Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 11 им. П.М.Камозина» г. Брянска
Конспект урока по литературе в 5 классе по УМК В.Я.Коровиной (в соответствии с ФГОС).
А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны. Обучение анализу лирического произведения.
Подготовила учитель русского языка и литературы Диденко Лариса Дмитриевна, учитель МБОУ СОШ №11 им. П.М.Камозина
Тема урока: А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны. Обучение анализу лирического произведения. Класс: 5 класс Тип урока: "открытие" новых знаний Технология: развитие критического мышления через чтение и анализ художественного текста Реализуемая программа: по литературе общеобразовательных учреждений. 5-11 классы под ред. В.Я.Коровиной. М.: «Просвещение», 2008г. УМК: Базовый учебник для учащихся под редакцией В.Я.Коровиной. Литература. 5 класс. М.:Просвещение, 2011г. Цель урока: формирование умения анализировать и систематизировать изучаемый материал. Расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. Задачи урока: 1) образовательные: обеспечить формирование умения анализировать и систематизировать изучаемый материал, выявлять особенности языка в художественном произведении; способствовать расширению кругозора учащихся о ВОВ; 2) воспитательные: способствовать воспитанию чувства уважения и любви к Родине (чувства патриотизма), совершенствованию читательского вкуса; 3) развивающие: способствовать обогащению словарного запаса обучающихся, развитию творческих способностей, логического мышления, коммуникативных возможностей. Форма проведения: устный журнал. Продолжительность: 45 минут Место проведения: МБОУ СОШ №11 им. П.М.Камозина Планируемые результаты: 1) предметные: анализ лирического произведения в соответствии с возрастом; 2) метапредметные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей; планирование и регуляция своей деятельности. 3) Личностные: осознание значимости самоуважения, личности человека, его достоинств. УУД личностные: Л-1 - достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; Л-2 понимание русской литературы как одной из основных национально-культурных ценностей; Л3 - ориентирование в системе моральных норм и ценностей. УУД регулятивные: Р1 - целеполагание и планирование своей деятельности; Р2- принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; Р3 - осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; Р4 – контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия. УУД познавательные: П1 – проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; П2 - выбирают смысловые единицы предложения и устанавливают отношения между ними; П3 - определяют основную и второстепенную информацию; П4 - строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; П5 – представляют информацию в наглядно-символической форме (в виде таблицы). УУД коммуникативные: К1 – приобретают опыт работы в группе; К2 - практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; К3 – действуют с учётом позиции другого, умеют согласовывать свои действия. Оборудование, методический и дидактический материал: учебник, 5 класс (В.Я.Коровина и др.), рабочая тетрадь, компьютер (документальная хроника «Флаг над Рейхстагом» и презентация), репродукция картины Ю. Непринцева «Отдых после боя», распечатки со смайликами для рефлексии, толковый словарь Ожегова. Действующие лица: учитель, учащиеся, помощник учителя - Знайкин (в мантии и шапочке с кисточкой) Таблица, которая должна получиться у детей в тетради: Часть плана Опорная лексика 1. Об авторе Родился на хуторе Загорье. (1910 – 1971 гг.). Был военным корреспондентом, что отразилось в творчестве писателя. 2. Тема Дети и война. 3. Идея. Единство поколений во время ВОВ, неугасимая любовь к родной земле. 4. Художественные средства, синтаксис, лексика. Гипербола, разговорная лексика, аллитерация, диалог, повтор (рефрен), эпитеты,олицетворения, метафоры.
Оформление доски: План урока: Форзац – «документальные хроники» 1 стр. – «биографическая презентация» 2 стр. – «теоретическая» (словарь урока) 3 стр. - «исследовательская» (анализ стихотворения и составление таблицы) 4 стр. - «обучающая» 5 стр. - «изобразительная» Форзац – «лирическая» - 2 стр. А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны. Обучение анализу лирического произведения.
Часть плана Опорная лексика 1.Об авторе 2.Тема 3.Идея 4.Художественные средства, синтаксис, лексика Словарь урока: Стихотворение Баллада Тема Идея Метафора Эпитет Гипербола Аллитерация Диалог Олицетворение
Методы и приёмы: а) методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, беседа, чтение учителем наизусть; метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала б) методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником в) методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, индивидуальные задания г) методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: упражнения (по нахождению тропов) д) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный), выставление поурочного балла, проверка домашней работы
Ход урока 1. Мотивирование к учебной деятельности. (3 мин.) «Мозговая атака» (Просмотр документальной хроники «Флаг над рейхстагом») - О каком историческом событии вы увидели кадры кинохроники? 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. - Кто из вас знает, что это за кадры? 3. Выявление места и причины затруднения. - В чем причина вашего незнания? А хотели бы узнать? (Именно после водружения Советской армией знамени над Рейхстагом было объявлено о победе над фашизмом) - Героическое прошлое нашего народа, нашей Родины отражается в искусстве, в частности, в литературе. Поэтическая летопись ВОВ 1941 – 1945гг создавалась многими писателями, поэтами, композиторами. Среди них есть стихотворение А.Т.Твардовского «Рассказ танкиста», о котором и пойдёт речь на сегодняшнем уроке. - Урок сегодня мы проведём в форме устного журнала по такому плану: На доске: План урока Форзац – «документальные хроники» 1 стр. – «биографическая презентация» 2 стр. – «теоретическая» (словарь урока) 3 стр. – «исследовательская» (анализ стихотворения и составление таблицы) 4 стр. – «обучающая» 5 стр. – «изобразительная» Форзац – «лирическая» 4. Построение проекта выхода из затруднения. - Исходя из перечисленных страниц устного журнала, попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. - Давайте посмотрим, как я её сформулировала. Согласны? - Сформулируйте, пожалуйста, цель нашего урока. Давайте посмотрим, как я её сформулировала. Согласны? Сообщение темы и целей. (2 мин.) 5. Реализация построенного проекта. Проверка Д/З – 1 стр. – «биографическая презентация». (5 мин.) - Дома вы прочитали статью в учебнике об А.Т.Твардовском, а 2 ученика к сегодняшнему уроку подготовили индивидуальные сообщения о жизни и творчестве этого поэта и оформили их в виде презентации. - Сопоставьте прочитанный дома и прослушанный материал. Что нового вы узнали? - В каких жанрах работал А.Т.Твардовский? (Поэмы и стихотворения) 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. - В тетради поставьте число напротив таблицы, которую я вас просила начертить для составления опорного конспекта. (На доске такая же таблица) - Что вы запишете об авторе? Заполните первую графу. (Заполнение таблицы вместе с учителем: он – на доске, дети в тетрадях.) Проверьте, сопоставляя записи в тетрадях с тем, что записано на доске, нет ли ошибок в ваших тетрадях. Часть плана Опорная лексика 1. Об авторе Родился на хуторе Загорье. (1910 – 1971 гг.). Был военным корреспондентом, что отразилось в творчестве писателя. 2. Тема 3. Идея. 4. Художественные средства, синтаксис, лексика.
Словарь урока – 2 стр. – «теоретическая». (2 мин.) - А что такое стихотворение? - Обратимся к словарю урока. Дайте определения терминов (фронтально), которые мы будем использовать при анализе стихотворения. На доске: Словарь урока Стихотворение эпитет Баллада гипербола Тема аллитерация Идея диалог Метафора олицетворение - Послушайте само стихотворение. Чтение стихотворения (наизусть учителем) – 3 мин. Анализ стихотворения и составление таблицы – 3 стр. «исследовательская» 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (15 мин) - Ребята, что лежит в основе этого стихотворения? (Историческое событие с острым напряженным сюжетом) - Как называются такие стихотворения? (Баллады) - Какова тема этого стихотворения-баллады? (Дети и война) - Запишите в таблицу. (Заполнение таблицы вместе с учителем: он – на доске, дети в тетрадях) - Найдите и прочитайте слова, которыми Твардовский характеризует мальчика. (2 и 3 строфы) - Как вы понимаете слова, словосочетания: а) БЕДОВЫЙ; Шустрый, смелый (разг.) (Ожегов) б) ИЗ ТЕХ, ЧТО ГЛАВАРЯМИ У ДЕТЕЙ; Зачинщик, руководитель, вожак в) В ГОРОДИШКАХ ПРИФРОНТОВЫХ; Находящийся вблизи фронта - Почему именно такой мальчик мог стать участником такого события? - Прочитайте строки о том, каким был бой. (4-я строфа и 1,2 строки 5-ой строфы) - Как вы понимаете строки: а) А ОН ГВОЗДИТ – НЕ ВЫГЛЯНУТЬ ИЗ БАШЕН Гвоздить – 1) Бить, колотить изо всех сил. 2) Упорно повторять одно и то же. - (разг.) (дополняет Знаикин, пользуясь словарем Ожегова) - Почему поэт выбирает слово ГВОЗДИТ, а не стреляет, бьет, строчит и т.д.? - В прямом или переносном смысле автор использует это слово? Для чего? С какой целью? (в переносном) - Как называется л/в прием в строке: «… И ЧЕРТ ЕГО ПОЙМЕТ, ОТКУДА БЬЕТ». (Гипербола) - Запишите в тетрадь(Заполнение таблицы вместе с учителем: он – на доске, дети в тетрадях) - Для чего его использует Твардовский (Усиливает ужас трудного боя) б) … ЗА КАКИМ ДОМИШКОЙ ОН ПРИМОСТИЛСЯ Примоститься – пристроиться в неудобном месте, в неудобном положении. (сбоку, с краю) - (разг.) (дополняет Знаикин, пользуясь словарем Ожегова) - Для какого стиля речи характерны слова, ГВОЗДИТ, ПРИМОСТИТЬСЯ, БЕДОВОЙ, ГЛАВАРЬ? (Для разговорного) - Запишите в тетрадь. (Заполнение таблицы вместе с учителем: он – на доске, дети в тетрадях) - Почему поэт в своем стихотворении использует слова разговорного стиля? - Частичка -КА в слове УГАДАЙ-КА тоже указывает на разговорный стиль. - Обратите внимание на звукопись в 1 и 2 строке 4-ой строфы. Каких согласных здесь больше? Почему? (звонких и сонорных) - Как называется такой прием в литературе? (аллитерация) Запишите в таблицу. (Заполнение таблицы вместе с учителем: он – на доске, дети в тетрадях) Проверьте, сопоставляя записи в тетрадях с тем, что записано на доске, нет ли ошибок в ваших тетрадях. - Прочитайте строки о том, как мальчик помог русским солдатам. ( 3-4 строка 5 строфы – до «Я вытер пот…» - В какой форме Твардовский рассказывает об этом? (диалог) - Почему именно диалог выбирает поэт? (Он характерен для разговорной речи. Придает большую реалистичность описываемым событиям) Запишите в таблицу. (Заполнение таблицы вместе с учителем: он – на доске, дети в тетрадях) - Обратите внимание на слова мальчика: « Товарищ командир, товарищ командир! Я знаю, где их пушка. Я разведал… Я поползал, они вон там, в саду…» Что характерно для речи парнишки? Почему? (Повторы слов, что выдает волнение, частое употребление местоимения Я, т.к. он тоже считает себя бойцом, солдатом… Мальчик очень хочет помочь, а также взобраться на танк, почувствовать себя настоящим воином) Запишите в таблицу. (Заполнение таблицы вместе с учителем: он – на доске, дети в тетрадях) - Как называет рассказчик мальчонку? (дружище) - Почему именно так? (Стирается возрастная дистанция. Во время войны важен не возраст: детей уже нет, раз они воюют на улице вместе с отцами.) - Как ведет себя мальчик на танке? Как это характеризует его? (Он смел, бесстрашен) - Найдите в следующеё строфе слова или словосочетания, типичные для разговорной речи. - На какие эпитеты нельзя не обратить внимания в этой строфе? (рыхлый, жирный чернозём) Запишите в таблицу. (Заполнение таблицы вместе с учителем: он – на доске, дети в тетрадях) - Почему о родной земле именно так говорит поэт? (Земля словно помогает уничтожить вражескую пушку. Она не противится тому, что ее охраняют военным вражеским оружием. Она все равно остается плодородной) - Прочитайте следующую (предпоследнюю строфу). - Какие художественные средства использует здесь Твардовский? Для чего? (олицетворение – «душила гарь и копоть» «… шел большой пожар» Пожар – неотъемлемая часть войны. Они всегда рядом. Они всегда словно живые.) Запишите в таблицу. (Заполнение таблицы вместе с учителем: он – на доске, дети в тетрадях) Проверьте, сопоставляя записи в тетрадях с тем, что записано на доске, нет ли ошибок в ваших тетрадях. - Обратите внимание на последние две строки это строфы: «И, помню, я сказал: - Спасибо, хлопцы! – И руку, как товарищу, пожал…» В очередной раз автор стирает возрастное различие. То он назвал мальчонку дружищей, теперь – жмет ему руку, как товарищу. Это не случайно. Отсюда вытекает идея стихотворения. Какова она? (Идея единства поколений во время ВОВ, слитность в их глубоком патриотическом чувстве, неугасаемая любовь к родной земле.) Запишите в таблицу. (Заполнение таблицы вместе с учителем: он – на доске, дети в тетрадях) Проверьте, сопоставляя записи в тетрадях с тем, что записано на доске, нет ли ошибок в ваших тетрадях. Физминутка. - А теперь все тихо встали… Дружно глазки вверх подняли, Влево, вправо посмотрите. Друг на дружку. Улыбнитесь! Повернитесь вправо, влево. Тихо сядьте. Вновь за дело! Объяснение нового. Стр. 4 – «обучающая» (2 мин) - А теперь перечитайте первую и последнюю строфы стихотворения. - Что вы можете о них сказать? - Такой прием в литературе называется (на доску вешаю): КОЛЬЦЕВАЯ КОМПОЗИЦИЯ Запишите в таблицу. (Заполнение таблицы вместе с учителем: он – на доске, дети в тетрадях) - Почему автор стихотворения использует этот прием? (Он подчеркивает свои переживания о том, что забыл спросить имя мальчика) - А почему он не может себе этого простить? - Стройность, соразмерность мыслей автора помогает ему передать выбранная рифма. Определите тип рифмы (по 1-ой строфе) (перекрестная) - Что придает стихотворению выбранный тип рифмы? (четкость, ритмичность...) - Можно ли считать поступок мальчика героическим? 8. Включение в систему знаний и повторение. (4 мин) Работа с репродукцией картины. – «лирическая». - Как вы думаете, когда было написано это стихотворение? (после боя, после войны, во время боя?) - Посмотрите на репродукцию картины Ю. Непринцева «Отдых после боя». Как можно ее соотнести со стихотворением? - Как вы считаете, нужно ли нам сегодня вспоминать и обсуждать произведение о ВОВ? Почему? - Послушайте стихотворение: «Задохнулись канонады…», которое подтверждает ваши слова. ( Индивидуальное задание – чтение наизусть) Задохнулись канонады. В мире тишина. На большой земле однажды Кончилась война. Будем жить, встречать рассветы, Верить и любить. Только не забыть бы это! Все Лишь бы не забыть! Эта память – верьте, люди – Всей земле нужна. Если мы войну забудем, вновь придет война. 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). (3 мин) - Вспомните кадры документальной кинохроники, показанные в начале урока. Какова связь между содержанием стихотворения «Рассказ танкиста» и телефрагментом? С какой целью я вам его показала? (Во время ВОВ дети внесли огромный вклад в осуществление победы над фашизмом) - Какую цель мы ставили перед собой? - Достигли ли мы цели? (На уроке мы достигли поставленных целей: - расширили знания о ВОВ - выявили авторское отношение к детям во время войны - обратили внимание на особенности языка «Рассказа танкиста»). - Действительно, такое произведение создано на века. - Что было интересно на уроке? - Что было трудно? - Какой вид работы вы бы еще хотели увидеть на уроках? - Оцените свою работу на уроке, выбрав один из условных знаков (они у каждого на столе). Было интересно. Я узнал много нового. Было интересно, но у меня остались вопросы. Мне не понравилось на уроке. Было скучно.
- Пусть наши знания будут впрок, Спасибо, ребята, вам за урок. А чтобы упрочить ваши знания, За доской Д/З (1 мин): 1) с.146 – 148 (наизусть) с устным анализом стихотворения, опираясь на таблицу, составленную в классе 2) проиллюстрировать стихотворение (по желанию) - Отметки за урок.
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 22.12.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.