимают необходимость в личностном росте и постоянно повышают свой профессиональный уровень на очных и дистанционных курсах, активно используем работу в вебинарах. Способность, желание и умение коллег работать в изменившихся условиях, дало возможность нам включиться в региональный пилотный проект по введению ФГОС второго поколения. Сегодня по новым стандартам в гимназии работает начальная школа и 5-6 классы среднего звена, хотя честно признаюсь, те формы и методы, которые предлагаются, для нас не новы. Еще в 2000-х гг. мы начали понемногу внедрять метод проектов, на котором основаны стандарты нового поколения. Причём вводить его мы стали как в урочной, так и во внеурочной деятельности, а затем и в воспитательной работе. На заседаниях ШМО, на педсоветах мы изучали теоретические моменты этого метода, делились опытом его использования. Проводили публичную защиту проектных работ на школьных конференциях, участвовали в конкурсах и фестивалях различного уровня. Что – то получалось и весьма удачно, что – то вызывало досаду, а что – то и вовсе было неудачным. Но дело двигалось вперёд, и к моменту введения ФГОСов мы подошли, имея уже вполне приличный опыт использования метода проектов. Новизна нашей работы в том, что большинство школьных проектов – это логическое продолжение учебно-исследовательских работ. Например, один из них гимназический проект «Живой урок истории». Это и создание устаршеклассниками видеофильмов «Свет веры православной», «Мой крестильный храм» о возрождении разрушенных храмов в советские годы и роли священнослужительства, и поездки по историческим и памятным местам родного края, России, Белоруссии, Австрии (земли Зальцбург). Широко используем метод проектов и во внеурочной деятельности. Назову здесь Летнюю языковую школу иностранных языков, занятия в которой вёдет преподаватель из Германии, носитель языка, что позволяет ребятам не только поработать над произношением, но и пообщаться с человеком другой культуры, «пожить» в языковой среде. Широкое распространение метод проектов нашёл и в воспитательной работе. Здесь хотелось бы отметить такой наш проект, как волонтёрский отряд. Созданный не так давно, он уже успел зарекомендовать себя и получить признание в городе и районе. По нашему примеру волонтёрские отряды стали создаваться и в других учебных заведениях. Так что мы с гордостью можем называть себя зачинателями этого молодёжного движения в образовательном пространстве города Ефремова. Участие волонтеров отряда «Маяк» в жизни школы и города, в организации и проведении социально-значимых акций позволило принять участие в первом областном конкурсе волонтёрских отрядов «Доброволец года – 2014», а на финальном этапе 5 декабря он получил наивысшие баллы от членов жюри и занял первое место. Нот даже не победа в конкурсе меня радует. Меня радует то, что у гимназистов воспитывается активная гражданская позиция, патриотизм, формируется способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты. Можно сказать, что в гимназии происходит практическое воплощение Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. И, наверное, неслучайно наша школа стала муниципальной площадкой по разработке и апробированию проблемы по теме «Система гражданско-патриотического воспитания школьников на основе историко-культурных традиций и ценностей» в рамках которой мы работаем под девизом «Обучение через воспитание». Сегодня я вижу, что я смогла найти свою правильную линию в работе руководителя. Я рада, что во всех моих начинаниях со мной рядом: мои коллеги, понимающие родители, ученики, руководители учреждений социокультурного пространства гимназии. Работы предстоит еще много. И очень хочется, чтобы наша гимназия как можно дольше стояла в одном ряду с лучшими школами и чтобы она оставалась конкурентоспособной даже в свои сто с лишним лет.
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 17.11.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.