ЭТАПЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (примерный график развития речи малыша)
1 месяц Малыш начинает осваивать, так называемую, сенсорную речь: формируется речевой слух и сосредоточение - кроха прислушивается, когда к нему обращаются взрослые, и издает в ответ тихие гортанные звуки «г», «к».
2 месяца Быстро отвечает улыбкой при общении. Кричит с разной интонацией. Начинает гулить.
3 месяца Внимательно слушает обращенную к нему речь. Начинает различать интонацию взрослого. Гулит нараспев.
4 месяца Продолжительно гулит нараспев. Отвечает взрослому (теперь малыш способен «поддержать» получасовой диалог с мамой и другими близкими). Пытается подражать интонациям взрослых.
5 месяцев Продолжительно певуче гулит с цепочками звуков. Различает ласковый тон (оживляется, улыбается, смеется, гулит в ответ) и строгий (пугается, хнычет, кричит).
6 месяцев Лепечет, произносит отдельные слоги («ба», «ма», «на»). Подолгу общается сам с собой. Узнает по голосу близких.
7 месяцев На вопрос «где?» ищет знакомый предмет или игрушку и указывает на него (нее) пальцем. Продолжительно и активно лепечет.
8 месяцев Начинает понимать и выполнять простые просьбы типа «дай ручку». Пытается повторять за взрослыми слоги и жесты.
9 месяцев Выполняет более сложные просьбы: «поцелуй маму», «принеси шарик». Знает свое имя, откликается на зов. Привлекает к себе внимание словами и жестами. Говорит с разной интонацией.
10 месяцев Повторяет за взрослым новые слоги. Произносит первые лепетные слова («ма-ма», «па-па», «ба-ба»). По просьбе взрослого показывает части своего и чужого лица и тела: глазки, носик, ушки и т. д.
11 месяцев Говорит «дай», «на» и т. д. Понимает значение слова «нельзя».
1 год Легко повторяет новые слоги. Машет головой в знак отрицания и ручкой на прощание. Произносит 6 -10 облегченных слов («ням-ням», «ля-ля»).
1-1,5 года Интенсивно пополняет свой пассивный словарный запас. Выполняет поручения взрослых. Подолгу эмоционально лепечет, подчеркивая «смысл» мимикой, жестами, интонацией. Подражает различным звукам (мяукает, жужжит). Называет свое имя и показывает на пальчиках возраст. Пытается связать в предложение два слова. В 1,5 года произносит около 30 простых по звуковому составу слов.
1,5-2 года Понимает смысл слова, фразы, активно анализирует речь взрослых. Пытается соотнести слова с абстрактными значениями, хотя и понимает их часто по-своему. Например, связывает слово «мужчина» только со своим папой. Подражая взрослым, легко произносит знакомые и незнакомые слова – как адресованные ему, так и случайно услышанные от окружающих. Говорит фразами. Начинает понимать грамматический строй речи. Строит интонационно четкие вопросительные и восклицательные предложения. Очень любит задавать вопросы «что это?», «кто это?». В 2 года имеет активный словарный запас из 100-300 слов.
2-2,5 года Говорит существенно «чище», владеет большей частью звуков родной речи. Достаточно связно строит предложения (структура речи приближается к речи взрослого, хотя правила грамматики использует еще неточно, заменяя их собственными). Активно использует новые слова во время диалогов со взрослыми. Задает вопросы «когда?», «где?». В 2,5 года имеет словарный запас из 500-1000 слов (в этом возрасте мальчики обычно несколько отстают от девочек – менее активно используют в речи новые слова, но к 3 годам догоняют ровесниц).
2,5-3 года Понимает почти все, что ему говорят (пассивный словарный запас растет очень быстро). Произносит артикуляционно-сложные звуки и слоги (иногда правильное произношение сочетается с выдуманным). Дополняет речь ритмичными движениями, жестами, мимикой. Постоянно задает вопросы (в том числе «почему?» и «зачем?») и легко отвечает на те, что адресованы ему. Использует в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Достаточно свободно говорит (может рассказать о прошедшем дне, однако пересказать текст еще не способен). Может начать ругаться, используя бранные слова, которые где-то услышал (не ругайте ребенка, ведь это тоже одно из проявлений развития речи – просто объясните, почему некоторые слова лучше не произносить). В 3 года имеет словарный запас из 2000-3000 слов. Грамматический строй речи практически аналогичен строю речи взрослого.
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 22.12.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.