Главная » 2016»Апрель»15 » Конспект урока по биологии 8 класс "Органы дыхания"
13:32
Конспект урока по биологии 8 класс "Органы дыхания"
ТЕМА: Значение дыхания. Органы дыхательной системы человека
Цели урока:
Образовательные: • раскрыть значение дыхания и взаимосвязи органов дыхания и кровообращения; изучить особенности строения органов дыхания; найти взаимосвязь строения органов и выполняемой ими функциями; раскрыть сущность процесса дыхания, его значение в обмене веществ;
Развивающие: • продолжить формирование основ гигиены (правила гигиены дыхания);
развивать умения сравнивать, анализировать и делать выводы;
Воспитательные:
• воспитывать бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, к здоровью окружающих;
• провести аналогию: дыхание – жизнь;
Оборудование: таблицы: «Органы дыхания», «Гортань и органы полости рта при дыхании и глотании», презентация «Дыхательная система человека»
Содержание урока:
Время Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика
Стадия «Вызова»
1-2 мин Создание коллаборативной среды Приветствие учащихся.
Добрый день! Я рада видеть вас на сегодняшнем уроке. Надеюсь, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Давайте улыбнемся друг другу, расправим плечи, глубоко вздохнём, настроимся на поиск и творчество и начнём урок. Я пришла к вам на урок вот с таким настроением (показываю изображение солнца)! А какое у вас настроение? У вас на столе лежат стикеры, ваше настроение на урок
Пожелание мне Пишут пожелание на стикерах
7 мин Проверка домашнего задания. Вопрос аукцион
1. Движение крови по кровеносным сосудам (кровообращение)
2. Самый крупный сосуд (аорта)
3. Красные кровяные клетки (эритроциты)
4. Процесс пожирания инородных тел лейкоцитами (фагоцитоз)
5. Кровь, насыщенная углекислым газом (венозная)
6. Путь крови от левого желудочка до правого предсердия
7. Кровеносные сосуды, по которым кровь движется к сердцу (вены)
8. Человек, предоставляющий часть своей крови для переливания (донор)
9. В-во, входящее в состав эритроцитов (гемоглобин)
10. Жидкая часть крови (плазма)
11. Кровь, насыщенная О2 (артериальная)
12. Колебания стенок сосудов вызванное изменениями давления крови в сосудах в ритме сокращения сердца (пульс)
13. Путь крови от правого желудочка до левого предсердия (малый круг кровообращения)
14. Сосуды, несущие кровь от сердца (артерии)
Работа в паре
Деление на группы Зима весна лето осень Рассаживается по группам
5 мин Выявление темы урока
Подведение к теме урока
Беседа с учащимися.
На собрании зверей
Встал вопрос: «А что важней?»
Прыгать, бегать и летать
Видеть, слышать, иль дышать?
Все задумались и вдруг
Встал медведь и всем вокруг
Огласил сию загадку,
Требуя тотчас отгадку:
- В организме у зверей,
Та система всех важней
Силу органам вселяет,
Кислородом их питает…
А отгадку для зверей,
Дайте Вы и поскорей!
Мы часто говорим: «Это нам нужно, как воздух!». Что же означает эта поговорка?
Еще древнегреческий ученый Анаксимен, наблюдая за дыханием животных и человека, считал воздух условием и первопричиной жизни. Великий врач Древней Греции Гиппократ назвал воздух «пастбищем жизни». Хотя представления о воздухе как о единственной обособленной причине всего существующего наивны, но они отражают понимание огромного значения воздуха для организма.
- Проведем практическое наблюдение: сделайте спокойный вдох и задержите дыхание. Что вы наблюдаете? Через какой промежуток времени вы испытываете нехватку воздуха?
- Сколько дней человек может прожить без пищи? Без воды? А без воздуха? (до 30 дней, до 8 дней, до 5 минут)
- Почему без воздуха даже натренированные люди могут обходиться не более 6 минут?
Воздух содержит кислород. Более длительное кислородное голодание может привести к смерти. Ведь в нашем организме нет запасов кислорода, поэтому он должен равномерно поступать в организм.
Предлагают свои ассоциации
Выявление цели урока Учитель задает вопрос: «Почему человек может прожить без еды несколько недель, без воды несколько дней, а без воздуха умирает через несколько минут?».
Записывают тему урока в тетрадях.
Учащиеся пытаются решить проблемную ситуацию. Высказывают свое мнение.
Выявляют цели урока.
Стадия «Осмысления»
5 мин Путешествие принца Кислорода
Задание 1. Выбрать из предложенного текста Путешествие принца Кислорода слова, под которыми подразумевается какой-то биологический термин, связанный с процессом дыхания.
Путешествие принца Кислорода
Влетел принц Кислород в волшебный тоннель и видит что рядом с ним на каждой пылинке, как на самолетике, летят микробы. Испугался Кислород, но тут заработали роботы. Робот Пылесос ловко задержал микробов-разбойников в своих волосках, а с остальными разделался робот Липучка. Приклеились незваные гости! Принца Кислорода стражи носа пропустили и даже согрели на прощание. Обогретый, довольный принц полетел дальше и оказался в голубой трубе. «Ах, какая красота кругом!» — воскликнул путешественник. Да и как не восхищаться — стенки трубы мерцают от легких волн, как будто ковыль в поле колышется. Но торопись, Кислород, принцессы ждать не любят! Вот и воздушный замок. Триста миллионов маленьких, похожих на мыльные пузыри комнат так и манят войти. Стоит Кислород перед двумя коридорами волнуется: как встретят, ждут ли? Принцесса Гемоглобин такая красивая, многие на нее засматриваются. Вот и принц Углекислый Газ о ней мечтает. Поразмыслил наш герой, набрался храбрости и решительно влетел в комнатку — альвеолку. Навстречу вышла маленькая частичка крови — принцесса Гемоглобин, нарядная, румяная. Кислород ее увидел и онемел. А красавица поклонилась ему величаво, как и подобает настоящим принцессам, и ласково сказала: «Я так ждала тебя, принц! Нет в этом замке ни радости, ни веселья без тебя, ведь недаром он воздушным зовется. Посмотри вокруг — какими большими стали залы замка, как увеличились комнаты — альвеолы! Все тебе рады!» Засмущался Кислород, обрадовался такому радушному приему. Взяла принцесса за руку своего гостя и повела на корабль: «Пойдем, принц, я покажу тебе все свое царство». Отчалил кораблик принцессы Гемоглобин от причала воздушного замка, и началось новое путешествие принца Кислорода — по реке, которая называется Артерия...
Вместе частичка крови и частичка воздуха поплывут по всему организму и принесут тепло каждой клеточке, каждому жителю волшебной страны.
Работают в группе.
Находят основные биологические термины в тексте.
Ответы:
«волшебный тонель» нос
«Робот пылесос» – ворсинки в носу
«Липучка» – слизь
«Голубая труба» трахея
«два коридора» бронхи
10 мин Исследовательская работа
Защита постера
Учитель знакомит учащихся с планом урока:
В ходе групповой исследовательской работы (работа с учебником, дополнительным материалом):
При нормальном дыхании человек дышит через нос. А зачем человеку нос? Подобно глазам, губам, ресницам, нос, как бы критически к нему не относиться,- украшение лица. Представить человека с двумя дырочками на ровном месте просто невозможно!
«Без носа человек - черт знает что – птица не птица, гражданин не гражданин, - просто возьми, да и вышвырни за окошко!..» - так написал о носе Н.В.Гоголь. А если серьезно? Для чего появился нос у человека разумного? Исследовал эту проблему
1. Изучить строение носовой полости.
-Потрогайте на себе, чувствуете такой перекрёсток в горле? Это гортань.
2. Строение гортани.
-А вот дальше воздух идёт по воздушной трубе. Как она называется?
3. Строение трахеи и бронхов
- Воздух спокойно проходит по трахее и попадает в короткие, толстые ветки – бронхи, на которых растут две большие кроны – лёгкие
4. Строение легких
Обсуждают в группе, рисуют постер, готовят выступление.
Каждая группа защищает свой постер.
презентация
Ученики внимательно выслушивают выступления групп и одновременно записывают основное в тетрадях, задают вопросы.
2 мин Физминутка «Веселая зарядка»
9 мин Закрепление
- Какие органы составляют дыхательную систему человека?
- Какие функции выполняет полость носа?
- Почему в холодную погоду не рекомендуют дышать ртом?
Биологический диктант.
1. Орган дыхательной системы, согревающий, увлажняющий и обеззараживающий воздух.
2. Орган, отвечающий за формирование звука.
3. Воздухоносный путь, состоящий из хрящевых полуколец.
4. Часть гортани, защищающая вход в трахею.
5. Легочные пузырьки.
6. Пленка, покрывающая легкие?
7. Воздухоносные пути, состоящие из хрящевых колец.
8. Орган, соединяющий носовую полость с глоткой.
9. В каких органах дыхательной системы происходит активный газообмен?
10. Плоская мышца, отделяющая грудную полость от брюшной и участвующая в дыхательных движениях.
Выполнение биологического диктанта
(На доске учитель открывает верные ответы, учащиеся проверяют их.)
Возьмите каждый свою работу. Поднимите руки те, у кого она написана:
на «5»- все ответы верные,
на «4»- допущено 2 ошибки,
на «3»- верные половина ответов
есть ли «2»?
1. Носовая полость
2. Гортань
3. Трахеи
4. Надгортанник
5. Альвеолы
6. Плевра
7. Бронхи
8. Носоглотка
9. Легкие
10. диафрагма
Рефлексия.
2 мин Оценивание работы групп Оценивание вклада отдельного ученика при групповой работе (приложение) Эксперты с каждой группы оценивают работу каждого учащегося с комментариями
2 мин Формативное оценивание урока «Что нового я узнал на уроке…» Пишут свои пожелания
1 мин Домашнее задание
(на доске) Изучить п.41-42
Синквейн
Индивидуальное: Составить памятку: «Гигиена органов дыхания» Запись домашнего задания в дневниках
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 22.12.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.