Причины: 1. Плач и крик — это нормальная реакция ребенка в ответ на отрицательные эмоции и/или неудовлетворенность какой-то потребности, желание добиться чего-то. Там, где взрослый может в силу опыта и возможности осознанной регуляции поведения выбрать другие способы реагирования, ребенок будет плакать. 2. Если причина истерики кажется Вам незначительной, постарайтесь взглянуть на ситуацию глазами ребенка, с позиции его опыта и интересов. Возможно для него — это настоящая трагедия. 3. Детям нужно большее время, чтобы пережить свои эмоции, справиться с ними (опять-таки в силу малого опыта и особенностей функционирования нервной системы). Кроме того, каждый человек (читай: и ребенок) индивидуален. Поэтому каждому отдельному ребенку необходимо разное время и разное количество ресурсов и способов поддержки. Сравнивать разных детей в сходных ситуациях — занятие как минимум бессмысленное. Как реагировать:
Нельзя категорически: — наказывать (шлепать, обзывать, ставить в угол, кричать на ребенка); — игнорировать (уходить (для детей до 5 лет), закрывать в комнате или другом месте одного); — паниковать. Почему этого делать нельзя: — Дело в том, что в моменты истерики ребенок нуждается в сочувствии, понимании, ощущении рядом большой и спокойной мамы. Именно от взрослого в такой ситуации ребенок черпает ресурсы, чтобы преодолеть свои негативные эмоции, научиться взаимодействовать с миром. В названных выше реакциях взрослого ребенок не только не получает так необходимого ему сочувствия и ресурсов, но наоборот ему достается еще больше негативных эмоций.
Что делать:
1. Оставайтесь максимально спокойной и уверенной в себе. Помните, что слезы и крики — явление временное, и ребенок имеет право на то, чтобы переживать негативные эмоции. 2. Для того, чтобы успокоить Ваше чадо, не обязательно знать причины его эмоционального «срыва». Любые Ваши предположения всегда будут оставаться лишь предположениями, пока ребенок не вырастет до такого возраста, когда сам сможет рассказать Вам об этих причинах (это конечно не значит, что все Ваши предположения ошибочны, а ребенок сможет хорошо подобрать слова, чтобы эти причины описать). 3. Дайте ребенку понять, что Вы будете оставаться с ним рядом, чтобы не случилось и так долго, как это понадобится. Это можно сделать как вербально (спокойно сказать ему об этом), так и невербально (просто находиться рядом с ним). Уверьте малыша в том, что Вы готовы в любой момент обнять и пожалеть его, как только он будет к этому готов. 4. Расскажите сыну/дочери о тех чувствах, которые он(а) испытывает и о том, что с ним происходит (например, «сейчас ты расстроен, напуган, злишься и пр., и поэтому плачешь, кричишь...»). 5. Если Вам не нравится какое-то поведение ребенка в момент истерики, говорите ему именно об этом. Осуждайте только эти конкретные его действия, но его самого, его личность. 6. Создайте и поддерживайте у ребенка ощущение целостности, нерушимости, прочности окружающего мира, чтобы он мог чувствовать себя уверенно. Сделать это можно, во-первых, оставаясь спокойным и уверенным в себе, а во-вторых, создав ряд четких и постоянных правил в общении с ребенком. Малоэффективные меры: — отвлечение (на рыбку, киску, другие виды деятельности). Как видно из названия данная мера — это не способ преодолеть проблему, а уход от нее. В малом возрасте и незначительных для ребенка ситуациях срабатывает, в остальных случаях — нет. — договориться — не срабатывает, или срабатывает редко так как в этом случае взрослый пытается воздействовать на рациональное в ребенке, проблема же лежит в сфере эмоций. Более того, договор может стать «медвежьей услугой» для взрослого, когда ребенок может начинать специально истерить, чтобы получить предмет договора (например, конфету, просмотр мультика, покупку игрушки и т.п.). — не обязательно тискать и прижимать ребенка к себе, если он этого не хочет. Вспомните, Вам тоже бывает неприятно, когда к Вам кто-то прикасается в момент переживания Вами особенно неприятных, негативных эмоций (например, злости, гнева). Как разговаривать с ребенком: — Находитесь с ним на одном уровне, поддерживайте контакт глазами. — Говорите спокойным, ровным голосом, пониженным тоном. — Если Вы осуждаете какие-то конкретные действия ребенка, используйте Я-высказывания («я недовольна, мне не нравиться»). — Оставайтесь спокойной, уверенной в себе и большой мамой. Здесь далеко не весь спектр проблем и мер, которые можно было бы предпринять. Общение с ребенком — процесс творческий. Пробуйте и у вас обязательно получится!
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 15.11.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.