Сегодня: 15.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » 2017 » Март » 9 » конспект урока
22:33
конспект урока
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 11 им. П.М.Камозина» г. Брянска

Конспект урока по литературе в 5 классе
по УМК В.Я.Коровиной
(в соответствии с ФГОС).

А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны.
Обучение анализу лирического произведения.

Подготовила
учитель русского языка и литературы
Диденко Лариса Дмитриевна,
учитель МБОУ СОШ №11 им. П.М.Камозина

Тема урока: А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны. Обучение анализу лирического произведения.
Класс: 5 класс
Тип урока: "открытие" новых знаний
Технология: развитие критического мышления через чтение и анализ художественного текста
Реализуемая программа: по литературе общеобразовательных учреждений. 5-11 классы под ред. В.Я.Коровиной. М.: «Просвещение», 2008г.
УМК: Базовый учебник для учащихся под редакцией В.Я.Коровиной. Литература. 5 класс. М.:Просвещение, 2011г.
Цель урока: формирование умения анализировать и систематизировать изучаемый материал. Расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Задачи урока: 1) образовательные: обеспечить формирование умения анализировать и систематизировать изучаемый материал, выявлять особенности языка в художественном произведении; способствовать расширению кругозора учащихся о ВОВ;
2) воспитательные: способствовать воспитанию чувства уважения и любви к Родине (чувства патриотизма), совершенствованию читательского вкуса;
3) развивающие: способствовать обогащению словарного запаса обучающихся, развитию творческих способностей, логического мышления, коммуникативных возможностей.
Форма проведения: устный журнал.
Продолжительность: 45 минут
Место проведения: МБОУ СОШ №11 им. П.М.Камозина
Планируемые результаты:
1) предметные: анализ лирического произведения в соответствии с возрастом;
2) метапредметные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей; планирование и регуляция своей деятельности.
3) Личностные: осознание значимости самоуважения, личности человека, его достоинств.
УУД личностные: Л-1 - достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; Л-2 понимание русской литературы как одной из основных национально-культурных ценностей; Л3 - ориентирование в системе моральных норм и ценностей.
УУД регулятивные: Р1 - целеполагание и планирование своей деятельности; Р2- принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; Р3 - осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; Р4 – контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.
УУД познавательные: П1 – проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; П2 - выбирают смысловые единицы предложения и устанавливают отношения между ними; П3 - определяют основную и второстепенную информацию; П4 - строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; П5 – представляют информацию в наглядно-символической форме (в виде таблицы).
УУД коммуникативные: К1 – приобретают опыт работы в группе; К2 - практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; К3 – действуют с учётом позиции другого, умеют согласовывать свои действия.
Оборудование, методический и дидактический материал: учебник, 5 класс (В.Я.Коровина и др.), рабочая тетрадь, компьютер (документальная хроника «Флаг над Рейхстагом» и презентация), репродукция картины Ю. Непринцева «Отдых после боя», распечатки со смайликами для рефлексии, толковый словарь Ожегова.
Действующие лица: учитель, учащиеся, помощник учителя - Знайкин (в мантии и шапочке с кисточкой)
Таблица, которая должна получиться у детей в тетради:
Часть плана Опорная лексика
1. Об авторе Родился на хуторе Загорье. (1910 – 1971 гг.). Был военным корреспондентом, что отразилось в творчестве писателя.
2. Тема Дети и война.
3. Идея. Единство поколений во время ВОВ, неугасимая любовь к родной земле.
4. Художественные средства, синтаксис, лексика. Гипербола, разговорная лексика, аллитерация, диалог, повтор (рефрен), эпитеты,олицетворения, метафоры.

Оформление доски:
План урока:
Форзац – «документальные хроники»
1 стр. – «биографическая презентация»
2 стр. – «теоретическая» (словарь урока)
3 стр. - «исследовательская»
(анализ стихотворения и составление таблицы)
4 стр. - «обучающая»
5 стр. - «изобразительная»
Форзац – «лирическая» - 2 стр. А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны. Обучение анализу лирического произведения.

Часть плана Опорная лексика
1.Об авторе
2.Тема
3.Идея
4.Художественные средства, синтаксис, лексика
Словарь урока:
Стихотворение
Баллада
Тема
Идея
Метафора
Эпитет Гипербола
Аллитерация
Диалог
Олицетворение

Методы и приёмы:
а) методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, беседа, чтение учителем наизусть; метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала
б) методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником
в) методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, индивидуальные задания
г) методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: упражнения (по нахождению тропов)
д) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный), выставление поурочного балла, проверка домашней работы

Ход урока
1. Мотивирование к учебной деятельности. (3 мин.)
«Мозговая атака»
(Просмотр документальной хроники «Флаг над рейхстагом»)
- О каком историческом событии вы увидели кадры кинохроники?
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
- Кто из вас знает, что это за кадры?
3. Выявление места и причины затруднения.
- В чем причина вашего незнания? А хотели бы узнать?
(Именно после водружения Советской армией знамени над Рейхстагом было
объявлено о победе над фашизмом)
- Героическое прошлое нашего народа, нашей Родины отражается в искусстве, в частности, в литературе. Поэтическая летопись ВОВ 1941 – 1945гг создавалась многими писателями, поэтами, композиторами. Среди них есть стихотворение А.Т.Твардовского «Рассказ танкиста», о котором и пойдёт речь на сегодняшнем уроке.
- Урок сегодня мы проведём в форме устного журнала по такому плану:
На доске: План урока
Форзац – «документальные хроники»
1 стр. – «биографическая презентация»
2 стр. – «теоретическая» (словарь урока)
3 стр. – «исследовательская» (анализ стихотворения и составление таблицы)
4 стр. – «обучающая»
5 стр. – «изобразительная»
Форзац – «лирическая»
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Исходя из перечисленных страниц устного журнала, попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
- Давайте посмотрим, как я её сформулировала. Согласны?
- Сформулируйте, пожалуйста, цель нашего урока. Давайте посмотрим, как я её сформулировала. Согласны?
Сообщение темы и целей. (2 мин.)
5. Реализация построенного проекта.
Проверка Д/З – 1 стр. – «биографическая презентация». (5 мин.)
- Дома вы прочитали статью в учебнике об А.Т.Твардовском, а 2 ученика к сегодняшнему уроку подготовили индивидуальные сообщения о жизни и творчестве этого поэта и оформили их в виде презентации.
- Сопоставьте прочитанный дома и прослушанный материал. Что нового вы узнали?
- В каких жанрах работал А.Т.Твардовский?
(Поэмы и стихотворения)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- В тетради поставьте число напротив таблицы, которую я вас просила начертить для составления опорного конспекта. (На доске такая же таблица)
- Что вы запишете об авторе?
Заполните первую графу. (Заполнение таблицы вместе с учителем: он – на доске, дети в тетрадях.) Проверьте, сопоставляя записи в тетрадях с тем, что записано на доске, нет ли ошибок в ваших тетрадях.
Часть плана Опорная лексика
1. Об авторе Родился на хуторе Загорье. (1910 – 1971 гг.). Был военным корреспондентом, что отразилось в творчестве писателя.
2. Тема
3. Идея.
4. Художественные средства, синтаксис, лексика.

Словарь урока – 2 стр. – «теоретическая». (2 мин.)
- А что такое стихотворение?
- Обратимся к словарю урока. Дайте определения терминов (фронтально), которые мы будем использовать при анализе стихотворения.
На доске: Словарь урока
Стихотворение эпитет
Баллада гипербола
Тема аллитерация
Идея диалог
Метафора олицетворение
- Послушайте само стихотворение.
Чтение стихотворения (наизусть учителем) – 3 мин.
Анализ стихотворения и составление таблицы – 3 стр. «исследовательская»
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (15 мин)
- Ребята, что лежит в основе этого стихотворения?
(Историческое событие с острым напряженным сюжетом)
- Как называются такие стихотворения?
(Баллады)
- Какова тема этого стихотворения-баллады?
(Дети и война)
- Запишите в таблицу. (Заполнение таблицы вместе с учителем: он – на доске, дети в тетрадях)
- Найдите и прочитайте слова, которыми Твардовский характеризует мальчика.
(2 и 3 строфы)
- Как вы понимаете слова, словосочетания:
а) БЕДОВЫЙ;
Шустрый, смелый (разг.) (Ожегов)
б) ИЗ ТЕХ, ЧТО ГЛАВАРЯМИ У ДЕТЕЙ;
Зачинщик, руководитель, вожак
в) В ГОРОДИШКАХ ПРИФРОНТОВЫХ;
Находящийся вблизи фронта
- Почему именно такой мальчик мог стать участником такого события?
- Прочитайте строки о том, каким был бой.
(4-я строфа и 1,2 строки 5-ой строфы)
- Как вы понимаете строки:
а) А ОН ГВОЗДИТ – НЕ ВЫГЛЯНУТЬ ИЗ БАШЕН
Гвоздить – 1) Бить, колотить изо всех сил.
2) Упорно повторять одно и то же. - (разг.) (дополняет Знаикин, пользуясь словарем Ожегова)
- Почему поэт выбирает слово ГВОЗДИТ, а не стреляет, бьет, строчит и т.д.?
- В прямом или переносном смысле автор использует это слово? Для чего? С какой целью?
(в переносном)
- Как называется л/в прием в строке:
«… И ЧЕРТ ЕГО ПОЙМЕТ, ОТКУДА БЬЕТ».
(Гипербола)
- Запишите в тетрадь(Заполнение таблицы вместе с учителем: он – на доске, дети в тетрадях)
- Для чего его использует Твардовский
(Усиливает ужас трудного боя)
б) … ЗА КАКИМ ДОМИШКОЙ ОН ПРИМОСТИЛСЯ
Примоститься – пристроиться в неудобном месте, в неудобном положении.
(сбоку, с краю) - (разг.) (дополняет Знаикин, пользуясь словарем Ожегова)
- Для какого стиля речи характерны слова, ГВОЗДИТ, ПРИМОСТИТЬСЯ, БЕДОВОЙ, ГЛАВАРЬ?
(Для разговорного)
- Запишите в тетрадь. (Заполнение таблицы вместе с учителем: он – на доске, дети в тетрадях)
- Почему поэт в своем стихотворении использует слова разговорного стиля?
- Частичка -КА в слове УГАДАЙ-КА тоже указывает на разговорный стиль.
- Обратите внимание на звукопись в 1 и 2 строке 4-ой строфы. Каких согласных здесь больше? Почему?
(звонких и сонорных)
- Как называется такой прием в литературе?
(аллитерация)
Запишите в таблицу. (Заполнение таблицы вместе с учителем: он – на доске, дети в тетрадях) Проверьте, сопоставляя записи в тетрадях с тем, что записано на доске, нет ли ошибок в ваших тетрадях.
- Прочитайте строки о том, как мальчик помог русским солдатам.
( 3-4 строка 5 строфы – до «Я вытер пот…»
- В какой форме Твардовский рассказывает об этом?
(диалог)
- Почему именно диалог выбирает поэт?
(Он характерен для разговорной речи. Придает большую реалистичность описываемым событиям)
Запишите в таблицу. (Заполнение таблицы вместе с учителем: он – на доске, дети в тетрадях)
- Обратите внимание на слова мальчика:
« Товарищ командир, товарищ командир!
Я знаю, где их пушка. Я разведал…
Я поползал, они вон там, в саду…»
Что характерно для речи парнишки? Почему?
(Повторы слов, что выдает волнение, частое употребление местоимения Я, т.к. он тоже считает себя бойцом, солдатом… Мальчик очень хочет помочь, а также взобраться на танк, почувствовать себя настоящим воином)
Запишите в таблицу. (Заполнение таблицы вместе с учителем: он – на доске, дети в тетрадях)
- Как называет рассказчик мальчонку?
(дружище)
- Почему именно так?
(Стирается возрастная дистанция. Во время войны важен не возраст: детей уже нет, раз они воюют на улице вместе с отцами.)
- Как ведет себя мальчик на танке? Как это характеризует его?
(Он смел, бесстрашен)
- Найдите в следующеё строфе слова или словосочетания, типичные для разговорной речи.
- На какие эпитеты нельзя не обратить внимания в этой строфе?
(рыхлый, жирный чернозём)
Запишите в таблицу. (Заполнение таблицы вместе с учителем: он – на доске, дети в тетрадях)
- Почему о родной земле именно так говорит поэт?
(Земля словно помогает уничтожить вражескую пушку. Она не противится тому, что ее охраняют военным вражеским оружием. Она все равно остается плодородной)
- Прочитайте следующую (предпоследнюю строфу).
- Какие художественные средства использует здесь Твардовский? Для чего?
(олицетворение – «душила гарь и копоть»
«… шел большой пожар»
Пожар – неотъемлемая часть войны. Они всегда рядом. Они всегда словно живые.)
Запишите в таблицу. (Заполнение таблицы вместе с учителем: он – на доске, дети в тетрадях) Проверьте, сопоставляя записи в тетрадях с тем, что записано на доске, нет ли ошибок в ваших тетрадях.
- Обратите внимание на последние две строки это строфы:
«И, помню, я сказал: - Спасибо, хлопцы! –
И руку, как товарищу, пожал…»
В очередной раз автор стирает возрастное различие. То он назвал мальчонку дружищей, теперь – жмет ему руку, как товарищу. Это не случайно. Отсюда вытекает идея стихотворения. Какова она?
(Идея единства поколений во время ВОВ, слитность в их глубоком
патриотическом чувстве, неугасаемая любовь к родной земле.)
Запишите в таблицу. (Заполнение таблицы вместе с учителем: он – на доске, дети в тетрадях) Проверьте, сопоставляя записи в тетрадях с тем, что записано на доске, нет ли ошибок в ваших тетрадях.
Физминутка.
- А теперь все тихо встали…
Дружно глазки вверх подняли,
Влево, вправо посмотрите.
Друг на дружку. Улыбнитесь!
Повернитесь вправо, влево.
Тихо сядьте. Вновь за дело!
Объяснение нового. Стр. 4 – «обучающая» (2 мин)
- А теперь перечитайте первую и последнюю строфы стихотворения.
- Что вы можете о них сказать?
- Такой прием в литературе называется (на доску вешаю):
КОЛЬЦЕВАЯ КОМПОЗИЦИЯ
Запишите в таблицу. (Заполнение таблицы вместе с учителем: он – на доске, дети в тетрадях)
- Почему автор стихотворения использует этот прием?
(Он подчеркивает свои переживания о том, что забыл спросить имя мальчика)
- А почему он не может себе этого простить?
- Стройность, соразмерность мыслей автора помогает ему передать выбранная
рифма. Определите тип рифмы (по 1-ой строфе)
(перекрестная)
- Что придает стихотворению выбранный тип рифмы?
(четкость, ритмичность...)
- Можно ли считать поступок мальчика героическим?
8. Включение в систему знаний и повторение. (4 мин)
Работа с репродукцией картины. – «лирическая».
- Как вы думаете, когда было написано это стихотворение? (после боя, после войны, во время боя?)
- Посмотрите на репродукцию картины Ю. Непринцева «Отдых после боя». Как можно ее соотнести со стихотворением?
- Как вы считаете, нужно ли нам сегодня вспоминать и обсуждать произведение о
ВОВ? Почему?
- Послушайте стихотворение: «Задохнулись канонады…», которое подтверждает ваши
слова.
( Индивидуальное задание – чтение наизусть)
Задохнулись канонады.
В мире тишина.
На большой земле однажды
Кончилась война.
Будем жить, встречать рассветы,
Верить и любить.
Только не забыть бы это!
Все Лишь бы не забыть!
Эта память – верьте, люди –
Всей земле нужна.
Если мы войну забудем, вновь придет война.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). (3 мин)
- Вспомните кадры документальной кинохроники, показанные в начале урока. Какова связь между содержанием стихотворения «Рассказ танкиста» и телефрагментом? С какой целью я вам его показала?
(Во время ВОВ дети внесли огромный вклад в осуществление победы над фашизмом)
- Какую цель мы ставили перед собой?
- Достигли ли мы цели?
(На уроке мы достигли поставленных целей:
- расширили знания о ВОВ
- выявили авторское отношение к детям во время войны
- обратили внимание на особенности языка «Рассказа танкиста»).
- Действительно, такое произведение создано на века.
- Что было интересно на уроке?
- Что было трудно?
- Какой вид работы вы бы еще хотели увидеть на уроках?
- Оцените свою работу на уроке, выбрав один из условных знаков (они у каждого на столе).
Было интересно. Я узнал много нового.
Было интересно, но у меня остались вопросы.
Мне не понравилось на уроке. Было скучно.

- Пусть наши знания будут впрок,
Спасибо, ребята, вам за урок.
А чтобы упрочить ваши знания,
За доской Д/З (1 мин):
1) с.146 – 148 (наизусть) с устным анализом стихотворения,
опираясь на таблицу, составленную в классе
2) проиллюстрировать стихотворение (по желанию)
- Отметки за урок.
Просмотров: 1605 | Добавил: lorik1375 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:


Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 15.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог